Универсализм и партикуляризм в современной этике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:18, контрольная работа

Краткое описание

В современной этике Платона обычно относят к универсалистской тенденции, а Аристотеля к партикуляристской. Все остальные философы, так или иначе, являются продолжателями либо «линии Платона», либо «линии Аристотеля».
Тенденция партикуляризма («линия Аристотеля») представлена ярче всего в философии Гегеля, который выступал с позиций исторического понимания морали и у которого, по сути, нравственность совпадала с идеальной традицией.

Оглавление

1. Универсализм и партикуляризм в современной этике.
2. Советский этап развития эстетической мысли.
3.Термины: гордость,смысл жизни,модернизм.

Файлы: 1 файл

этика и эстетика 2.docx

— 32.28 Кб (Скачать)

                               министерство образования и науки  Украины

 

 

 

 

 

                                                  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  ПО КУРСУ 

                                                            "ЭТИКА И ЭСТЕТИКА"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

                    

Проверил:

 

 

 

 

 

 

                                                                        2012

 

 

 

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Универсализм и партикуляризм в современной этике.

2. Советский этап развития  эстетической мысли.

3.Термины: гордость,смысл  жизни,модернизм.

 

              1. Универсализм и партикуляризм в современной этике.

 

В современной этике Платона  обычно относят к универсалистской тенденции, а Аристотеля к партикуляристской. Все остальные философы, так или  иначе, являются продолжателями либо «линии Платона», либо «линии Аристотеля».

Тенденция партикуляризма («линия Аристотеля») представлена ярче всего  в философии Гегеля, который выступал с позиций исторического понимания  морали и у которого, по сути, нравственность совпадала с идеальной традицией. Далее партикуляризм развивается  в направлении попытки сближения  нравственной ситуации с конкретно-историческими  условиями бытия и преодоления  «раскола» мира на бинарную оппозицию: конкретно-реальное и абстрактно-метафизическое. Следует подчеркнуть, что «этический партикуляризм» разрабатывается, главным  образом, в рамках телеологических  теорий морали; он может быть прослежен  сегодня у таких мыслителей, как  А. Макинтайр, Р. Рорти, М. Нусбаум, Дж. Флетчер  и др. Сюда же можно отнести и  экзистенциальную философию.

Тенденция универсализма («линия Платона») находит свое логическое завершение в этике Канта. По Канту, разум способен быть самозаконодателем  собственной воли. Критерием, следующим  из самого разума, не отягощенного никакими практическими соображениями, оказывается  категорический императив — правило  универсализации, заставляющее индивида представлять возможность превращения  его мотива поведения во всеобщий закон. Логика вывода очевидна: если универсализировать мотив не удается, от совершения поступка необходимо отказаться.

Кантианская методология  часто используется в деонтических теориях морали, предполагающих возможным  создать общие правила поведения, приемлемые для развития людей с  разными жизненными ориентациями и, что еще важнее, из разных культурно-исторических контекстов.

В современной западной теории морали принцип универсализации  используется прежде всего Ю. Хабермасом и К.О. Апелем. Речь идет об этике  дискурса. Этика дискурса предполагает аппеляцию в решении моральных  вопросов к неограниченному сообществу. Универсализация предстает в  концепциях немецких философов как  форма выражения нравственных суждений, претендующих на то, чтобы быть общеобязательными.

Этика дискурса представляет попытку дать ответ на новый этический  запрос, показать, как в современных  условиях возможна глобальная этика  или как нравственный выбор может  быть действенным, ответственным и справедливым.

Следует особо подчеркнуть, что философы данного направления, используя кантовскую методологию, пытаются преодолеть заключенный в  ней формализм, превращая предложенную Кантом мысленную процедуру универсализации  в мораль конвенциального характера (формула этики дискурса: «моральная проблема — всеобщее обсуждение —  согласие»).

Принципиальным для этики  дискурса становится идея предпочтения коммуникативного действия стратегическому. Ю. Хабермас так определяет различие между стратегическим и коммуникативным  действием: «В то время как в стратегическом действии один воздействует на другого  эмпирически, угрожая применением  санкций или рисуя перспективы  вознаграждения […], в коммуникативном  действии один предлагает другому рациональные мотивы присоединения к нему в  силу скрепляющего иллокутивного эффекта, которым обладает приглашение к  речевому акту». Сама процедура дискурса представляется Хабермасом как реальный разговор, вовлекающий возможно большее  количество участников. (А для этого  необходимо совершенствовать современные  демократические процедуры и  механизм принятия решений).

К.О. Апель развивает те же идеи, что и Ю. Хабермас. Основным отличием является то, что Апель  использует понятие предельного  основания и допускает аппеляцию  к идеальному (а не только к реальному) коммуникативному сообществу, которая  становится необходимой для отдельного лица тогда, когда оно не может  избежать необходимости принятия стратегического (не коммуникативного) решения. В этой связи Апель говорит о всеобщей этике, которая учитывает интересы всех участников, даже интересы будущих  поколений. Сам же процесс принятия решений выглядит как дискурс, идеально и реально осуществляемый разговор, включающий неограниченное количество участников. Свой метод Апель называет трансцендентальной прагматикой и  связывает его с «лингвистическим поворотом», имеющим место в современной  философии.

По мнению Апеля, нам нужна  не просто этика самопожертвования, осуществляемого ради науки группой  ученых, а общечеловеческая этика. Ее исходная посылка такова: «Я аргументирую, следовательно, Я состою в неограниченном сообществе». Эта посылка позволяет  сделать следующие выводы:

все конфликты должны решаться лишь практическими дискурсами;

все интересы должны быть представлены в дискурсе, включая и интересы последующих поколений;

последствия принимаемых  нами решений должны быть приемлемыми  и реально осуществимыми.

Таким образом, люди не должны отказываться от собственных интересов, но они должны отказаться от стратегических средств их реализации, так как  такие средства почти всегда связаны  с насилием и грубым подавлением  интереса другого. (Ярким примером стратегического  действия является, например, решение  отдельной части мирового сообщества начать в марте 2003 г. военные действия в Ираке).

Тип коммуникативного действия представлен лучше всего в  «теологическом проекте» Г. Кюнга —  попытке создания макроэтики, т.е. этики, универсально значимой для всего  человечества. Результат:

разработка и принятие Вторым Парламентом религий мира в 1993 г. текста «Декларации глобальной этики» (в обсуждении документа приняли  участие более 6 тыс. человек, представители  различных религиозных конфессий);

активное продолжение  диалога (коммуникативного дискурса) по общим и частным вопросам, связанных  с глобальной этикой, между представителями  различных цивилизаций, прежде всего, западно-европейской (христианской), конфуцианской, индо-буддийской и мусульманской;

согласно «экуменической теологии» Г. Кюнга, диалог (коммуникативный  дискурс) должен идти не только по «внутреннему»  направлению, т.е. с представителями  различных религиозных конфессий, но и по «внешнему», т.е. с представителями  внецерковного мира, с неверующими  и атеистами.

Таким образом, в макроэтическом проекте Г. Кюнга соблюдены все  принципы и установки, заложенные в  формуле этики дискурса. А это  значит, что этика дискурса —  не просто абстрактно-спекулятивная  теория, а реально осуществимая, конкретно-историческая практика. Следовательно, в целом значение «универсализма»  в современной этике возрастает.

 

                        2. Советский этап развития эстетической мысли.

 

Русская эстетика как историческое явление осознается сравнительно поздно: в конце XIX — начале XX вв., когда  увидели свет первые, достаточно полные историко-философские исследования отечественной культуры.

 Зарождение русской  эстетической мысли исследователи  датируют XI веком. Древнерусская  эстетическая мысль имела два  главных источника: материально-художественную  культуру восточных славян и  византийскую эстетику, проникшую  на Русь в связи с принятием  христианства в его православной  разновидности. Для данного периода  русской эстетики характерным  является активное освоение византийского  художественно-эстетического наследия  на основе восточнославянского  мировосприятия. Характерными моментами  этого эстетического периода  являются повышенная эмоциональность, наделение прекрасного осязательной предметностью, особенное внимание к чувственному восприятию духовной красоты. На более позднем этапе развития древнерусской культуры (XIV-XVII вв.) в эстетическом сознании видное место занимает нравственная красота. В литературе и искусстве складываются идеальные образы народного героя и духовного пастыря. Первый образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства, у второго преобладает нравственно-духовная красота, которая ценится не меньше мужества и отваги.

 В этот период русской  эстетики общая концепция мироздания  выражалась в гораздо большей  степени в художественно-пластической, нежели в теоретической форме.  Синкретизм русской культуры  в целом на многие века определяет  слитность философского и эстетического  содержания предметов живописи, мелкой пластики, шитья и зодчества.  Значительную роль древнерусская  эстетика уделяет понятию "красота». С одной стороны, эта эстетическая  категория служила определенным  руководством к действию в  творчестве народных Умельцев, с  другой — она выступает как  идеал, формирующий духовную культуру  в целом.

XVII век в России характеризуется  развитием различных видов искусств  как самостоятельных форм индивидуальной  творческой деятельности. Ярким  памятником формирования эстетической  теории Руси явился трактат  Симона Ушакова «Слово к любителю  иконного писания» (около 60-х годов  XVII в.). Таким образом, XVII век включает  в русскую культуру вопросы  эстетического характера: задачи  художника, его отношение к  природным объектам, правда и  правдоподобие в живописи.

XVIII столетие характеризуется  теоретическим осмыслением вопросов  искусства и художественного  творчества. Феофан Прокопович (1681-1736), определяет «красоту физическую»  как «величайшее тела благо». По его мнению, красота «людская»  многообразна и субъективна. Интересны  эстетические поиски ученика  Прокоповича Григория Николаевича  Теплова (1717-1779). Теплов рассматривает  эстетику как теорию художественного  творчества — «философию стиховедческую»,  которая имеет своим предметом  «поэтические искусства», соединяющие  с чувственным познанием философско-логическое.

 Для Михаила Васильевича  Ломоносова красота существует  во множестве форм — в природе,  в человеческом труде, в самом  человеческом теле. Ломоносов находит  красоту «в свойствах и причинах  самих вещей», она характеризует  продукты человеческой деятельности. Красота приносит пользу «через  увеселение». Но превыше всего  Ломоносов ценит красоту просвещенного  человеческого разума. Отсюда и  функции искусства, среди которых  особенно подчеркивается функция  воспитательная.

 В 80-е годы XVIII века  в России впервые употребляется  слово «эстетика» для обозначения  самостоятельной дисциплины. В анонимной  статье 1784 года (авторство приписывается  выдающемуся русскому просветителю  Николаю Ивановичу Новикову (1744-1818) под красно­речивым названием  «Об эстетическом воспитании»  утверждается, что эстетика формируется  как наука, начиная «с положений  вкуса» и включая в себя  учение «всех изящных искусств».  Н. И. Новиков пишет о том,  что образованный и просвещенный человек должен знать основы эстетики, высказывает надежду на развитие этой науки в России.

XVIII век эстетику рассматривал  как подчиненную нравственному  воспитанию, когда единый процесс  воспитания делили на три части  – физическое, нравственное и  умственное.

 Екатерина II интересовалась  вопросами педагогики. Её педагогические  труды не были оригинальными,  она много заимствовала у Локка  и Монтень. Но ее понятия  о существе воспитания говорят  об основательности и самостоятельности  суждений. Основным в воспитании, по мнению императрицы, было  развитие нравственности и выработка  манеры поведения. Говоря о  целях воспитания, Екатерина главным  считала становление нравственности, основанной на истинном Богопознании, т.е. выполнении ветхозаветных  заповедей и заповедей блаженства, приближавших человека к Абсолюту. Вся нравственность, по ее мнению, базируется на разуме, который  должен сдерживать «горячность  сердца», т.е. воспитывать и  контролировать чувства. Эта подчиненность  чувств разуму воспитывается  привычкой ребенка к послушанию. Главный метод обучения – возбуждение  интереса к знаниям. Часто обучение  у нее сводилось просто к  игре. Довольно своеобразно, с  современной точки зрения, ее  отношение к искусству. «Виршам  и музыке учить не для чего, тем и другим много времени  теряется, дабы достигнуть искусства». Знания и красота нужны, по  мнению императрицы, для нравственного  воспитания. Екатерина мало, а иногда  и просто отрицательно говорит  о художественном образовании.  Тем не менее, она, безусловно, видит силу искусства, его мощное  воздействие на человека. Недаром  именно ее перу принадлежат  первые у нас литературные  сказки. Согласно эстетике XVIII века  красота нравственная преобладает  над внешней. Но соотношение  внешней и внутренней красоты  у Екатерины уже иное, чем это  было в XVII веке, когда красота  внешняя считалась наградой за  нравственное совершенство. Вся  ее система воспитания в какой-то  мере проникнута созданием у  ребенка эстетического отношения  к миру – все должно быть  прекрасно – поступки, мысли,  движения, все должно стремиться  к совершенству.

 В первые десятилетия  XIX века эстетика завоевывает  права гражданства, являясь частью  обязательных программ учебных  заведений.

 Уже в конце XVIII века  в отечественной общественной  мысли определяется круг методологических  проблем, которые подлежит рассматривать  формирующейся эстетике. Порой, конкретизация  этих проблем приводила к взаимоисключающим  характеристикам. Общим было признание  того, что эстетика призвана изучать  самое общее в «изящных искусствах»,  то есть вкус и красоту. Но  представители эстетики расходились  во мнениях, когда пытались  определить границы новой науки,  отвечая на вопрос, является ли  эстетика теорией познания «красоты  и стройности» или всеобщей  теорией искусств. Появляются работы, рассматривающие эстетику либо  как часть «науки изящного»,  либо выводящие ее за пределы  этой науки. Наших соотечественников  привлекает шеллинговский подход  к эстетической природе философии,  утверждение неисчерпаемости художественного  произведения. Отсюда и положение  о том, что всякая попытка  определить существо искусства  «выражает нечто, но не все». Русские сторонники Шеллинга  обратили внимание на то, что  в процессе художественной деятельности  совершается человеческое самопознание, имеет место самовыражение и самоутверждение. Немалый интерес в России вызывает и эстетика И. Канта. Среди его последователей — Александр Иванович Галич (1783-1848), автор «Опыта науки изящного». Галич рассматривает «сущность изящного» и его виды, дает определение категориям эстетического вкуса, гения и стиля. Ему принадлежит и «теория изящных искусств», анализ поэзии ее видов и жанров. Галич полагает, что эстетика не может быть ограничена рамками искусства, она должна «пояснять общие условия и законы», относящиеся к прекрасному «в предметах окружающего нас мира». Для развития эстетики как теории изящного необходимо «сближение умозрения с опытом».

Информация о работе Универсализм и партикуляризм в современной этике