Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:05, реферат
При Петре I была выпущена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». В ней содержались требования к поведению в различных жизненных ситуациях. Петр I, стремясь обучить российскую аристократию правилам европейского этикета, не пошел по пути бездумного и слепого копирования, а требовал применения европейских этикетных норм с учетом российской действительности.
Введение…………………………………………………………………………3
Влияние Петра I на развитие правил российского этикета…………………...4
Заключение…………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………...14
Если женщина вышла замуж за человека, не имевшего права быть представленным ко двору, фрейлины своего права не теряли и могли продолжать ездить ко двору. Однако большая часть не выезжала от дельно от мужей.
Важными элементами этикета при дворе считались скромность и вежливость. Часто при выходах у дверей скапливалось много народу, и “толкаться вперед” всегда считалось проступком против “хорошего тона”. Дамы накручивали свой шлейф вокруг левой руки и проходили рядами (по две в ряд) очень медленно, чтобы никого не задеть и не толкнуть. Приглашенное на бал лицо не имело права уезжать до тех пор, пока на балу останется хотя бы один член императорской фамилии.5
При Петре I укрепилось понятие чести военного мундира. Это проявляется не только в особой военной форме и правилах ее ношения, но и в соответствующих нормах поведения. Для военного этикета характерны и военные суды чести, основная цель которых – сохранение корпоративной чести офицерского корпуса путем предоставления самим офицерам права исключать из своей среды того, кто признается недостойным принадлежать к офицерской корпорации (в России они были учреждены в 1863 г).6
Одним из старинных воинских ритуалов является ритуал «отдать воинскую честь». В царской армии к головному убору прикладывали два пальца, в советское и в настоящее время – ладонь. По военному уставу при военной форме не полагается носить ничего, кроме планшета или полевой сумки, военный человек должен соблюдать идеальный внешний вид (свежая рубашка, начищенные сапоги). По уставу Советской Армии можно было носить только усы, отпускать же бороду можно было лишь в исключительных случаях, например для маскировки физических недостатков лица.
В армии существуют строгие правила этикетных отношений между начальниками и подчиненными. Это касается приветствий, проведения совещаний, вызова подчиненного, поведения в конфликтной ситуации, отношения равных по званию. Военный этикет строго предписывает поведение военных и в общественных местах.
Заключение
В бурную эпоху Петра 1 жизненный уклад русских людей резко изменился. Создавались особые руководства для молодых дворян: в них подробно указывалось, как надлежит вести себя в обществе. Так, в 1717 г. по распоряжению Петра 1 была издана книга “Юности честное зерцало, или Наказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. Эта книга была составлена из многочисленных западноевропейских сводов общегражданского этикета. Соответственно этому при дворе, а затем и вообще при дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского, преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей.
В
отдельные периоды истории
Великой ошибкой Петра I было переустройство на немецкий лад быта русского народа, который был весь проникнут церковностью, так как наши предки до Петра по церковному и монастырскому уставу распределяли время своей жизни, и все, касательно их одежды, общественного этикета и взаимных отношений членов семейства, носило на себе печать религии и считалось православным, в отличие от “басурманского” — еретического.
Изучение русской этической мысли имеет значение для понимания истоков русской этики последующего времени; дает возможность проследить генезис и развитие этики и этикета русского народа, трансформацию их общественной значимости.
Список
литературы
1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
2. Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.// Секретарское дело.- 2004.- №2.
3.Забелин И.Е. Государев двор или дворец / Сост. И примеч. А.Н. Сахарова.- М.: Книга, 1990.
4.Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В.А. Александрова.- М.: Правда, 1990.
5.Павленко Н.И. Петр Великий.- М.: Мысль, 1998.
6. Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.: Наука, 1984.
7. Письма и бумаги Петра Великого. СПб., 1887. Т.1.
Информация о работе Влияние Петра I на развитие правил российского этикета