Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 19:50, контрольная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, структуры и принципов этикета юриста.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
дать понятие служебного этикета юриста и рассмотреть его принципы;
рассмотреть формы проявления эстетической культуры юриста;
рассмотреть внешние атрибуты юриста
Введение
Основная часть:
Глава 1. Служебный этикет юриста и его принципы
Глава 2. Формы проявления эстетической культуры юриста
Глава 3. Внешние атрибуты юриста
Заключение
Список использованной литературы
Этикет (от франц. etiquette) - установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений
(обхождение
с окружающими, формы
Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий,
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
В основе
делового контакта лежат интересы дела,
но ни в коем случае не личные интересы
и не собственные амбиции. Несмотря
на его кажущуюся банальность, именно
этот принцип нарушается чаще всего,
ибо далеко не каждый и далеко не всегда
находит в себе способность поступиться
личными интересами когда они входят в
противоречие с интересами дела, особенно
когда это можно сделать безнаказанно
и единственным судьей содеянного будет
собственная совесть. Примером подобного
поведения для сотрудника правоохранительных
органов является оказание контактеру
юридической помощи, разъяснение ему его
прав и возможностей, в результате чего
он, быть может, окажется способным решить
проблему не в вашу пользу (ведь достаточно
было просто промолчать). Противоположным,
безнравственным поведением было бы своекорыстное
использование своей компетентности (профессиональной,
правовой, в том числе и приемов делового
общения) для получения выгодного для
вас решения.
Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
Доброжелательность,
т.е. органичная потребность делать
людям добро (добро — главная
категория этики). Конечно, всякая профессиональная
деятельность имеет целью удовлетворение
социальной потребности и в этом
смысле направлена на «производство полезного»,
которое, по сути своей, есть также и «доброе».
Однако «доброжелательность» расширяет
сферу социальной жизнедеятельности человека,
ибо без этого подхода он ограничивается
лишь тем, что обязан выполнить в пределах
предписанного службой (за что, собственно,
он и получает зарплату). Принцип доброжелательности
побуждает человека выполнять не только
то, что он должен, но еще и сверх того,
что он может во имя блага людей, и за что
он получает не зарплату, но лишь человеческую
признательность и эмоциональную удовлетворенность.
Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность. Это хорошо иллюстрируется следующим примером. На русском флоте на ответственных совещаниях было принято предоставлять первое слово младшим. При этом исключалась возможность не выслушивать их мнения в тех случаях, когда оно не совпадало с мнением старших и они могли «постесняться» его высказать или же поставить их в неловкое положение.
Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.
I. Повседневное служебное общение:
Беседы, встречи, переговоры.
Прием посетителей.
Совещания, собрания, заседания, конференции.
Посещение организаций, учреждений.
Посещение граждан по месту жительства.
Дежурство, патрулирование, охрана.
II. Специфические формы служебного общения: 1 Общение в служебном коллективе:
а) субординированные формы общения;
б) общение между коллегами.
2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обуче- ния.
3. Деловые
контакты с иностранными
II. Экстремальные формы служебного общения:
Общение в условиях конфликтной ситуации.
Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.
Общение с задержанными во время обыска.
Общение со спецконтингентом.
III. Невербальные
и неспецифические формы
Публичные контакты с журналистами, интервью.
Выступления по радио, телевидению, в печати.
Телефон, телетайп, радиосвязь.
Деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.
Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.
Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.
Результаты профессиональной деятельности юриста во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.
Естественно, не каждая деловая встреча или беседа требует детальной проработки всех ее аспектов, но при ответственных встречах она необходима. Не следует отказываться от правил проведения встреч и бесед и при незначительных, на первый взгляд, встречах, поскольку регулярное соблюдение этих правил приводит к выработке навыков наиболее правильного поведения в таких ситуациях и в конечном счете способствует успеху в деле.
Не каждый контакт, встреча перерастают в беседу. Нетактично и даже неприлично, например, пытаться «втянуть» в разговор человека, с которым только что познакомился и который не расположен к этому разговору. Если человек, с которым вы вступаете в контакт, не настроен на беседу, то лучше ее отложить. Однако в деятельности юриста существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами.
При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника. Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения? Неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби.
Психологи полагают, что пик мозговой активности приходится на 10—12 часов дневного времени, поэтому наиболее важные встречи, требующие больших затрат умственной и психической энергии, желательно назначать в первой половине дня. Заранее обозначаются временные рамки встречи. Время, предназначенное для встречи, должно быть освобождено от других дел. На это время нельзя назначать другие встречи и заставлять приглашенных ожидать в приемной. Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.
Считается неприличным во время беседы посматривать на часы. Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора. Поэтому следует научиться «чувствовать» время.
Нужно реально оценивать свои возможности: далеко не все обладают красноречием Цицерона, поэтому не помешает проговорить основные положения, которые вы хотели бы высказать в беседе. Важно выделить наиболее существенные идеи, последовательность их изложения.
При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на «мелочи» этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи.
Так, входя в кабинет, следует спросить на это разрешение, даже если вас пригласила секретарь. Этого не делается, если секретарь сама проводит вас в кабинет и представит его хозяину. Хозяин, в свою очередь, не просто кивает в ответ, а выходит из-за стола и идет навстречу вошедшему, приветствуя его. Здороваться через стол — признак дурного тона.
Если собеседники не знакомы, после взаимного представления хозяин предлагает гостю сесть. Местоположение гостя и хозяина символично и может повлиять на характер и тактику беседы.
Если хозяин остается на своем месте, это придает ему больший вес, символизирует доминирование в разговоре. Если же хозяин садится напротив гостя и тем более рядом с ним, то это указывает на стремление к равенству, выражение уважения к собеседнику, а в последнем случае говорит о близких отношениях, о стремлении к неофициальной беседе.
Во время разговора сидят ровно, свободно. Участвуя в деловой беседе, стараются не курить, тем более без разрешения хозяина кабинета. Спрашивать у него разрешения закурить не рекомендуется, поскольку отказать вам ему будет неудобно, хотя, возможно, ему неприятно находиться в прокуренном кабинете или сигаретный дым не переносят другие участники беседы.
В беседе важны не только выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, но и одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней. Опрятность, строгость одежды ухоженный вид всегда благоприятно влияют на восприятие человека его деловым партнером, вот почему этим не следует пренебрегать.
Большое значение в беседе, переговорах имеют речь и стиль изложения. Тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса — это факты, которые психологически воздействуют на собеседника, вызывают у него уважение, симпатию к вам или, напротив, негативные эмоции. Например, слишком быстрая многословная речь создает впечатление о человеке как недостаточно надежном, основательном. Слишком замедленная речь вызывает раздражение, заставляет подумать о замедленности реакции этого человека.