Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:05, реферат
Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели. Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Введение………………………………………………………………….... 3
Сущность невербального общения…………………………………… 5
Элементы невербального общения…………………………………… 7
Кинесика…………………………………………………………….8
Тактильное поведение …………………………………………...11
Сенсорика………………………………………………………… 13
2.4 Проксемика ……………………………………………………….14
2.5 Хронемика ………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………….17
Литература……………………………………………………………….. 18
Организационное поведение
Оглавление
Введение…………………………………………………………
2.4 Проксемика ……………………………………………………….14
2.5 Хронемика ……………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели. Общение это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона взаимодействие общающихся. Третья сторона - восприятие общающимися друг друга.
Коммуникация - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Для обмена информацией используют символы: слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов. На долю общения посредством слов приходится 35% информации. Остальные 65% составляют невербальные сообщения, происходящие без использования слов.
Невербальная коммуникация - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся. Это жесты, мимика, поза, одежда. Прочтение подобного рода элементов поведения способствует достижению высокой степени взаимопонимания.
Цель данной контрольной работы
– раскрытие сущности и проблем
невербального общения в
Объект работы – процесс невербального общения между людьми разных культурных групп или в рамках одной культурной группы. Предмет – содержание, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.
Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
1. ознакомиться с сущностью
2. проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;
3. раскрыть актуальность данной темы.
1. Сущность невербального общения
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение –
Невербальное общение –
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды).
В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожными.
Невербальное общение – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.
Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.
Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.
Часть невербального языка
Невербальное общение, как правило,
спонтанно и непреднамеренно. Его
нам подарила природа как продукт
многих тысячелетий естественного
отбора. Поэтому невербальное общение
– очень емко и компактно. Овладевая
языком невербального общения, мы приобретаем
эффективный и экономичный
2. Элементы невербального общения
В основе невербальной коммуникации
лежат два источника —
Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции.
Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека - это сигнал о нежелании поддерживать контакт.
Рассмотрение элементов
2.1 Кинесика
Кинесика - совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).
Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер. Их можно классифицировать следующим образом:
1. Иллюстраторы - описательно-изобразительные и выразительные жесты, сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл. С их помощью говорящий старается более глубоко раскрыть смысл высказывания, сопровождают идущий в данный момент разговор, более подробно раскрывая его содержание.
2. Конвенциональные жесты, или
эмблемы используются при
3. Модальные жесты - жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянности, смятения, подавленности, разочарования, отвращения, радости, восторга, удивления. Они выражают эмоциональное состояние человека, его оценку окружающего, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в ходе коммуникации.
4. Жесты, используемые в различных ритуалах (христиане крестятся, мусульмане в конце молитвы проводят двумя ладонями по лицу сверху вниз).
Телодвижения могут
Мимика - все изменения выражение лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения. Она является важнейшим элементом невербальной коммуникации и складывается из спонтанных и произвольных мимических реакций. Для усиления эмоций мы делаем нашу мимику более выразительной и точной в соответствии с характером и содержанием процесса коммуникации.
Окулистика - использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми.
Существенным аспектом кинезиса является поза - положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. В коммуникативистике при общении принято выделять три группы поз:
1) Включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость для контакта). Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.
2) Доминирование или зависимость.
3) Противостояние или гармония.
Противостояние проявляется в
следующей позе: сжатые кулаки, выставленное
вперед плечо, руки на боках.
Гармоничная поза
С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Походка с резко выпрямленной верхней часть туловища производит впечатление гордого вышагивания и выражает надменность и высокомерие. Ритмичная походка является свидетельством воодушевленного и радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее владельца. Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время изворотливость. Волочащаяся, медленная походка говорит или о плохом настроении или об отсутствии заинтересованности; люди с такой походкой чаще всего не обладают достаточной дисциплиной.
Информация о работе Невербальное общение и его роль в коммуникации