Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:46, контрольная работа
Объектом науки «деловое общение» является реально существующая деловая практика во всем многообразии деловых отношений и взаимосвязей. В объективной реальности деловые отношения всегда тесно связаны с различными видами профессиональной предметной деятельности людей, и их реализация происходит в виде коммуникативных и интерактивных связей.
1. Введение 2
2. Общение как социально-психологическая категория 3
3. Понятие межличностной аттракции 5
4. Формирование аттракции 6
5. Кому адресовано сообщение? Аудитория 10
6. Отвлечение внимания разоружает 12
7. Распознание манипуляции и защита от нее 13
8. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений 15
9. Заключение 16
10. Библиографический список 17
■ прямое признание: с собеседником соглашаются и прямо сообщают ему об этом, что проявляется в поддержании разговора, заинтересованности в разговоре и т.п.; выражение положительных чувств, при котором слушающий сообщает (вербально или невербально) о положительных эмоциях, вызванных тем, что было сказано; благодарности.
СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения. Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляет щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше, чем те, кого воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.
В одном исследовании испытуемых просили описать черты человека, которого они не любят. В полученных описаниях были выделены следующие три группы определенных качеств.
Во-первых — самовлюбленность, высокомерность, заносчивость, самодовольство, тщеславие. С таким человеком неприятно иметь дело, потому что он больше думает о себе, чем о ком-либо еще. При взаимодействии с ним вы чувствуете отсутствие интереса к себе, к вашему мнению, вашим идеям; результатом этого может стать снижение самоуважения.
Во-вторых — догматичность, постоянная склонность не соглашаться, противоречить своему собеседнику. Отчасти такие люди напоминают первый тип — их меньше интересуют чувства и взгляды других лю-дей, чем желание проявить свою волю над ними.
КОМУ
АДРЕСОВАНО СООБЩЕНИЕ? АУДИТОРИЯ.
Черты характера человека не всегда помогают предсказать его реакцию на социальные влияния. Каждое конкретное качество может ускорить один из шагов в процессе убеждения, но помешать другим.
Возьмем, например, самооценку. Люди с низкой самооценкой зачастую слишком медленно понимают сообщение и поэтому плохо подлаются убеждению. Люди с высокой самооценкой понимают все быстро однако предпочитают придерживаться своих взглядов; итак, сама по ce6е самооценка не позволяет прямо предсказать результат процесса убеждения. Вывод: легче всего влиять на людей с умеренной самооценкой.
Рассмотрим
еще две характеристики тех, кому
адресовано сообщение: их возраст и их
склонность к размышлениям.
СКОЛЬКО ИМ ЛЕТ
На сегодняшний день наблюдается тенденция к дифференциации социальных и политических установок в зависимости от возраста. Он, имеет два объяснения. Первое — «объяснение жизненным циклом» с возрастом установки меняются (например, становятся консервативнее). Другое — «объяснение сменой поколений»: установки пожилых людей, усвоенные ими в юности, в основном не изменяются; разрыв между поколениями возникает из-за отличия старых установок от тех которые усваиваются нынешней молодежью.
Объяснение сменой поколений имеет больше доказательств. При опросах и повторных опросах групп молодых и пожилых людей за последние несколько лет установки у пожилых обычно менялись меньше чем у молодых. Как утверждает Дэвид Сирз, «исследователи почти не изменно обнаруживали эффект смены поколений, а не эффект жизнен ного цикла».
Оказывается, дело не в том, что старики не так гибки; большинство сегодняшних пятидесяти- и шестидесятилетних имеют более либеральные сексуальные и расовые установки, чем те, что были у них на четвертом и пятом десятке. Суть в том, что в течение второго десятилетия человеческой жизни и в начале третьего происходит интенсивное формирование личности, и установки, возникшие в этот период, имею тенденцию оставаться неизменными.
Поразительный
пример: в конце 1930-х и начале 1940-х гг.
студентки Беннигтон-колледжа в Вермонте
— женщины из привилегированны; консервативных
семей — попали в среду свободомыслия,
созданную молодыми преподавателями-либералами.
Один из них, психолог Теодор Ньюком, позднее
отрицал, что преподавательский состав
стремился воспитать своих студенток
в духе либерализма. Тем не менее им это
удалось. Студентки стали намного либеральнее,
чем это было принято в той социальной
среде, из которой они происходили. Более
того сформировавшиеся в Беннигтоне установки
оказались стабильными. Через полстолетия
женщины Беннигтона, уже семидесятилетние,
на президентских выборах 1984 г. голосовали
за демократов в отношении 3:1, в та; время
как другие их сверстницы, окончившие
колледжи, в отношении! 3:1 голосовали за
республиканцев. Взгляды, усвоенные в
незабываемые; годы юности, не смог заслонить
даже богатый опыт всей последующей жизни.
О ЧЕМ ОНИ ДУМАЮТ
При
прямом способе убеждения решающим
является не само по себе содержание сообщения,
а реакция, которую оно вызывает
в умах людей. Наш рассудок мало похож
на губку, впитывающую все, что на нее выльют.
Если сообщение вызывает подходящие для
нас мысли, оно убеждает нас. Если же оно
заставляет задуматься о контраргументах,
мы остаемся при прежнем мнении.
ОТВЛЕЧЕНИЕ
ВНИМАНИЯ РАЗОРУЖАЕТ
Убедительность
вербального сообщения
Указанная
тенденция увеличения убедительности
при уменьшении возможности для
возражений наводит на мысль: не потому
ли быстроговорящие ораторы более убедительны,
что они оставляют нам меньше времени
на возражения? Не потому ли легкие для
понимания сообщения менее убедительны
в письменном виде, что читатель может
сам выбирать темп чтения и останавливаться
для возможных возражений? И не формирует
ли телевидение важнейшие установки по
большей части с помощью тонких намеков
или скрытых утверждений (например, касающихся
гендерных ролей), а не с помощью явной
пропаганды? В конце концов, если мы не
замечаем сообщения, то не можем на него
возразить.
РАСПОЗНАНИЕ
МАНИПУЛЯЦИИ И
ЗАЩИТА ОТ НЕЕ
Неизменно присущий всякому манипулятору признак — это стремление овладеть волей партнера. Манипулятор всегда будет стремиться поставить вас в подчиненное, зависимое положение. Эту зависимость он будет черпать в ваших слабостях, страхах, в любых желаниях, от которых вы не свободны (желание денег, власти, славы, признания, любви).
Второй
отличительный признак
Третье отличие манипулятора вы всегда обнаружите в его суждениях, где будет звучать призыв не к объединению, а к отъединению. Он будет убеждать вас в необходимости борьбы «за место под солнцем», в необходимости позиции силы — «чем больше твоя сила и способность контролировать других, тем выше ты поднимаешься как хозяин положения». Интрига — любимый конек манипулятора. Другой — это всегда лишь средство достижения собственных целей.
Конечно,
искусно проделанную
При общении с манипулятором должны преобладать:
■ логика активно-выжидательной позиции (чтобы выиграть время и получить подтверждение каким-либо своим предположениям, задавайте вопросы);
■ чувство такта и самообладание (не вовлекайтесь слишком эмоционально в ситуацию, сохраняйте диссоциированность с ней);
■ вера в способность партнера отказаться от борьбы и вера в свои силы (главное — не пересилить, а осилить);
■ намерение прервать привычный, навязываемый сценарий и стремление предложить свой, нестереотипный, не соответствующий ожиданиям оппонента;
■ настрой на совместное решение проблемы.
Необходимо
также помнить, что всегда есть «аварийный»
выход из ситуации — можно прервать контакт
под благовидным предлогом, вернувшись
к нему при первом же подходящем случае
(когда вы будете достаточно готовы и сильны
для противостояния).
ПРИЕМЫ,
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ
И СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
Приемы, стимулирующие общение, призваны снять «барьеры в общении», т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.
Для усиления личного обаяния можно использовать следующие общие рекомендации:
• вести себя естественно;
• быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем;
•
демонстрировать интерес к
• относиться к партнеру с уважением;
• стараться не доминировать во время общения, дать собеседнику время высказаться;
• стараться понять и поддержать людей, поставить себя на место другого человека;
• стремиться избегать поспешных выводов;
• не стараться демонстрировать свой ум и образованность;
• подчеркивать общность с собеседником;
• выражать искреннее одобрение, замечать все хорошее;
•
не соглашаться с чужой
• уметь признать свои ошибки (это очень верный и выигрышный способ завоевать уважение);
•
избегать «поз обороны» и привлекать внимание
позитивными жестами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Люди оценивают друг друга обычно исходя из собственных представлений о красоте, уровня своего интеллекта и нравственной воспитанности. Люди с невысоким уровнем интеллекта склонны судить об окружающих, пользуясь осознанными оценками «хороший — плохой», люди с более высоким уровнем интеллекта воспринимают партнера по общению, анализируя и оценивая его разнообразные личностные качества — как положительные, так и отрицательные.
На
восприятие людьми друг друга влияет
и ряд психологических
Поведение индивида может меняться в процессе общения. Сообщая что-то другому человеку, приказывая или обращаясь с просьбой или вопросом, взаимодействуя с ним, индивид все время получает необходимую информацию об эффективности своего Обращения. Сигналы, получаемые при восприятии поведения собеседника, становятся основанием для коррекции последующих действий и высказываний.
Таким образом, общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.
Информация о работе Социально-психологические проблемы в деловых отношениях