Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Культура речи - сложное понятие. 1В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.

Оглавление

Введение ____________________________________________________________________2-3
Глава 1. Языковые особенности устной речи _____________________________________4-5
Глава 1.1. Этика речевого общения и этикетные формулы речи ______________________5-7
Глава 1.2.Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки_______________7-9
Глава 1.3. Выразительность устной речи__________________________________________9-10
Глава 1.4. Основные условия выразительности речи человека________________________10
Глава 1.5. Выразительно-изобразительные средства языка_________________________11-12
Глава 1.6. Экспрессивный синтаксис___________________________________________12-15
Глава 2. Приветствие. Обращение_____________________________________________16
Глава 2.1. Этикетные формулы ________________________________________________16
Глава 2.2.Эвфемизация речи __________________________________________________17-21
Глава 2.3. Темы и сферы эвфемизации__________________________________________21-22
Глава 2.4.Эвфемизации в социальных сферах человека____________________________22
Глава 2.5. Цели эвфемизма речи_______________________________________________22-28
Глава 2.6. Сферы социальной жизни, в которых используются эвфемизация_________28-30
Глава 2.7. Языковые способности и средства эвфемизации________________________30-32
Глава 2.8. Социальные различия между говорящими
в создании и использовании эвфемизмов_______________________________________32-34
Глава 3. Особенности письменной речи. Письменная речь_________________________35-39
Заключение ________________________________________________________________40-41
Список литературы __________________________________________

Файлы: 1 файл

Этический аспект устной и письменной речиииии.docx

— 116.29 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

 

Институт дополнительного  профессионального образования

 

 

 

Кафедра менеджмента в образовании

 

Этический аспект устной и  письменной речи

 

 

 

Контрольная работа  по дисциплине «Русский язык и культура речи»

студента группы 012.1,

обучающегося по специальности

080507 «Менеджмент организации»,

Тарасова марина геннадьевна

Руководитель: - Лысикова Наталия Павловна - кандидат философских наук (к.филос.н.),доцент

 

 

 

 

 

 

Саратов

2012

 

Содержание

Введение ____________________________________________________________________2-3

 Глава 1. Языковые особенности устной речи _____________________________________4-5

Глава 1.1. Этика речевого общения и этикетные формулы речи ______________________5-7

Глава 1.2.Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки_______________7-9

Глава 1.3. Выразительность  устной речи__________________________________________9-10

Глава 1.4. Основные условия  выразительности речи человека________________________10

Глава 1.5. Выразительно-изобразительные  средства языка_________________________11-12

Глава 1.6. Экспрессивный синтаксис___________________________________________12-15

Глава 2. Приветствие. Обращение_____________________________________________16

Глава 2.1. Этикетные формулы  ________________________________________________16

Глава 2.2.Эвфемизация речи __________________________________________________17-21

Глава 2.3. Темы и сферы  эвфемизации__________________________________________21-22

Глава 2.4.Эвфемизации в социальных сферах человека____________________________22

Глава 2.5. Цели эвфемизма  речи_______________________________________________22-28

Глава 2.6. Сферы социальной жизни, в которых используются эвфемизация_________28-30

Глава 2.7. Языковые способности и средства эвфемизации________________________30-32

Глава 2.8. Социальные различия между говорящими

в создании и использовании  эвфемизмов_______________________________________32-34

Глава 3. Особенности письменной речи. Письменная речь_________________________35-39

Заключение ________________________________________________________________40-41

Список литературы __________________________________________________________42-43

 

Введение

Культура речи - сложное  понятие. 1В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.

Энциклопедия сообщает: «Высокая культура речи предполагает достаточно высокий уровень общей культуры человека, сознательную любовь к языку, культуру мышления. Вершиной речевой  культуры, эталоном и «точкой отсчета» явлений, осознаваемых в качестве нормативных, признается литературный язык, где  закрепляются и накапливаются, как  в сокровищнице, культурные традиции народа, достижения мастеров слова, писателей». Следовательно, можно сказать, что человек, познавший нормы родного языка, владеет культурой речи, и наоборот, владеющий культурой речи всегда придерживается нормы. Это не исключает, конечно, стилистического разнообразия его речи, а как раз и предполагает такое разнообразие как воплощение речевого мастерства. Ученые, разрабатывающие проблемы культуры речи, служат живым потребностям общества, осмысляя и совершенствуя речевую практику народа. Они занимаются нормализаторской деятельностью, а также языковой политикой. 2Борьба за культуру речи не ослабевает ни на один день. Оценивая тот или иной языковый факт, то или иное речевое употребление, языковеды учитывают, во-первых, насколько этот факт находится в соответствии с языковой системой, с законами языка, его строем, а во-вторых - насколько массово и регулярно воспроизводится этот факт в речи образованных людей - носителей литературного языка.

Талантливый педагог В.А. Сухомлинский писал: Гольдин В. Е. 3 Слово - тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное - приносит беду, словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность - и одухотворить, рассеять сомнения - и повергнуть в уныние, сотворить улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие, вдохновить на труд - и привести в оцепенение силы души.

 

Глава 1. Языковые особенности устной речи

Среди функциональных разновидностей языка, особое место занимает разговорная  речь. Разговорной является такая  речь носителей литературного языка, которая реализуется спонтанно  в неофициальной обстановке при  непосрёдствённом участии партнеров  общения. Разговорная речь имеет  существенные особенности на всех языковых уровнях, и поэтому ее часто рассматривают  как особую языковую систему. Поскольку  языковые особенности разговорной  речи не зафиксированны в грамматиках и словарях ее называют некодифицированной, противопоставляя тем самым кодифицированным функциональным разновидностям языка.4Важно подчеркнуть, что разговорная речь - это особая функциональная разновидность именно литературного языка. Неверно думать, что языковые особенности разговорной речи - это речевые ошибки, которых следует избегать. Отсюда вытекает важное требование к культуре речи: в условиях проявления разговорной речи не следует стремиться говорить пописьменному, хотя надо помнить, что и в разговорной речи могут быть речевые погрешности, их надо отличать от разговорных особенностей. Функциональная разновидность языка «разговорная речь» исторически сложилась под влиянием правил языкового поведения людей в различных жизненных ситуациях, т. е. под влиянием условий коммуникативного взаимодействия людей. Все нюансы феномена человеческого сознания находят свое выражение в жанрах речи, в способах ее организации. Говорящий человек всегда заявляет о себе как о личности, и только в этом случае возможно установление контакта с другими людьми. Успешное речевое общение - это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение собеседниками согласия.5Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать «творческий почерк» говорящего при отражении реального положения дел или «картины мира умение прогнозировать «вектор» диалога или полилога. Поэтому центральное понятие успешности речевого общения - понятие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации.

Причины коммуникативных  неудач коренятся в незнании языковых норм в различии фоновых знаний говорящего и слушателя, в разнице их социокультурных стереотипов и психологии, а также, в наличии «внешних помех».

Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения  диалога. К составляющим речевого поведения  относятся экспрессивность и  эмотивность высказываний.

Приемы речевой выразительности  являются основой приемов художественной литературы и ораторского искусства; ср. приемы: анафоры, антитезы, гиперболы, литоты; цепочки синонимов, градации, повторы, эпитеты, вопросы без ответа, вопросы самоверификации, метафоры, метонимии, иносказания, намеки, аллюзии, перифразы, переадресацию третьему участнику; такие средства выражения субъективной авторской модальности, как вводные слова и предложения.

Глава 2 . Этика речевого общения и этикетные формулы речи

Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного  речевого общения: с доброжелательного  отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, «понимающего понимания» - настроенности на мир  собеседника, искреннего выражения  своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли  в ясной форме, ориентируясь на мир  знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также «игрового» или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства - мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. Таким образом, речевая этика - это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Русский язык в его функционировании. 6

Этические нормы воплощаются  в специальных этикетных речевых  формулах и выражаются в высказываниях  целым ансамблем разноуровневых средств: как полнознаменательными слово-формами, так и словами неполнознаменательных частей речи.

Главный этический принцип  речевого общения - соблюдение паритетности - находит свое выражение, начиная  с приветствия и кончая прощанием  на всем протяжении разговора.

Устная речь не является гомогенной структурой. В языке современного русского города сосуществуют: литературный язык, обнаруживающийся в двух языковых системах (кодифицированный литературный язык и разговорная речь), и городское  просторечие, т.е. речь людей, не владеющих  принятой литературной нормой. Носители литературного языка пользуются двумя его разновидностями - КЛЯ  и РР - в зависимости от ряда условий. КЛЯ - обслуживает сферу официального общения, РР - сферу неофициального, неподготовленного, личного общения. Ведущая роль в комплексном изучении устной речи принадлежит Е.А. Земской  и возглавляемому ей научному коллективу Отдела современного русского языка  Института русского языка АН СССР, в который вошли Л.А. Капанадзе, Е.В. Красильникова, Е.Н. Ширяев, М.Я. Гловинская, М.В. Китайгородская, Н.Н. Розанова. Изданное этими авторами фундаментальное исследование в четырех книгах «Русская разговорная речь» (РРР - 73; РРР - 78; РРР - 81; РРР - 84 и др.), по мнению специалистов, не имеет себе равных по масштабам в отечественной лингвистике.

Устная речь - это звучащая речь, функционирующая в сфере  непосредственного общения, а в  более широком понимании - это  любая звучащая речь. Исторически  устная форма речи первична, она  возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, т.е. произносимые звуки, являющие результатом сложной деятельности органов произношения человека. С  этим связаны богатые интонационные  возможности устной речи. Интонация  создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием  или замедлением темпа речи тембром  произнесения. В устной речи большую  роль играет место логического ударения, степень четкости произношения, наличие  или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием  речи, что может передать все богатство  человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п.

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной  организацией, но при этом говорящий, как правило, стремится, чтобы его  речь была непринужденной, не «заученной», походила на непосредственное общение. Неподготовленная устная речь характеризуется  спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в  письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что  сказано, что следует сказать  далее, что надо повторить, уточнить. Поэтому в устной, неподготовленной речи много пауз, а использование  заполнителей пауз (слов типа э-э, гм) дает возможность говорящему подумать о дальнейшем. Говорящий контролирует логико-композиционный, синтаксический и частично лексико-фразеологический уровни языка, т.е. следит за тем, что бы его речь была логична и связана, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. Фонетический и морфологический уровни языка, т.е. произнесение и грамматические формы, не контролируются, воспроизводятся автоматически. Поэтому устной речи свойственны меньшая лексическая точность, даже наличие речевых ошибок, небольшая длина предложений, ограничение сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, деление одного предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных. Причастные и деепричастные обороты обычно заменяются сложными предложениями, вместо отглагольных существительных используются глаголы, возможна инверсия.

Устная речь, так же как, и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. Нормой в устной речи признается то, что постоянно употребляется  в речи носителей литературного  языка и не воспринимается при  спонтанном восприятии речи как ошибка - «не режет слуха».

Культурной считают речь, которая опирается на кодифицированную норму (произношение, соблюдение грамматических форм и синтаксиса речи, а также  стилистическую культура речи), характеризуется  богатством словаря, широким использованием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью, целесообразностью жестов и мимики.

Глава 1.2. Характеристики хорошей устной речи. Типичные недостатки.

Современные русисты, в частности, специалисты по культуре речи (Е.Н. Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л. Дмитриева, Н.В. Новикова и другие) справедливо говорят  о том, что русский язык -- наше национальное достояние, но не такое, которое  можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая наши национальные достоинства, язык не менее  ярко показывает и все наши беды. Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Русская речь в современном российском обществе находится в положении нелюбимой падчерицы.

Простые примеры: современные политики в своих публичных выступлениях нередко прибегают к жаргону  криминальных группировок, наиболее тиражная московская газета “МК” считает возможным  выносить в шапку на первой полосе слова, относящиеся к примитивным  ругательствам, а памятник “солнцу  русской поэзии” А.С. Пушкину  в Москве буквально задавлен со всех сторон кричащей иноязычной рекламой иностранных товаров...

Можно выделить множество параметров, характеризующих хорошую речь с  разных точек зрения: правильность (нормативность - лексическая, грамматическая, фонетическая, акцентологическая); богатство  и разнообразие словаря говорящего (активный словарь современного человека включает около 10 тысяч слов, у А.С. Пушкина, например, встречается в произведениях и письмах около 21 тыс. слов; образность и выразительность - использование синонимов, антонимов, средств языковой образно-эмоциональной выразительности для воздействия на чувства и воображение слушателей; чистота (отсутствие штампов, слов-паразитов, сорняков), ясность (понятность) - все слова и выражения должны быть общепринятыми, литературными (неологизмы, архаизмы, заимствования, термины должны быть объяснены слушателям, их употребление должно быть мотивированным); смысловая насыщенность, лаконизм (краткость); точность - употребление слов в их общепринятом значении, различение оттенков значения синонимов, различение паронимов, омонимов, корректное употребление терминов и т.д.; благозвучность - избегать стечения гласных, согласных звуков, двусмысленных сочетаний на стыке слов и т.д.

Основные ошибки и недостатки (лексические, грамматические и стилистические) устной речи:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»