Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:48, контрольная работа
Культура речи - сложное понятие. 1В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.
Введение ____________________________________________________________________2-3
Глава 1. Языковые особенности устной речи _____________________________________4-5
Глава 1.1. Этика речевого общения и этикетные формулы речи ______________________5-7
Глава 1.2.Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки_______________7-9
Глава 1.3. Выразительность устной речи__________________________________________9-10
Глава 1.4. Основные условия выразительности речи человека________________________10
Глава 1.5. Выразительно-изобразительные средства языка_________________________11-12
Глава 1.6. Экспрессивный синтаксис___________________________________________12-15
Глава 2. Приветствие. Обращение_____________________________________________16
Глава 2.1. Этикетные формулы ________________________________________________16
Глава 2.2.Эвфемизация речи __________________________________________________17-21
Глава 2.3. Темы и сферы эвфемизации__________________________________________21-22
Глава 2.4.Эвфемизации в социальных сферах человека____________________________22
Глава 2.5. Цели эвфемизма речи_______________________________________________22-28
Глава 2.6. Сферы социальной жизни, в которых используются эвфемизация_________28-30
Глава 2.7. Языковые способности и средства эвфемизации________________________30-32
Глава 2.8. Социальные различия между говорящими
в создании и использовании эвфемизмов_______________________________________32-34
Глава 3. Особенности письменной речи. Письменная речь_________________________35-39
Заключение ________________________________________________________________40-41
Список литературы __________________________________________
4. Аббревиатуры, особенно
характерные для репрессивной
сферы и сфер, связанных с сокрытием
государственных и военных
5. Некоторые слова, обозначающие
неполноту действия или слабую
степень свойства, употребляемые
не в своем обычном значении,
а в качестве смягчающего
6. Некоторые глагольные формы с приставкой под-: подъехать, подойти, подвезти и нек. др., которые ощущаются частью говорящих (главным образом носителями просторечия) как более вежливые, смягчающие прямое отношение к адресату и потому употребляются ими в качестве эвфемистических замен "прямых" обозначений приехать, прийти, привезти, довезти (в литературном языке, как известно, глаголы с приставками под-, при- несинонимичны). Ср.: - Можно к вам подъехать, чтобы обсудить это прямо сегодня? Я часам к шести подойду. Вы у себя будете? До метро подвезите, пожалуйста (записи устной речи). Ср. также эвфемизм подсказать в контекстах типа: - Не подскажете, как пройти к Военторгу?).
Глава 2.8. Социальные
различия между говорящими в создании
и использовании эвфемизмов
Эвфемизмы, в отличие от
большей части лексических
Кроме временного фактора существенен и фактор социальный: в разной социальной среде - неодинаковое представление о том, что "прилично" и "неприлично" и, соответственно, о том, что может именоваться прямо, без обиняков, а что должно получать "вуалирующие", эвфемистические обозначения.
В этом смысле весьма примечательны различия между носителями литературного языка, с одной стороны, с, с другой, людьми, использующими в качестве основного или единственного средства местный диалект, городское просторечие, социальный жаргон и какие-либо еще некодифицированные подсистемы национального языка. 16
Полевыми исследователями территориальных диалектов и просторечия давно замечено, что носители этих подсистем склонны прямо называть некоторые объекты и действия, относящиеся к анатомии и физиологии человека, к отношениям полов, употреблять обсценную лексику как в ее экспрессивной, так и в номинативной функции. Однако неверно было бы считать, что в этой социальной сфере нет потребности в эвфемизации речи.
Напротив, и в диалектах,
и в просторечии имеются весьма
развитые "микросистемы" лексических
средства, которые служат для эвфемистического
обозначения табуируемых
В зависимости от ситуативных условий речи - от типа собеседника, тональности общения, его цели, иллокутивных и перлокутивных свойств речевого акта и т.п. - и носители диалектов, и говорящие на просторечии, прибегая к эвфемистическимсредствам, могут проявлять так называемую гиперкоррекцию: эвфемистической замене подвергаются даже те слова и обороты, которые в иной социальной среде (например, у носителей литературного языка) не оцениваются как "неприличные" и грубые. Например, по нашим наблюдениям, некоторые носители современного русского просторечия заменяют название бабье лето оборотом женское лето, избегают слов сортир (вследствии фонетической и смысловой ассоциации его с соответствующим ненормативным глаголом), яйца (употребляя в качестве названия продукта только слово яички и ложно оценивая его как более приличное, хотя, как известно, в качестве анатомического термина используется именно уменьшительная форма) и нек. др. 17
Своеобразные функции
выполняют эвфемизмы в
Эвфемистичны многие слова современного молодёжного жаргона: Если девушка странная или выпившая, то о ней могут сказать "отъехавшая" (Аргументы и факты, 1992, № 10); ср. также слова синеглазка, мелодия 'о милицейской машине', в откате, в пожаре 'в состоянии сильного опьянения', синусоида 'нетрезвое состояния', тундра, тайга 'о глупом и недалеком человеке', очко 'анальное отверстие', резина 'презерватив', залететь 'заразиться венерической болезнью', а также 'получить нежелательную беременность' и др. (см. Стернин, 1992; Файн и Лурье, 1992).
Глава 3.Особенности письменной речи. Письменная речь.
Письмо - это созданная
людьми вспомогательная знаковая система,
которая используется для фиксации звукового
языка и звуковой речи. В тоже время письмо
- это самостоятельная система коммуникации,
которая, выполняя функцию фиксации устной
речи, приобретает ряд самостоятельных
функций: письменная речь дает возможность
усвоить знания, накопленные человеком,
расширяет сферу человеческого общения.
Читая книги, исторические документы разных
времен и народов, мы можем прикоснуться
к истории, культуре всего человечества.
Именно благодаря письменности мы узнали
о великих цивилизациях Древнего Египта,
шумеров, инков, майя и др.
Письмо прошло длительный путь исторического
развития от первых зарубок на деревьях,
наскальных рисунков до звукобуквенного
типа, которым сегодня пользуется большинство
людей, т.е. письменная речь вторична по
отношению к устной. Буквы, используемые
на письме, - это знаки, с помощью которых
обозначаются звуки речи. Звуковые оболочки
слов и частей слов изображаются сочетаниями
букв, знание букв позволяет воспроизводить
их в звуковой форме, т.е. читать любой
текст. Знаки препинания, используемые
на письме, служат для членения речи: точки,
запятые, тире соответствуют интонационной
паузе в устной речи. Это значит, что буквы
являются материальной формой письменной
речи.
Основная функция письменной речи - фиксация
устной речи, имеющая цель сохранить ее
в пространстве и времени. Письмо служит
средством коммуникации между людьми
, когда непосредственное общение невозможно,
когда они разделены пространством и временем.
Развитие технического средства сообщения
- телефона - уменьшило роль письма. Появление
факса и распространение системы Интернет
помогают преодолевать пространство и
вновь активизируют письменную форму
речи.
Основное свойство письменной речи - способность
к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во
временном, а в статическом пространстве,
что дает возможность пишущему продумывать
речь, возвращаться к написанному, перестраивать
текст, заменять слова и т.д. В связи с этим
письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык,
употребление которого достаточно строго
нормировано и регламентировано. Порядок
слов в предложении закреплен, инверсия
(изменение порядка слов) не типична для
письменной речи, а в некоторых случаях,
например в текстах официально-делового
стиля речи, недопустима. Предложение,
являющееся основной единицей письменной
речи, выражает сложные логико-смысловые
связи посредством синтаксиса. Письменной
речи свойственны сложные синтаксические
конструкции, причастные и деепричастные
обороты, распространенные определения,
вставные конструкции и т.п. При объединении
предложений в абзацы каждое из них строго
связано с предшествующим и последующим
контекстом.
Письменная речь ориентирована на восприятие
органами зрения, поэтому она обладает
четкой структурной и формальной организацией:
имеет систему нумерации страниц, деление
на разделы, параграфы, систему ссылок,
шрифтовые выделения и т.п.
К сложному тексту можно не раз возвращаться,
вдумываться в него, осмысливать написанное,
имея возможность просматривать глазами
тот или иной отрывок текста.
Письменная речь отличается тем, что в
самой форме речевой деятельности находят
определенное отражение условия и цель
общения, например художественное произведение
или описание научного эксперимента, заявление
об отпуске или информационное сообщение
в газете. Следовательно, письменная речь
обладает стилеобразующей функцией, что
находит отражение в выборе языковых средств,
которые используются для создания того
или иного текста. Письменная форма является
основной формой существования речи в
научном, публицистическом, официально-деловом
и художественном стилях.
Таким образом, говоря о том, что речевое
общение происходит в двух формах - устной
и письменной, надо иметь в виду сходство
и различия между ними. Сходство заключается
в том, что эти формы речи имеют общую основу
- литературный язык и в практике занимают
примерно равное место. Различия сводятся
чаще всего к средствам выражения. Устная
речь связана с интонацией и мелодикой,
невербаликой, в ней используется определенное
количество и "своих" языковых средств,
она привязана больше к разговорному стилю.
Письмо использует буквенные, графические
обозначения, чаще книжный язык со всеми
его стилями и особенностями.
Основной, если не единственной, формой реализации разговорной речи является устная форма.
К письменной форме разговорной речи можно отнести только записки и другие подобные жанры. Так, сидя на собрании, можно написать приятелю Уйдем? - и в условиях данной ситуации и соответствующих фоновых знаний будет ясно, о чем идет речь. Существует мнение, что все особенности разговорной речи порождаются не условиями ее реализации, а именно устной формой. Другими словами, считается, что нечитаемые официальные публичные устные тексты строятся так же, как и неофициальные спонтанные. 1
Так ли это? Вне всякого сомнения, всякий устный публичный текст, не читаемый «по бумажке», имеет, свои существенные особенности.
Известная исследовательница устных текстов О. А. Лаптева, которой и принадлежит версия об устности как ведущем признаке некодифицированных текстов, справедливо отмечает особый, неизвестный письменным текстам, ха-рактер членения любых устных нечитаемых текстов.19
Говорящий формирует высказывание и текст в целом. Он формирует св.ой стиль письменной речи, «точку зрения» при отражении в речи каких-то событий, явлений, фактов, фрагментов «картины мира». Роль говорящего проявляется и в способе линейной организации речи, в выборе главного «участника действия»; например, синтаксическая позиция в начале предложения предназначена для обозначения того, о чем (о ком) говорится в предложении, то есть для темы высказывания; и от того, что именно говорящий делает темой, зависит вид синтаксической конструкции и ее смысл.
Необходимым условием жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. «Характерный для понятия искренности контекст согласия соответствует этимологическому значению слова: искренний означало «близкий, приближенный, находящийся рядом». Какой бы модус ни преобладал в письме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме, предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании у автора возможности использовать естественный способ экспликации себя как личности.
Регулярность переписки определяется рядом факторов:20
a. отношениями между участниками этого вида речевого общения;
b. внешними обстоятельствами переписки;
c. актуальностью для адресата тем;
d. частотностью переписки.
И. Н. Кручинина, анализируя стилистические особенности этого жанра, приходит к выводу о том, что непринужденность отношений с адресатом - главное условие переписки, а «отсутствие этой предпосылки обычно сразу же ощущается как препятствие для общения Русский язык в его функционировании. 21
Стихия разговорной речи в письме сказывается в диссонансе линейных синтаксических связей; это свидетельствует о «быстром проговаривании» пишущего, о произвольном характере тематических элементов в ходе изложения мыслей. Эта тенденция «нанизывания», тематически важных, с точки зрения автора письма, элементов характерно и для формирования всей структуры письма: письмо может быть тематически дискретным, насыщенным ассоциативными элементами и добавочными сообщениями.
Прагматическое условие солидарности и согласия в жанре письма находит свое формальное выражение в «формулах» приветствия и прощания, берущих свое начало в глубине веков.
Вот мнение по этому поводу известного лингвиста Д. М. Пешковского: «Говорить литературно, то есть в полном согласии с законами письменной речи, и в то же время с учетом особенностей устной речи и отличия психики слушателей от психики читателей, не менее трудно, чем говорить просто литературно. Это особый вид собственно литературной речи - вид, который я бы назвал подделкой письменной речи под устную. Такая подделка действительно необходима в той или иной степени во всех публичных выступлениях, но она ничего общего не имеет с тем случаем, когда оратор не умеет справиться со стихией устной речи или не умеет ориентироваться в должной мере на письменную»
Разговорность может опустить ее до бытового уровня. И оратор должен постоянно балансировать, выбирая оптимальный стиль речи. Кстати, установлено, что при восприятии письменной речи человек воспроизводит потом лишь 50% полученного сообщения. При восприятии того же сообщения, построенного по законам устного изложения мысли, воспроизводится уже 90% содержания. Русский язык в его функционировании. 22
Установилось своеобразное
соотношение форм реализации с основными
функциями специального языка: в
функции накопления и передачи знаний
«письменная (точнее, печатная) речь занимает
почти монопольное положение»; в
функции распространения зна-
Итак, деловая речь есть,
по существу, совокупность стандартов
письменной речи, необходимых в официально-
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»