Основные этапы истории эстетической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Эстетика - это философская наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.
История эстетики насчитывает тысячелетия. Она сформировалась гораздо раньше, чем появился сам термин эстетика.
Целью данной работы является рассмотрение этапов формирования современной эстетической мысли, а также определить причины
рассмотрела этапы формирования современной эстетической мысли, попыталась также раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и функционирования эстетической мысли в то или иное время.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
Основные этапы истории эстетической мысли………………………………….……4
Эстетика Древней Греции……………………………………………………….4
Эстетика Средневековья…………………………………………………………9
Эстетика Возрождения. …………………………………………………………10
Эстетика классицизма ……………………………………………………………………………………..12
Эстетика Просвещения………………………………………………….………13
Немецкая классическая эстетика. ……………………………………………...14
Эстетика марксизма……………………………...………………………………16
Постклассическая эстетика……………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..……….21
Список литературы……………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Эстетика.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Эстетика  Возрождения

     Мировоззрение Возрождения можно представить себе из приводимого ниже отрывка из знаменитой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы. Мирандола(1463-1494) пишет, что Бог, сотворив человека и поставив его в центр мира, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю».

     Возрождение принято считать возвратом к  античности. Но оно отличается от античности радикально пониманием человека, идеалом человека. Античность формирует представление о человеке, границы которого ограничены и определены его природой. Мировоззрение же Возрождения впервые осознает, что никаких пределов развитию человека этот мир не поставил. Начинает ощущать безграничность творческих сил человека. Возрождение – эпоха раннего капитализма. Средние века подготовили развитие производительных сил, выросло население, усовершенствовались ремесла, человек стал постигать законы природы. И он сам стал меняться. Получало развитие его мышление, воля, интерес, потребности. Стало необходимостью его собственное развитие. Ранний капитализм принес необходимость личной активности, предприимчивости. И человек пересматривает отношение к самому себе, понимание самого себя. Мыслители Возрождения считают, что человек по природе добр, не склонен ко злу, благороден, а самое главное, что человек своими делами делает себя великим. Эпоха Возрождения богата титанами духа. Идеал эпохи – мастер. И титаны Возрождения знают несколько языков. Владеют несколькими видами искусств. Леонардо да Винчи и скульптор, и инженер, и поэт, и зодчий, и живописец, и философ, теоретик искусства. В центре искусства Возрождения природный, чувственный человек, который живет земными радостями. Но в то же время Возрождение создает идеал человека чести, достоинства, высокой духовности и нравственности. Данте в «Божественной комедии» проходит по векам, прожитым человечеством, и обозревает нравственное состояние этих эпох на примере судьбы исторических личностей, попавших в ад. Боккаччо в «Декамероне» полон иронии по отношению к показному благочестию служителей церкви. Фактически он выступает против вселенского ханжества, которое характерно для верующего человечества. И ищет подлинную чистоту человеческого духа. Философия этой эпохи больше занята проблемами искусства. Искусство в эту эпоху несет основную мировоззренческую функцию. Оно создает чувственный идеал эпохи и в то же время оно есть творение человеком своей чувственности. Своей человеческой чувственности. Теоретики эпохи считают искусство формой познания природы. И это верно, ибо природа человека как чувственно воспринимаемая природа не дается человеку наследственно. Он создает эту природу и присваивает ее. Создает силой воображения.

  Эстетика эпохи Возрождения, теоретиками которой были Пико делла Мирандола, Л. Б. Альберти, Леонардо щ Винчи и многие другие, характеризуется своей реалистичностью, предметностью, направленностью на действительность, тесной связью с художественной практикой. Утвердившиеся идеи гуманизма произвели переворот в мировоззрении человека. В противовес смиреной личности, живущей помыслами о Боге, формировался новый образ идеального человека — свободного, деятельного, творческого. Главной задачей стало достижение реальной власти над природой и над самим собой. С помощью преобразовательной деятельности пытались создавать новую красоту, совершенствовать окружающий мир. Особое значение стало иметь художественное воплощение красоты человека. Новый акцент получает эстетическая категория трагического из-за противоречивости культуры этой эпохи. Художники стремились отображать мир идеализированно. Искусство приобретает социальную и научную ценность. 

   Эстетика  классицизма

     «Что последовало за Возрождением?» Подобные заголовки работ историков культуры, интересующихся послевозрожденческим развитием Европы, далеко не случайны. XVII век отличался отсутствием какой-либо единой позитивной программы, именно поэтому он не получил никакого названия. Если XVIII столетие вошло в историю как век Просвещения, то XVII воспринимается как время «исторического бездорожья». Мироощущение в этом веке максимально поляризовано. Ломка старых стереотипов, потребность и невозможность обрести новые — все это свидетельствует о спрессованном действии в тот период как созидательных, так и разрушительных сил.

     Как известно, в XVII в. Европа вступила в  эпоху Нового времени. Эта стадия культуры ознаменовалась прежде всего  возникновением общества принципиально  нового типа, не скованного жестко традицией и каноном.

     Эпоха становления единого экономического рынка на больших территориях. Возникают сильные централизованные государства. В силу этого возникают нации с единым языком, единым психологическим складом. Происходит развитие наук, научного склада мышления. Общее требование эпохи подчинение индивида гражданскому долгу. И в то же самое время возникает необходимость усиления роли государства во взаимоотношении индивидов, так как усиление буржуазных отношений чревато войной всех против всех. Эстетические взгляды эпохи испытывают воздействие своего времени. Рационалистическое мировоззрение рождает эстетику Николо Буало (1636-1711). В своем произведении «Поэтическое искусство», написанном в стихотворной форме, Буало проводит идею регламентации жанров и видов искусства. Согласно его взглядам, духовное начало делает внешнее, материальное прекрасным. Но для него духовное начало рацио, разум. Красоты вне истины нет. Строгая определенность жанров искусства, скажем, в драме принцип единства времени, места и действия, исходит из понимания того, что разумность прежде всего организованность, согласно логике разума, четких логических форм. Ярким примером такого понимания искусства служит сад Версаля, где исповедуется принцип привнесения красоты в природу. Не дикая природа красива, а только облагороженная разумом человека. 

     Эстетика  Просвещения

       Следующий этап развития капиталистического общества характерен горячей враждой к крепостному праву. Идея приобщения к Богу, возвышения до божественного сменяется идеей просвещения, образования народа. Вожди просвещения отстаивают интересы народных масс, крестьян. Они верят в то, что ликвидация крепостничества принесет с собой общее благосостояние. В эту эпоху происходят ранние буржуазные революции. Буржуазия выступает как прогрессивный класс, который несет освобождение народу. Идеи буржуазии в эту эпоху прогрессивны. Ее духовные вожди борются с невежеством, обскурантизмом, религиозным дурманом, средневековой псевдонаукой, антигуманной феодальной моралью, с религиозным искусством и эстетикой. Эстетика этой эпохи составная часть идеологии третьего сословия перед Великой Французской революцией. Эта эстетика развивает представление об искусстве, которое доступно всем, которое демократично, исповедует принцип воспроизведения жизни и совершения суда над ним, правдиво и идейно. Дени Дидро приходит к мысли, что искусство воспроизводит типические характеры, что каждое сословие имеет свои характерные черты, свои человеческие типы. Практически все деятели этой эпохи пишут и спорят о воспитательной роли искусства. А французский философ Э. Кодильяк (1714-1780) усматривал главную причину возникновения искусства в потребности общения людей. 

     Немецкая  классическая эстетика

       Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804), который по некоторым своим подходам к проблеме сознания относится к субъективному идеализму, закладывает основы нового подхода к пониманию природы субъекта и его способностей. Мысль Д. Юма о многообразии вкусов, а потому не обусловленности нашего вкуса, объективна. Кант продолжает эту идею, но в том плане, что наши субъективные способности, в том числе и эстетический вкус, априорны, т.е. он не обусловлены предметным миром, но в то же самое время обладают атрибутом всеобщности по отношению к этому внешнему миру. И если у Юма закономерность вкуса не проглядывается, то по Канту основой вкуса является наша субъективная целесообразность. Целесообразное взаимодействие наших субъективных способностей при восприятии предмета доставляет нам чувство удовольствия, в достижении этой целесообразности. Немецкая классическая философия преодолевает созерцательный подход к анализу взаимодействия сознания и объективного мира. Она исходит из представления активности духа в этом взаимодействии с внешним, но она не рассматривает еще человеческую деятельность как объективный процесс. Поэтому при массе прозрений, при громадном приближении к пониманию природы эстетического и природы художественного, немецкая классическая философия в этих вопросах останавливается на полпути. В «Критике способности суждения» Кант подвергает анализу субъективную способность эстетического вкуса. Он как бы уходит от поисков объективных критериев прекрасного и ищет субъективные основы чувства удовольствия. Как бы субъективирует эстетическое. Но суть в том, что в мировоззрении Канта человек есть особая природа, которая осуществляется по своим собственным законам. И взаимодействие субъективных способностей происходит также в этих законах. Потому достижение субъективной целесообразности при взаимодействии субъективных способностей означает достижение соответствия этому закону. И эстетическое чувство как бы дает ощущение этого достижения и наслаждение этим.

     Историческая  значимость эстетической системы Канта  заключается в том, что он стремился  преодолеть противоположности рационалистического эмпирического объяснения эстетических проблем, высветил антиномизм разума и тем самым подготовил теоретические предпосылки для разработки идеалистической диалектики.

     С периодом немецкой классической эстетики хронологически совпадает появление идейно-художественного направления романтизма, в основе которого лежал метод, утверждавший принцип абсолютной свободы личности. Концептуальной основой романтизма стали теории, разработанные И. В. Гете, Ф. Шиллером, Г. Гердером, Новалисом и др. Кант заложил фундамент для понимания природы человека. Впервые в философской науке вырабатывается понимание целостного человека, соответствующего своей природе. Шиллер приходит к выводу, что современное буржуазное общество не формирует целостного человека. Оно формирует частичного человека. Средством преодоления этого он видит искусство, эстетическое воспитание. Общественная функция искусства заключается в достижении гармонического, всестороннего развития личности. И только достигая такого развития человека можно ставить цель создания лучшего общественного устройства. Гегель в своих «Лекциях по эстетике» прослеживает исторический процесс развития искусства. Для него, как объективного идеалиста, мир есть процесс самодвижения, саморазвития абсолютного понятия. Исторический путь искусства есть ступени развития идеала прекрасного. В искусстве человек удваивает себя и делает созерцаемым, чувственно воспринимаемым свой внутренний мир.

       Романтики отделялись от современного  им экономического и социального  порядка как от недостойного человеческой личности. Борясь с рационализмом и нормативностью классицизма, они отстаивали свободу творчества художника, проповедовали культ фантазии и чувства, считали, что не следует преувеличивать роль объективного мира, так как все значительное совершается не вне, а внутри самой личности. Достоинство человека состоит в возможности свободного осуществления себя, чему способствует сфера искусства. Таким образом, в творчестве романтиков восторжествовала идея самоценности искусства. 

     Эстетика марксизма

       Она явилась логическим шагом в развитии эстетических представлений. Традиции немецкой классической эстетики получили развитие в трудах основателей марксизма — К. Марксам Ф. Энгельса, которые с позиции диалектического и исторического материализма обосновали значение общественной практики для формирования эстетического сознания, разработали коренные проблемы эстетики: о социальной природе искусства, о сущности реализма, о народности художественного творчества и ряд других вопросов. Необходимо отметить те шаги, которые сделаны всей предшествующей философской мыслью и в наиболее зрелом, концентрированном виде немецкой классической философией, в понимании природы человека.

     а) Понимании ее как деятельности, производящей свои собственные определения. Здесь понимание активности приобретает конкретный вид. Неабстрактная активность, а именно такая активность, которая связана с процессом самоосуществления человеческой природы посредством собственной деятельности субъекта. Возможно, это нашло наиболее яркое выражение в философии Фихте с «его активностью положения не-Я посредством деятельности Я». У Гегеля все существующее есть инобытие мирового духа. Мировой дух проявляет себя в предметной форме в природе и возвращается в себя, к самому себе в духовности человека. И у него дух, духовное, субъективное имеет самого себя только посредством своего инобытия, посредством собственного предметного проявления. К. Маркс снимает это понимание посредством представления о том, что движение человечества есть объективный, материальный процесс. Все остальное им сохраняется. Вплоть до того, что действительность необходимо брать субъективно. Через представления идеалистов всех времен философия возвращается к материалистическим представлениям, но уже на новом, качественно ином витке. Наверное, лучше всего об этом сказано у В.И. Ленина: «Две формы объективного процесса: природа (механическая и химическая) и целеполагающая деятельность человека». Человеческая деятельность в науке философии начинает пониматься как объективный, т.е. закономерный независящий от сознания человека объективный процесс.

     б) Этот мир человека есть производство. Человек в своей деятельности производит все. И материальное и идеальное. Он производит тем самым себя как человека, свою субъективную природу. Внешний мир становится в этом производстве субъективного мира средством общения, средством обмена субъективными качествами. И Маркс отмечает, что человек созерцает самого себя в созданном им мире. Предмет есть опредмеченный человек. Есть чувственно представшие субъективные качества человека.

     в) В таком понимании объективного мира заложено понимание природы эстетического и природы искусства. Эстетическое есть наслаждение собственным осуществлением, самоосуществлением, достижением самоосуществления, художественная деятельность есть деятельность поиска содержательных параметров своей души. Таких, которые обусловлены жизнедеятельностью человечества, содержанием этой жизнедеятельности. Человек как человек не дан самому себе адекватно ни объективно, ни субъективно, подчеркивает К. Маркс. Но это нам сегодня ясно и из нашего непосредственного жизненного опыта.

     г) Вместе с тем в этом непрерывном чувственном труде возникает историческая действительность человека, которая находится в непрерывном развитии, которая изменяет параметры свои как объективно, так и субъективно. Следовательно, эстетические и художественные пристрастия и представления также находятся в непрерывном развитии, изменении, восхождении. Философия диалектического материализма обогащена всем предшествующим развитием научного, художественного и философского знания. Она вбирает в себя достижения предшествующего материализма и идеализма. Но это качественно новое мировоззрение, которое нельзя свести ник одному из предшествующих. Хотя, конечно, знание предшествующего обязательно для понимания и принятия диалектико-материалистического мировоззрения. 

Информация о работе Основные этапы истории эстетической мысли