Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:14, реферат
Эстетика - это философская наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.
История эстетики насчитывает тысячелетия. Она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика.
Целью данной работы является рассмотрение этапов формирования современной эстетической мысли, а также определить причины
рассмотрела этапы формирования современной эстетической мысли, попыталась также раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и функционирования эстетической мысли в то или иное время.
Введение…………………………………………………………………………………3
Основные этапы истории эстетической мысли………………………………….……4
Эстетика Древней Греции……………………………………………………….4
Эстетика Средневековья…………………………………………………………9
Эстетика Возрождения. …………………………………………………………10
Эстетика классицизма ……………………………………………………………………………………..12
Эстетика Просвещения………………………………………………….………13
Немецкая классическая эстетика. ……………………………………………...14
Эстетика марксизма……………………………...………………………………16
Постклассическая эстетика……………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..……….21
Список литературы……………………………………………………………………..22
Постклассическая эстетика
С середины XIX века ученые различных отраслей знания пытаются объяснить эстетические феномены с эмпирических позиций. Из дисциплины философского цикла эстетика часто превращается в некое необязательное приложение к конкретным наукам. Так в этот период становятся известны работы Г. Фехнера («экспериментальная эстетика»),Т. Липпс (эстетика как прикладная психология), И. Тэн (социологизаторская эстетика), Б. Кроче (эстетика как лингвистика) и др. В ХХ в. эстетическая проблематика чаще всего начинает разрабатываться в контексте других наук, таких как теория искусства и художественная критика, психология, социология, семиотика, лингвистика и в постмодернистских текстах.
Феноменологическая эстетика (Р. Ингарден, Н. Гартман, М. Мерло-Понти и др.) сосредоточила свое внимание на эстетическом сознании и произведении искусства, рассматривая его как самодостаточный феномен интенциального созерцания и переживания.
Психоаналитическая эстетика. В конце XIX в. получает известность психологическое учение — фрейдизм, основателем которого был австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856 —1939). Согласно З. Фрейду, главным двигателем художественно-эстетической деятельности являются бессознательные процессы психики, т.е. на основе неких всеобщих законов, которые плохо поддаются.
В отличие от Фрейда, его последователь — швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 — 1961) считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного существует более глубокий слой — «коллективное бессознательное». Оно является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга.
Эстетика структурализма. Зародившийся в начале XX в. структурализм связывал несовершенство предшествующих эстетических теорий с недостатком их внутренней ясности и рациональности. Наибольшее распространение структурализм получил во Франции и связан с именами К. Леви-Стросса, Р. Барта, М. Фуко и др.
Семиотическая эстетика (У. Эко, М. Бензе, Ю. Лотман), направлявшая свои усилия на выявление семантической специфики художественного текста.
Эстетика постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийар, др.) рассматривает искусство в одном ряду с другими феноменами культуры и цивилизации, снимая какое-либо принципиальное различие между ними. Как пишет В.В. Бычков, «весь универсум культуры конвенциально признается за игровой калейдоскоп текстов, смыслов, форм и формул, символов, симулякров и симуляций. Нет ни истинного, ни ложного, ни прекрасного, ни безобразного, ни трагического, ни комического. Все и вся наличествуют во всем в зависимости от конвенциональной установки реципиента или исследователя. Сознательный эклектизм и всеядность постмодернизма позволили его теоретикам занять асистематическую, адогматическую, релятивистскую, предельно свободную и отрытую позицию. В глобальной системе смысловых лабиринтов исчезает какая-либо специфика, в том числе и эстетическая.
Введение в философию понятия «феномен» (от греческого «являющееся») определило создание в начале XX в. науки феноменологии. Объектом философско-эстетического исследования здесь выступают явления, данные нам в опыте, то есть «феномены» как результат «самообнаруживающегося» бытия. Родоначальник феноменологической философии — немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 —1938) выступал против любого эмпиризма, а в качестве основного предмета философского анализа определил «жизненный мир» человека как основу «объективного подсознания», где «трансцендентальное» сознание субъекта является определяющим фактором бытия. Выявление чистых сущностей, свободных от эмпирического содержания, осуществляется с помощью многоступенчатого метода — феноменологической редукции, основанной на сведении сложного к простому, высшего к низшему. В ходе этой редукции остается последнее неразложенное единство сознания — интеницональность. Именно она является краеугольным понятием в феноменологической эстетике, где ведущая роль ее в теоретических разработках принадлежит польскому ученому Роману Ин-гардгну (1893 — 1970). Он трактовал интеницональность и как психологическую, и как гносеологическую категорию. Реализация этой способности позволяла прежде всего анализировать природу «чистого бытия» художественных предметов и определять их эстетическую ценность.
Многообразие
теоретико-методологических разработок
XIX — XX вв. способствовало обогащению понятийно-категориального
аппарата эстетики и формированию новых
направлений в искусстве, отражающих
эстетический поиск в творческой
деятельности людей.
Заключение
В данной работе я рассмотрела этапы формирования современной эстетической мысли, попыталась также раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и функционирования эстетической мысли в то или иное время.
В
результате, источник возникновения и
развития эстетической мысли, причины
расцвета и упадка заключаются не в самих
идеях, а в материальных условиях жизни
общества, в характере и особенностях
классовой борьбы на каждом отдельном
этапе общественного развития, учитывая
при этом и тот факт, что эстетические
идеи находятся в живом взаимодействии
с другими сторонами общественной жизни
- политикой, моралью, искусством и т.д.
Список
литературы
Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика».
Таганрог:
Изд-во ТРТУ, 2004. – 136 с.
ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ XIX - XX вв.
Информация о работе Основные этапы истории эстетической мысли