Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:43, реферат
Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются анализ и оценка индивидуального поведения людей, регулирование и приведение его в соответствие с нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и соответственно служат цели поддержания стабильности и жизнеспособности общества, сохранению и распространению позитивных поведенческих форм.
Введение……………………………………………………………………….
1 Возникновение морали как формы общественного сознания………….
2 Развитие морали и нравственности в различные периоды
становления социальной работы как особого вида деятельности….
Заключение…………………………………………………………………….
Для духовных авторов главное в этике благотворительности — неукоснительное соблюдение заповедей, и в первую очередь заповеди «возлюби ближнего своего». Такая христианская любовь является основой благотворительной деятельности с одной стороны и залогом посмертного воздаяния за добрые дела — с другой. Милосердные поступки совершаются в первую очередь для себя, для своей души, ради нравственного и духовного совершенствования, а не для внешнего эффекта.
Светские авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и продолжают развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной души, для ее совершенствования. Жить для других — это значит жить для себя, жить в мире со своей душой и совестью, и поэтому делать добрые дела, помогать людям — полезно и рационально. Однако во взглядах светских философов более четко прослеживается мысль о ценности человека. Если для православия человек — это раб Божий, созданный из праха и поэтому в первую очередь выполняющий свой долг перед Богом, то для светских философов, несмотря на то, что большинство из них были верующими людьми, человек ценен как самостоятельная личность, имеющая право на личное счастье, совершенствование и свободу поступков и выполняющая долг прежде всего перед собой.
В советский период взгляды общества на социальную работу (точнее, на социальное обеспечение) претерпели изменения.
Во-первых, считалось, что в государстве с самым гуманным общественным строем, в условиях плановой экономики все граждане в достаточной мере социально защищены, вследствие чего дополнительных мер, таких, например, как система благотворительности, не требовалось.
Во-вторых, необходимо было решать вопрос обеспечения отдельных категорий граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать. Причем государство считало своим первейшим долгом заботу о таких гражданах взять на себя полностью, в связи с чем благотворительная деятельность частных лиц с точки зрения официальных органов власти являлась излишней и унижающей достоинство личности — каждый человек в советском государстве имел право на внимание к себе и заботу со стороны государства.
Вместе с тем, нельзя считать, что благотворительность исчезла полностью. Широко распространилась шефская помощь, оказываемая главным образом небольшим организациям и учреждениям — детским садам, школам, лечебным учреждениям и т. д. Существовала в эти годы и частная благотворительность — так, например, считалось нормальным помогать
престарелым соседям, инвалидам, больным людям. Имела место в советском государстве и подача милостыни, хотя она не имела широкого распространения и не приветствовалась.
В постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной, интегрированной, целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной, религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли. Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей — социологов, психологов, политологов, философов, а его благо, счастье и жизнь, условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития, — наиболее значимым предметом изучения и исследования.
Неизбежно происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества официально провозглашается человек — человек вне зависимости от его материального достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования, интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и национальности, взглядов и убеждений и т. д. Нормы совместного существования и деятельности людей в обществе требуют оказания адекватной помощи и поддержки каждому человеку, нуждающемуся в ней, помощи, основанной на любви к человеку, уважении его прав, принципах гуманизма и социальной справедливости.
Требования к нравственному облику человека и гражданина, основанные на традиционных общечеловеческих гуманистических представлениях, включают в себя умение любить людей и бескорыстно творить добро, поскольку это отвечает и общественным, и личностным потребностям, принципу социальной справедливости и гуманизма.
В настоящее время профессиональная социальная работа как неотъемлемая часть жизнедеятельности государства и общества рыночной экономики в Российской Федерации переживает период становления. Главной ценностью российского общества в Конституции провозглашен человек. Государство, являясь основным субъектом социальной работы, берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина, предоставляя ему определенные права и декларируя их осуществление, но оно поощряет и благотворительную деятельность граждан и организаций, направленную на оказание всесторонней помощи нуждающимся, поскольку благо каждого человека — это забота и государства, и самого человека, и его окружения. Забота о благе каждого и общественном благе может стать основанием, на котором может быть построено новое общество, общество где каждая личность будет иметь возможность полной самореализации.
Заключение
Профессиональная социальная работа в России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку, составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.
Социальная работа, как таковая, этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.
Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития российского общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других — физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разрушение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия, закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план.
Поэтому на современном этапе социальная работа, как никакая другая деятельность, призвана обеспечить поддержание морали и нравственности среди различных категорий людей и, в первую очередь, своей деятельностью как таковой. Пока в обществе люди будут способны помогать друг другу, а главное, это будет проявляться как одна из их потребностей, есть надежда на сохранение человека как главной ценности современного общества и построение любой деятельности, главным образом, исходя из гуманистических соображений.
Список использованной литературы
1. Шишкин А. Ф. Очерк истории этики. — М.: Знание, 1969; Иванов В. Г. История этики древнего мира. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
2. Ефросимов М. Генезис альтруизма // Новый мир. 1971. № 10.
3. Вичев В. Мораль и социальная психика. — М.: Прогресс, 1978. — С. 101.
4. Семенов Ю. Г. Как возникло человечество. — М., 1966.
5. Стог А. Об общественном призрении в России.: В кн. Антология социальной работы / Сост. М. В. Фирсов. — М., 1995. — С. 6.
6. Из поучений Владимира Всеволодовича Мономаха.: Гумилев Л. Н. От Руси до России. Диалог источников. — М., 1995. — С. 391
7. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М., 1914. — С. 38-60.
8. ПЛ. Философические письма. Письмо второе: ПСС. — М., 1991. Т.1.— С. 452