Античная натурфилософия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассматриваются такие вопросы, как философы в поисках первоначала мира, основоположники античной диалектики.
Актуальность данной темы определяется тем, что в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновение мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двух основных форм бытия – материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

                                                       ВВЕДЕНИЕ

          Актуальность данной темы определяется тем, что в античной философии были поставлены и частично разрешены основные философские проблемы: возникновение мира и человека, первоосновы всего сущего, соотношение двух основных форм бытия – материальной и идеальной, смысла жизни, смерти и бессмертия.

     Возникновение античной философии в Древней  Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. – часть того социально-духовного движения, которое характеризовалось как «движение от мифа к логосу». Это переход от мифологического отождествления материального с идеальным, субъективного с объективным, воображаемого с реальным к новому, более абстрактному мышлению, связанному с общими представлениями о мире, оформленными в философских категориях.

     Античный  «логос» – неразделимое единство слова и мысли, позволил сформулировать первые обобщения многообразного индивидуального, социального и политического  опыта людей. Кроме того, переход  от мифа к «логосу» побуждался начальными элементами научного знания, заимствованными  из источников Древнего Востока (математика, астрономия) и получившими развитие и переосмысление в Греции.

     Философы  VII-VI вв. до н.э. формируют систему категорий, сочетавшую, пусть еще весьма наивно и несовершенно, новый рациональный подход к явлениям природы и общества со смелыми мировоззренческими обобщениями, прокладывавшими путь к дальнейшему развитию человеческого знания.

     Исходя  из вышеизложенного, тема данной работы представляется не только актуальной, но и интересной. В работе рассматриваются такие вопросы, как философы в поисках первоначала мира, основоположники античной диалектики.

1. ФИЛОСОФЫ В ПОИСКАХ ПЕРВОНАЧАЛА  МИРА (ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, АНАКСИМЕН,  ДЕМОКРИТ, АНАКСАГОР)

 

1.1 Зарождение античной  философии. ”Первоосновы“  мира. 

     Начинается античная философия с появления натурфилософских идей, т.е. из философского осмысления природы. «На греческом языке слово природа звучит как «фюзис», поэтому такую философию называли «физической», а философов этого периода – «физиками». Они интуитивно формировали субстанциональную модель мира с помощью выяснения первоосновы всего сущего как основы, сути»1.

     У истоков формирования натурфилософии стояла милетская школа (г. Милет, Малая Азия, VII в. до н. э.). Основателем школы был Фалес (около 624-547 гг. до н. э.), а его последователями – Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (585-525 гг. до н. э.).

     Основное  внимание представители этого течения  сосредоточили на поисках той  первоосновы, из которой возникают  все конкретные предметы и явления. Вещи являются чем-то временным, они  возникают и исчезают, а их основа является вечной, существует всегда. Фалес  усматривал такую первооснову в  воде, Анаксимандр считал, что ею является неопределенное начало, которое  он назвал «апейрон», Анаксимен принял за первооснову воздух.

     Выделение этих конкретных веществ в качестве «первоосновы» мира неслучайно. Именно вода своими наглядными преобразованиями в лед или пар наталкивает  на мысль о возможности бесконечного количества метаморфоз, порождений из единой исходной (первой) формы целого множества качественно отличных форм.

     Воздух, в свою очередь, своим «всепроникновением» порождает представление о вещественной «заполненности» бытия, которое имеет способность «сгущаться» и «разрежаться», порождая, таким образом, все многообразие конкретных вещей в мире. Ведь вода, воздух и т.д. как «первоосновы» мира являются не просто обычными «ощутимыми» веществами, они одновременно являются «видимым», «вещественным» принципом, законом возникновения, существования и исчезновения конкретно-жизненного разнообразия вещей окружающего мира»2. 

     1.2 Анаксагор. Принцип  Анаксагора. Гомеомерия. 

     Первым  крупным афинским философом стал Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.). Он тоже был родом из Малой Азии, там усвоил взгляды Анаксимена из Милета; затем переселился в Афины. Анаксагор, как и большинство древнегреческих мыслителей, занимался не только философией. Он уделял большое внимание математике, астрономии, физике.

     Перу  Анаксагора принадлежит сочинение  с традиционным для того времени  названием «О природе», от которого до нас дошло около 20 отрывков. Он тоже искал первоначало, но, в отличие  от милетцев, Гераклита и других, это была не одна какая-то стихия или вещество.

     Мир казался ему слишком разнообразным, чтобы выводить все из воды, воздуха, апейрона или огня. «Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти -плоть?»3 – спрашивал Анаксагор. Для него ответ был ясен: это невозможно. Значит, делал вывод Анаксагор, «первоначалами являются мельчайшие частицы волоса, плоти, дерева и всех других вещей. Эти первоначала он назвал «семенами всех вещей», а Аристотель позднее – «гомеомериями» (буквальный перевод – «подобочастные»)»4.

     Каждая  гомеомерия – это мельчайшая частица какого-либо вещества: крови, молока, золота, древесины, огня, железа и т.д. Гомеомерии вечны, их невозможно уничтожить. Причем каждая вещь содержит в себе семена всех вещей, Анаксагор выдвигает принцип: «Все во всем». Но каких-то гомеомерий всегда больше, они преобладают в данном предмете, поэтому предмет и становится тем, что он есть. Золото является золотом, потому что в нем преобладают гомеомерии золота, семена всех других вещей присутствуют в золотом кольце в исчезающее малом количестве. Так как гомеомерии вечны, то ничего не возникает заново и не исчезает бесследно: гомеомерии лишь соединяются или распадаются, образуя новые сочетания, новые предметы. 

     1.3 Движущая сила возникновения мира. Учение Анаксагора. 

     Первоначальное состояние мира, по Анаксагору, – неподвижная  смесь всех гомеомерий. «Все вещи были вперемешку... И пока все было вперемежку, ничто не было ясно различимо»5, – писал Анаксагор. Для того, чтобы возник мир, необходимо было «подтолкнуть» эту смесь, привнести в нее движение.

     Такой движущей силой стал Ум (по-гречески – «Нус»). Нус – творец космоса, он движет миром, благодаря ему из хаотичного состояния и возник организованный мир различных вещей. Причем Нус – единственная абсолютно чистая, простая сила, не смешанная ни с чем другим: «Ум – бесконечен, самодержавен и не смешан ни с одной вещью, но только он один существует сам по себе. Ибо... если бы Он был смешан с чем-нибудь другим, то Он участвовал бы во всех вещах... Эта примесь мешала бы ему, так что Он не мог бы править ни одной вещью столь хорошо, как теперь... Он – тончайшая и чистейшая из всех вещей; Он обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу»6.

     Силой Нуса начинается мировое круговращение, во время которого гомеомерии разделяются и соединяются, что приводит к возникновению различных предметов, вещей. Причем холодное, тяжелое, плотное и влажное собирается в центре и из него образуется земля, а горячее, сухое, светлое и легкое устремляется вверх и образуется небо. Вокруг устроенного таким образом мира находится вращающийся эфир. Вращение эфира отрывает от земли камни. Эти камни от трения при вращении возгораются, – так появляются звезды, Луна и даже Солнце. Они не падают на землю вследствие вращения эфира или, как мы сказали бы сегодня, центробежных сил.

     Учение  Анаксагора очень оригинально. Все  его предшественники считали, что  число первоначал конечно. Анаксагор  впервые предположил, что число  начал составляет бесконечное множество  материальных элементов, которые приводятся в движение духовной силой – Умом, или Нусом. Но особый интерес у Анаксагора вызывала проблема превращения вещей, переход одного качества в другое. Почему белый и чистый снег при таянии дает мутную воду? Потому что качества жидкого и мутного уже содержались в снеге, хотя качества твердого и белого в нем преобладали. Во всем есть часть всего, – вот основной принцип философии Анаксагора.

     Если  взгляды Анаксагора еще нельзя назвать  ни материалистическими, ни идеалистическими, – с одной стороны, гомеомерии материальны, с другой – Ум-Нус является вечным духовным началом космоса, – то натурфилософию Демокрита (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) мы уже с полным правом можем назвать материалистической. 

           1.4 Демокрит. Атомы как начало мироздания. 

     Считается, что Демокрит был учеником Левкиппа. О жизни Левкиппа почти ничего неизвестно: поэтому одни сомневались в его существовании, другие говорили, он был родом из города Абдеры и учил, что мир состоит из атомов. Это вполне современное слово происходит от греческого «atomos» – неделимый. Многие века считалось, что атом – это мельчайшая неделимая частичка вещества, хотя современная наука уже иначе понимает атом: мы знаем, что он тоже состоит из частиц, имеет сложное строение.

     Демокрит был атомистом, считая, как и Левкипп, что любая вещь состоит из атомов и пустоты. Вещи возникают и уничтожаются, но атомы, из которых они состоят – вечны, ведь им не на что распадаться: они неделимы. Этим мельчайшим и абсолютно плотным частицам присуще движение («они трясутся во всех направлениях»7, – писал Демокрит), поэтому с необходимостью в мире должна существовать пустота (здесь атомисты принципиально не соглашались с элеатами). Атомы и пустота – вот два вечных начала мироздания. Атомов бесконечно много, они отличаются друг от друга по форме, порядку, положению.

     Демокрит писал о вогнутых, выпуклых, угловатых, шарообразных и других атомах. Кроме того, атомы различаются величиной. Двигаясь в пустоте, они могут ударяться друг о друга, сцепляться или, наоборот, разъединяться, – так возникают и исчезают вещи. Причем сами атомы не обладают качествами какого-то конкретного вещества (в отличие от гомеомерий Анаксагора), качество вещи возникает лишь при сочетании тех или иных атомов. Получается, что атомы вечны и неизменны, а вот вещи – неустойчивы и преходящи. Но сами движения атомов не случайны, они подчиняются причинно-следственной связи, объективным законам, необходимости. 

           1.5 Демокрит. Причинность и необходимость. 

       Для Демокрита нет случайных событий. Случайным человеку кажется событие, причину которого он не знает. Демокрит приводил такой пример: по дороге идет человек, вдруг с неба на голову ему падает черепаха и убивает его. Вот, казалось бы, пример случайного события! Но Демокрит объяснял: нет, это событие не случайно.

     Орел, схватив черепаху, обычно бросает  ее на камень, чтобы расколоть панцирь  и полакомиться. Человек, шедший по дороге, был лыс, его голова напоминала камень, потому орел бросил на него черепаху. Правда, с современной точки зрения, Демокрит здесь смешивает два различных понятия: причинность и необходимость. Конечно, существует причина того, что черепаха упала на голову идущему человеку.

     С другой стороны, то, что орел уронил черепаху на голову именно этому человеку, – случайность. Демокрит же, не делая различия между причинностью и необходимостью, приходит к фатализму. Что такое фатализм? Это слово происходит от латинского fatalis – роковой, «предопределенный судьбой» и означает такой взгляд на мир, когда все происходящее рассматривается как заранее предначертанное; все происходит так, как и должно произойти согласно судьбе, року, мировому закону или какой-то высшей воле. С одной стороны, атомисты отказались от поиска каких-либо божественных причин происходящего, с другой – считали, что в мире все предопределено движениями атомов в пустоте.

     Мир тоже возник в результате взаимодействия атомов. Пустота заполнена атомами  неравномерно. В тех частях пространства, где их больше, они чаще сталкиваются друг с другом, и из такого движения атомов возникает вихрь. В результате вихревого движения более крупные  и тяжелые атомы собираются в  центре и образуют землю. Более легкие выталкиваются на периферию и  образуют там небо. Поскольку атомы  земли продолжают двигаться (движение атомов неуничтожимо!), то земля как  будто бы утрамбовывается к центру и выдавливает из себя воду. Вода, заполнив самые низкие места и  впадины, образует озера и моря.

     Как видно, Демокрит объяснял возникновение мира только физическими причинами, не прибегая к действиям богов. Но самым удивительным является то, что, по его мнению, миров бесконечно много, причем каждый из них имеет шарообразную форму. В каждый момент времени какие-то миры возникают, другие гибнут, а Вселенная – беспредельна. 

     1.6 Причины возникновения  жизни на земле  по Демокриту. 

       Естественными причинами Демокрит объяснял и происхождение жизни на земле. Только что образовавшаяся в результате атомных вихрей земля была еще мягкой, «грязеобразной». На ней вздулись пузыри, как на лужах после дождя. Эти пузыри нагревались солнцем и когда они лопнули, из них и вышли первые животные и люди. Потом земля затвердела, а животные и люди стали воспроизводить себя другим, привычным нам способом.

Информация о работе Античная натурфилософия