Коммуникация как основа общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса.

Оглавление

1. КОММУНИКАТИВНОСТЬ. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ……………………………………………………………….3
2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ. ПУТИ И ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ……………………………………………………
Библиографический список……………………

Файлы: 1 файл

КОНТР.Этика дел.общения.docx

— 67.34 Кб (Скачать)

Проксемика объединяет следующие  характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко  в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая  рассматривается в рамках аспекта  межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные  функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения  для слепоглухонемых (чисто коммуникативная  функция). Средства проксемики также  выполняют регулирующую функцию  при общении. Так, расстояния между  коммуникантами во время речевого общения  определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут  выполнять роль метакоммуникативных  маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного  убора, рукопожатие, приветственный или  прощальный поцелуй и т. п.

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные  и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу  говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат  может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными  в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических  систем (например, изображения, явления  культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых  они заняты.

Общее представление  об языке телодвижений.

К концу XX столетия появился новый тип ученого-социолога -специалиста  в области невербалики. Как орнитолог  наслаждается наблюдением за поведением птиц, так и невербалика наслаждается наблюдением за невербальными знаками  и сигналами при общении людей. Он наблюдает за ними на официальных приемах, на пляже, по телевидению, на работе - повсюду, где люди взаимодействуют между собой. Он изучает поведение людей, стремясь больше узнать о поступках своих товарищей для того, чтобы тем самым больше узнать о себе и о том, как улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала шестидесятых годов, а общественности стало известно об их существовании только после того, как Юлий Фаст опубликовал свою книгу в 1970 году. Эта книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными - бихевиористами до 1970 года, но даже сегодня большинство людей все еще не знают о существовании языка телодвижений, несмотря на его важность в их жизни.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на, за счет звуковых средств (включая  тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвислл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении  людей. Он установил, что в среднем  человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и  что каждое предложение в среднем  звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение  в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью  невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для  передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для "обсуждения" межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и она  совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия.

Когда мы говорим, что человек  чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или  она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными  сигналами. Другими словами, когда  мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между  языком тела и сказанными этим человеком  словами. Лекторы называют это чувством аудитории.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется  существование такого понятия, как  женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и  расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может  обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о  чем он даже не подозревает.

Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких детей.

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно-Обусловленные  Сигналы.

Несмотря на то, что проделано  много исследований, ведутся горячие  дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными  или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются  каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми  людьми, которые не могли бы обучиться  невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились  также наблюдения за жестикулярным  поведением различных наций и  изучалось поведение наших ближайших  антропологических родственников - обезьян и макак.

Большинство жестов невербального  поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Рассмотрим эти аспекты "языка тела".

Психологи давно установили, что существующий “язык тела”  выражает то, что мы не хотим или  не можем сказать. Он гораздо более  правдив и искренен, чем все  те слова, которые мы говорим друг другу. Врачи-психологи долго изучали  этот феномен и пришли к ряду интереснейших  выводов. Оказывается, что человек  подсознательно доверяет больше не словам, а тому, как они были сказаны. Было установлено, что степень доверия  человека словам составляет всего лишь 20%, тогда как степень доверия  к невербальному общению (позе, жестам, взаиморасположению собеседников) – 30%. Но больше всего, как ни странно, мы доверяем интонациям собеседника и  другим паралингвистическим компонентам  невербального общения (темп речи, пауза, смешки и т.д.).

Если вы проникните в загадки  этого удивительного “языка тела”, то без труда сможете понимать все тайные мысли вашего собеседника, сможете понять скучно ли ему с  вами, лжет он вам или говорит  правду.

Позиция и дистанция

Расположение лицом к  лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность  расположения консультанта и клиента  друг к другу. Позиция лицом к  лицу, которая задаётся расположением  кресел консультанта и клиента в  пространстве кабинета - это приглашение  к диалогу. “Я расположен к вам, я  с вами прямо сейчас” - вот то послание, которое консультант стремится  передать клиенту. Такая позиция  свидетельствует о готовности консультанта к контакту, сообщает о его вовлечённости  в беседу и приглашает клиента  к открытому самопредъявлению. Однако иногда готовность консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом как  угроза. Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение  кресел и увеличить дистанции  между консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым углом и изменяя дистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте. Изначальное расположение кресел под определённым углом и на определённой дистанции задаёт последующие возможности регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под небольшим углом.

Открытая поза.

Серьёзно упрощая положение  дел, традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Открытая поза свидетельствует  об открытости консультанта и его  восприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами  которой считаются скрещивания  ног или рук, свидетельствует  о меньшей вовлечённости в  беседу.

Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидит  в ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление, когда она  будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включает в себя свободное и спокойное  использование вашего тела в качестве средства коммуникации. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявления заинтересованности и дружелюбия, а  плавная смена поз и естественное использование жестов свидетельствует  о спокойствии консультанта и  включенности в контакт и порой  напоминает танец.

Выражение лица.

Выражение лица является важнейшим  источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника  свидетельствуют о его эмоциональном  отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации. Кроме  того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информацией  не только об испытываемых консультантом  чувствах, но и о его способности  сохранять над ними контроль.

Коротко коснёмся некоторых  проявлений лицевой экспрессии и  тех сообщений, которые они могут  с собою нести. Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка, которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении... Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства извинения и беспокойства... Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями  выражает превосходство”

Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если консультант изредка сдвигает брови, он тем самым может сообщить клиенту, что не вполне следует за содержанием его речи. Сжатые челюсти  могут свидетельствовать о твердости  и уверенности, а также об агрессивном  настрое. Страх, восторг, или удивление  могут заставить слушателя открыть  рот, как будто этим чувствам не хватает  места внутри. А человек с напряженными ноздрями и опущенными уголками губ  мог бы сказать: “Я дышу этим воздухом и нахожусь рядом с вами, но я  не одобряю ни этот воздух, ни вас”. Это лишь немногие примеры тех  сообщений, которые могут передаваться выражением лица в процессе взаимодействия консультанта и клиента. Отслеживание консультантом подобного рода мимических реакций, как собственных, так и  клиента, рефлексия скрытых в  них смыслов, могут существенно  обогатить процесс терапевтической  коммуникации.

Визуальный контакт.

Глаза - это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контакт можно выделить в качестве отдельного специфического умения. Прямой визуальный контакт - это еще один способ сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать”.

Визуальный контакт - это  также средство взаимной регуляции  процесса беседы. Всем нам из опыта  повседневного общения известно, что визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончил говорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому  они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции и обсуждения определённых тем и  отводят глаза, как только “на  горизонте” появляется что-то подобное. Если у консультанта есть проблемы с визуальным контактом, если он избегает его, переводит взгляд с объекта  на объект, или не сводит глаз с клиента  это озадачивает клиента и  вызывает напряженность.

Следя за тем, как складывается контакт между вами и клиентом, помните, что визуальный контакт - это  процесс взаимодействия двух личностей. Если те или иные проблемы с визуальным контактом возникают не со всеми, а лишь с каким-либо одним клиентом, то тогда имеет смысл рассматривать  их как потенциальный источник информации о клиенте. Так, например, если клиент избегает прямого взгляда, отводит  глаза и изредка бросает на психолога взгляд исподлобья, то причиной этого может быть, например, пережитый  в детстве опыт унижения, когда  значимый для него человек ругал  его и при этом требовал, чтобы  он смотрел ему в глаза.

Кивки головой.

Кивки головой - очень хороший  способ показать клиенту, что вы его  слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько  терапевтичным оказывается простое  кивание головой, в сочетании  с хорошим визуальным контактом  и реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Пожалуй, не превзойдённым  мастером в этом “простом” деле был Карл Роджерс. К сожалению, на собственным опыте убеждаешься  в том, насколько это сложно. Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение, если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи. Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости прояснения, а их появление - о том, что смысл, который пытается выразить клиент, ухвачен. В заключение хочется заметить, что кивки головой как ничто другое требуют меры, так как при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.

Информация о работе Коммуникация как основа общения