Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 14:44, курсовая работа
Социально-психологические особенности рабочей груп¬пы. Человеческое общество состоит из различных социальных групп. Основная их часть — это малые группы.
Под малой группой понимают небольшое, относительно устой¬чивое
Социально-психологические
Под малой группой понимают небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, установившиеся деловые и личные отношения (семья, группы детского сада, школьный класс, спортивная команда и т.п.).
Малая группа отличается от других видов человеческих объединений тем, что она представляет собой официально или неофициально существующую ячейку общества, выполняющую в нем определенную социальную функцию и имеющую свою внутреннюю структуру.
Разновидностью малой социальной группы является рабочая группа — команда — коллектив.
Основные условия формирования рабочей группы:
- свобода и открытость информационного обмена;
- взаимная поддержка действий, убежденность в их оправданности;
- доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
Рабочая группа (коллектив) — социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
Для того чтобы назвать малую труппу коллективом, она должна соответствовать следующим требованиям:
- успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности);
- иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения;
- создавать для каждого своего члена возможность развития личности;
- быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Рабочая группа имеет сходные черты и отличия от других социальных групп:
Сходство |
Отличие |
- постоянное общение и взаимо- действие ее членов друг с другом; - чувство принадлежности к дан- ной группе; - наличие общих потребностей, ин- тересов, мотивов |
- наличие в рабочей группе обществен- но значимых целей деятельности; - наличие органов управления и руко- водства |
Рабочие группы можно классифицировать по различным признакам, которые показывают все их многообразие.
Классификация рабочих групп
Признак классификации |
Виды групп |
Форма собственности Характер деятельности
Форма связи Значимость Время действия Характер внутренних связей Статус Размер |
Государственные, смешанные, частные Производственные, торговые, научные, учебные, воинские Контактные, неконтактные Первичные, вторичные Постоянные, временные Формальные, неформальные Официальные, неофициальные Малые (2 – 5 чел.), большие |
Рабочая группа объединяет два компонента:
1) материальный — физические силы, индивиды;
2)духовный — идеология и психология.
Идеология рабочей группы — система идей и взглядов, выражающих социально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деятельности.
Психология рабочей группы — совокупность социально-психологических процессов и явлении, возникающих в процессе формирования и функционирования рабочей группы на основе становления внутренних связей, форм и способов удовлетворения потребностей ее членов (социально-психологический климат, способы общения, общественное мнение, настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов).
Факторы развития групп. Факторы развития групп можно подразделить на две группы.
Первую группу образуют внешние (объективные) факторы:
- площадь;
- техническая оснащенность;
- фонд заработной платы;
- значимость производства.
Вторую группу составляют внутренние (субъективные) факторы:
- качества личности руководителя;
- система общественных отношений;
- взаимодействие с другими коллективами.
Уровень активности и скорость формирования коллектива зависит от:
- сходства состава членов (образование, профессиональная подготовка, социальные установки, характеры);
- количества членов (определяется видом деятельности, особенностями производства);
- организаторских способностей и моральных качеств руководителя (характер, опыт работы, стиль руководства).
Можно выделить следующие стадии развития коллектива.
1. Стадия первичного синтеза (создание и формирование коллектива). Руководитель и подчиненные выполняют определенные функции (см. табл.).
ФФ Функции руководителя |
Фун Функции подчиненных |
- изучение личного состава; - знакомство коллектива с целями и задачами организации; - распределение ролей с учетом под- готовленности, опыта работы, личных пожеланий
—з учетом — определение режима работы |
— - адаптация к условиям труда; — -адаптация к руководителю, его его требованиям; — - адаптация друг к другу |
2. Стадия дифференциации:
- завершение взаимного изучения;
- сближение людей в соответствие с их интересами, складом характера;
- образование малых групп:
3. Стадия интеграции (образуется общность установок и интересов, единство воли):
- изменяется стиль деятельности руководителя (с авторитарного на демократический), требуется большая гибкость;
- понимание коллективом требований руководителя;
- предъявление к руководителю более высоких требований (стимулирование его роста);
- создаются условия для творческого роста каждого члена коллектива, оптимального решения задач;
- формируется идеология, психология и культура коллектива.
В процессе формирования коллектива нельзя определить конечную точку его развития, так как постоянно продолжается его совершенствование. Время перехода от одной стадии к другой различно в зависимости от объективных и субъективных условий жизни и деятельности коллектива.
Социальные роли и отношения в коллективе. Социальные роли и отношения в коллективе можно рассматривать с двух позиций: межличностных (ведущие и ведомые) и производственных.
Каждый член коллектива
может выполнять несколько
В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
- дружеская кооперация — взаимопомощь, основанная на полном доверии;
- дружеское соревнование — соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
- невмешательство — дистанцирование друг от друга при отсутствии как соперничества, так и сотрудничества;
- соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанная на общем взаимном недоверии;
- кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.
Повседневная деятельность членов коллектива подчинена ряду законов, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на результат деятельности группы.
Законы деятельности |
Позитивная направленность |
Негативная направленность |
Закон сохранения личного положения, достоинства, социаль- ного статуса |
повышается качество работы; самосовершенствование |
интрига; использование бюро- кратических приемов |
Закон компенсации недостатка одних способностей други- ми, опытом, навыка- ми работы |
активная работа |
лесть; угодничество; подсиживание |
Психологические характеристики коллектива. Коллективы различаются между собой психологически. Эти различия проявляются:
- в характере внутреннего социально-психологического климата;
- в характере психического состояния их членов;
- в степени их сплоченности.
Внутренний
социально-психологический
Психическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют:
- характер и содержание деятельности;
- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь);
- престижность;
- размер вознаграждения;
- перспективы роста;
- наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.).
Сплоченность коллектива определяется силой притяжения к нему его членов, возможностью их совместного воздействия на отдельного человека, побуждающей того сохранять активность в группе и препятствующей выходу из коллектива. Сплоченность зависит от:
- психологической совместимости — соответствия темпераментов членов коллектива;
- социально-психологической совместимости — соответствия профессиональных и моральных качеств.
Сплоченность обусловлена:
- тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки;
- взаимными эмоциональными предпочтениями;
- пониманием роли коллективного начала.
Сплоченность коллектива может иметь:
- позитивную направленность:
- негативную направленность:
— большая часть энергии коллектива
тратится на участие в
конфликтах между группировками, формальными
и не
формальными лидерами, структурными подразделениями;
- конформистскую направленность:
В основе сплоченности коллектива помимо совместимости лежит восприятие его членами друг друга. Оно проходит три основные стадии: