Роль морали и нравственности в становлении социальной работы как профессионального вида деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются анализ и оценка индивидуального поведения людей, регулирование и приведение его в соответствие с нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и соответственно служат цели поддержания стабильности и жизнеспособности общества, сохранению и распространению позитивных поведенческих форм.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1 Возникновение морали как формы общественного сознания………….
2 Развитие морали и нравственности в различные периоды
становления социальной работы как особого вида деятельности….
Заключение…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по этике.doc

— 115.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Сибирский государственный индустриальный университет

Институт экономики и менеджмента

 

Кафедра рекламы, социальной работы, психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по учебному курсу

«Роль морали и нравственности в становлении социальной работы как профессионального вида деятельности»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ЭСР – 09

                                                                                                          Фролова Мария

Проверил: ст. преп.

Ковалева Светлана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2011

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….

1 Возникновение морали как формы общественного сознания………….

2 Развитие морали и нравственности в различные периоды

      становления социальной работы как особого вида деятельности….                                                             

Заключение…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мораль является одной из наиболее ранних форм общественного сознания и регуляторов человеческого поведения. В любом из периодов общественного развития основными функциями морали являются анализ и оценка индивидуального поведения людей, регулирование и приведение его в соответствие с нормами и принципами, которые приняты данным обществом в качестве базовых и соответственно служат цели поддержания стабильности и жизнеспособности общества, сохранению и распространению позитивных поведенческих форм. Моральные нормы не только содержат предписания должного поведения, они фиксируют и такие нравственные аспекты личности, которые необходимы для нормативного одобряемого поведения, поскольку с точки зрения морали могут рассматриваться и оцениваться не только действия и поступки, но и мотивы деятельности, цели, средства и даже намерения. Эти базовые нормы и принципы должны соответствовать коренным потребностям общества и отражать общественные интересы, поскольку нравственность есть определенное свойство реальных человеческих отношений, которые уже затем получают отражение в сознании в виде оценочных шаблонов и правил поведения. Ценностный подход  к человеку, его поведению и деятельности, появляется и рефлексируется сравнительно поздно, поскольку в первые периоды своей истории человек не в состоянии был осознать значение и значимость окружающих его объектов. На ранних этапах развития человека и человеческого общества имеет значение оценка полезности индивида и его действий. Полезность и вредность, опасность и безопасность мог различать не только человек, но и его предок, поскольку  этим свойством обладают практически все живые существа. Эта оценка, основанная на реальных свойствах объектов окружающего мира и субъектов, стала основой и условием оценивания их значения человеком. Поэтому компоненты ценностных оснований социальной работы могут объективно присутствовать и быть выявленными в природе, когда их осмысления еще не могло быть.

Актуальность данного реферата состоит в том, что в нем показывается, что социальная работа как особый вид деятельности уходит глубоко корнями в те времена, когда человек только начинает свое становление как существо социальное. Вся социальная работа основана на морали и нравственности, которая, как показывает данная работа, были присущи человеку с самых первых времен. Постепенно они видоизменялись, исходя из исторических условий конкретного временного отрезка, и, в конце концов, пришли к современному виду. Проблема морали и нравственности сейчас остро стоит как во всем обществе, так и в конкретных видах человеческой деятельности. А так как социальная работа – это деятельность, исходящая от людей и направленная на них же, то моральный облик социального работника – очень важный пункт в становлении профессиональной деятельности. Целью данной работы было показать, что во все времена социальная работа всегда ставила высшей ценностью человека и достижение им благополучия, какие бы моральные устои ни пронизывали каждую эпоху развития человечества.

1  Возникновение морали как формы общественного сознания

Относительно происхождения морали имеются две основные точки зрения. Одна из них связывает происхождение морали с первыми формами совместной трудовой деятельности, указывая на то обстоятельство, что совместная производственная деятельность порождает необходимость нравственной регламентации этой деятельности как обязательного условия ее успешного осуществления и сохранения стабильности социума. [1,с. 53] Вторая точка зрения состоит в том, что мораль как форма регулирования поведения индивида в сообществе себе подобных существовала еще в тот период, когда не существовало общественного разделения труда и когда человек, строго говоря, не был еще человеком, а в качестве полуживотного вел стадный образ жизни. [2] Вторая точка зрения считается более предпочтительной, поскольку «человеческое общество предшествует любой теории; оно имеет свою природу, свои потребности, инстинкт самосохранения, свои неписаные законы и свои условия существования, от которых не может отказаться, не разрушая само себя», даже если это не собственно общество в современном понимании, а его прообраз.

Человек изначально, еще будучи homo erectus, жил в обществе себе подобных, поскольку индивид не может удовлетворять свои потребности, не вступая в определенные отношения с другими людьми. Изначально предок современного человека был стадным существом и что первобытная орда вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь с места на место в поисках пищи; причем основными способами ее добывания были собирательство и коллективная охота. Будучи физически относительно беззащитным, человек объективно нуждался кооперировании своих усилий с другими людьми для успешной или защиты от хищников. В те времена предок человека был жесток, а общество первобытных людей было обществом, где выживали сильнейшие.

Вместе с тем, исходя из того, что предок человека жил не в одиночку, мы можем сделать вывод, что и в этот начальный период истории человечества должны были существовать определенные регуляторы поведения индивида в сообществе себе подобных. Так, для полудикой орды имели ценность лишь сильные, крепкие и ловкие охотники, обеспечивающие орду пропитанием и выполняющие при необходимости функции защиты, молодые женщины – как продолжательницы рода, а для женщин-матерей – их дети в силу биологического закона сохранения вида. Таким образом,  ценности первобытного общества определялись эмпирически, ощущались инстинктивно и носили явную биологическую окраску в полном соответствии с коллективными потребностями выживания homo erectus как специфического биологического вида.

О моральных отношения этого исторического периода можно сказать лишь одно – они были коллективистскими, ориентировались на совместное физическое выживание, поскольку в одиночку предок человека выжить не мог, и содержали только один закон – власть силы с целью обеспечения совместного выживания. Мораль (точнее, прамораль, поскольку речь, лишь очень условно, может идти о нормативной регуляции человеческого поведения с точки зрения добра и зла и направленности на сохранение социума, его стабилизацию), носила ярко выраженный коллективистский характер и подразумевала безоговорочное подчинение более слабых сильнейшему, и этот сильнейший имел неограниченный права, непререкаемый авторитет и абсолютную власть, что давало ему возможность использовать свое положение в первую очередь в своих собственных целях и решать силовыми методами все вопросы, возникающие в орде. Эта же власть, основываясь на потребности обеспечения совместных действий, организовывала жизнь орды, сохраняя и повышая ее жизнеспособность и укрепляя обусловленный потребностями выживания коллективизм. Таким образом, в первобытной орде царили отношения социального неравенства, основанного на неравенстве физическом и интеллектуальном, и полная подчиненность интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Как считает В. Вичев, «первые социальные нормы, возникшие как отражение производственной необходимости обуздать животный индивидуализм, как закрепленные практикой целесообразные формы деятельности, имеют не столько позитивный, сколько негативный характер. В них доминирует не столько предписания к индивиду, сколько требования воздерживаться от определенных действий, опасный характер которых уже подтвержден практикой ». [3, с. 101] Из этого следует, что членам общества запрещалось производить действия, наносящие ущерб сообществу как единому целому, за чем следил вожак орды, карая непокорных. Таким образом, уже изначально нормы поведения, складывающиеся естественным путем или устанавливаемые в сообществе с помощью табу, были направлены на противодействие тому, что могло бы помешать сообществу обеспечивать жизнедеятельность, удовлетворять потребности и что представляло бы угрозу его безопасности.

Можно сделать вывод, что мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей – обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода. Однако, вызвано это было отнюдь не соображениями долга и совести, а, во-первых, инстинктом сохранения вида, который требовал жертвовать малым во имя большего, и, во-вторых, тем обстоятельством, что удовлетворить вышеуказанные потребности выживания в одиночку не представлялось возможным – мир был враждебен человеку, не обладающему такими физическими данными, как большинство хищников, ведущих парный или одиночный образ жизни. [4] Фактически у человека не было возможности выбора поведения, не было положительных альтернатив коллективизму. При отсутствии свободы воли трудно говорить о моральности или аморальности поведения, хотя некоторые виды взаимопомощи и поддержки на инстинктивном уровне в орде имели место как прообраз будущих моральных отношений.

2 Развитие морали и нравственности в различные периоды становления социальной работы как особого вида деятельности

В Древней Руси этика помощи человеку, безусловно, не оформлялась в отдельную отрасль знаний и не фиксировалась произведениями, посвященными этому вопросу. Этические взгляды на проблемы помощи и взаимопомощи существовали только в самом общем виде, в контексте норм человеческого общежития, что доказывает обыденность самого факта оказания помощи. Их зарождение и сущность можно до некоторой степени проследить в древнейших памятниках русской литературы, в фольклорных произведениях.

Для славян, традиционно живших в атмосфере коллективизма и взаимопомощи, смысл и сущность заветов новой для них христианской религии относительно помощи нуждающимся были, несмотря на негативное восприятие самой религии, не чем-то новым, привнесенным извне, а скорее логическим продолжение вековых народных традиций, вследствие чего именно эта часть христианского вероучения была воспринята народом как должное, само собой разумеющееся. Не было неестественным для славян и требование не выставлять напоказ свою благотворительную деятельность, творить добрые дела по зову сердца, а не из корыстной надежды на последующее прижизненное воздаяние. Взаимопомощь, помощь нуждающимся в силу образа жизни, обусловленного природно – географическими и экономическими условиями, для славян – язычников были естественны как сама жизнь.

Вводя в конце Х века на Руси православие, великий киевский князь Владимир заботился о том, чтобы не только буква, но и – главное – дух православия на русских землях восторжествовал, чтобы православие стало в кратчайшие сроки государственной религией, завоевав себе народное призвание. Не только богослужение по восточному обряду, но и этика христианства, его учение о милосердии, братстве людей, любви к ближнему и взаимопомощи должны были стать идеологической основой государства. С этой целью князь Владимир в 996 году поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку. На эти цели отчислялась десятая доля прибыли от торговли, судопроизводства, доходов с сельского хозяйства. [5, с.6]

Однако в отличие от первобытного славянского альтруизма, православная доктрина помощи ближнему основана на иных ценностях. Если в период языческой Руси славяне оказывали помощь нуждающимся для того, чтобы сохранить целостность и жизнеспособность рода, то православие требует оказывать помощь страждущим потому, что для дающего милостыню или оказывающего другую помощь это наиболее надежный способ обрести Царствие Небесное. Таким образом, можно отметить, что при внешней одинаковости этических норм в отношении действий, цель и сущность их существенно различались.

С древнейших времен русским народом создавались произведения, носящие характер преимущественно морального поучения, завета и детерминирующие поведение человека в обществе, в семье, в его взаимоотношениях с другими людьми, т. е. в повседневной деятельности и общении. Среди выдающихся памятников древнерусской культуры «Поучение» Владимира Мономаха представляет собой наиболее целостную систему этических воззрений, которая затрагивает в числе прочих и проблему помощи нуждающимся.

Князь Владимир Мономах в «Поучении» своим потомкам (1099 г.) писал о необходимости проявлять неустанную заботу о нищих, убогих, сиротах, вдовах, поддерживать их материально и восстанавливать социальную справедливость, защищая слабых от притеснений сильных: «В особенности же бедных не забывайте... старого чтите как отца, а молодых как братьев... больного навестите». Но не только оказывать материальную помощь неимущим и нетрудоспособным, защищать обездоленных и восстанавливать права обиженных завещал князь своим потомкам, но и быть вежливыми, приветливыми, ласковыми, сердечными со всеми людьми: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово». Владимир понимал, что доброе слово, слово утешения из уст князя — верховного правителя Руси — для бедного человека, сироты, обиженного значит, пожалуй, не меньше, чем доброе дело и, кроме того, создает правителю определенный славу. Особо Владимир Мономах подчеркивал необходимость почтительного обращения с иноземцами, поскольку «...странствуя по всем землям, гости разносят о нас добрую или худую славу». Частично повторяя в своем «Поучении» основные этические нормы христианской добродетели, изложенные в «Нагорной проповеди», Владимир Мономах, тем не менее, большее внимание уделяет конкретной помощи людям: «Прежде всего, ради Бога и души своей, имейте в душе страх Божий и творите милостыню неоскудевающую; ибо это — начало всякому добру». «Творение милостыни» Мономах рассматривает как способ совершенствования собственной души, ее спасения, как непременное условие обретения Царствия Небесного, и это требует от творящего милостыню полного бескорыстия (с точки зрения православия бескорыстие заключается в независимости действий от ожиданий прижизненного материального успеха предприятия, но в надежде на вознаграждение в виде Царствия Небесного), самоотдачи, выполнения миссии, долга правителя как защитника народа и в первую очередь, обездоленных. [6, с. 391]Таким образом, Мономах считал важным соблюдение общих моральных правил, среди которых можно выделить и этические правила благотворительности: уважение к людям, умение быть полезным, быть верным данному слову, заботиться о бедных и защищать их, делать людям добро и избегать зла, творить милостыню.

Информация о работе Роль морали и нравственности в становлении социальной работы как профессионального вида деятельности