Этикет представления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 00:26, реферат

Краткое описание

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Этикет описывает тончайшие нюансы и указывает пути, согласно которым должны действовать люди, чтобы не только не обидеть других людей, но и выказать им свое уважение, не нарушая тем самым норм поведения, культивируемых в стране.

Оглавление

1. Введение…………...…………………………………......……………….………2
2. Этикет представления ………................…………………………………………3
3. Этикет приветствия ……………………………………….……………………...4
4. Слова приветствия (этикет разговора).……………..……………..…………….6
5. Роль головного убора ………………………..…………………………...………7
6. Рукопожатие ………………...………………………………………………....…8
7. Поклоны ……………………………………………………..……………….….11
8. Поцелуи ………………………………………………………………….….…...13
9. Заключение ………………………………………………...…………..………..15
10. Список литературы ……………………………………………..………….. ..16

Файлы: 1 файл

Этикет-реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать)


Оглавление:

 

 

 

1.  Введение…………...…………………………………......……………….………2

2. Этикет представления ………................…………………………………………3

3. Этикет приветствия ……………………………………….……………………...4

4. Слова приветствия (этикет разговора).……………..……………..…………….6

5. Роль головного убора ………………………..…………………………...………7

6. Рукопожатие ………………...………………………………………………....…8

7. Поклоны ……………………………………………………..……………….….11

8. Поцелуи ………………………………………………………………….….…...13

9. Заключение ………………………………………………...…………..………..15

10. Список литературы ……………………………………………..…………..  ..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Введение.

Термин "этикет" означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Этикет описывает тончайшие нюансы и указывает пути, согласно которым должны действовать люди, чтобы не только не обидеть других людей, но и выказать им свое уважение, не нарушая тем самым норм поведения, культивируемых в стране.

Обычай приветствовать друг друга при встрече, пожалуй, самый древний из сохранившихся в обществе до наших дней. В нем, как в зеркале, отражается степень воспитанности человека, и во многом зависит, насколько благоприятное впечатление он производит, а исправить его, как известно, необычайно сложно. Приветствие является свидетельством уважения, своеобразным «индикатором» вежливого отношения к окружающим, и в соответствии с ним они будут выбирать свою линию поведения в данной ситуации. Форма приветствия существенно влияет на успешность знакомства. Причем учеными доказано, что при встрече немалая часть первого впечатления, которое производит человек, зависит не столько от сказанных им слов, сколько от невербальных компонентов общения –внешности, мимики, жестов, одежды и так далее.

В этикете нет мелочей, поэтому всегда надо стремиться к проявлению максимальной вежливости. Для того чтобы познакомиться с кем-либо или познакомить кого-то, необходимо представиться (представить), то есть назвать свою фамилию, имя, отчество. Итак, первый шаг к установлению знакомств — это представление.

 

 

 

 

2. Этикет представления.

Если человек по служебным или личным делам посещает учреждение или должностное лицо, он, прежде чем начать деловой разговор, обязан представиться. Представление необходимо и в том случае, если приходится обращаться к незнакомому человеку по какому-либо вопросу. Не следует представляться, если один человек обращается к другому с вопросом как пройти куда-либо в незнакомом городе, или уступает место женщине, пожилому человеку или инвалиду в метро, троллейбусе, автобусе или трамвае.

Когда в обществе (гостях) представляют одного человека сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя. Представляемый отвешивает легкий поклон всему обществу. Кланяться каждому отдельно не принято.

Если кто-то знакомит двух людей, он должен сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать: "Познакомьтесь", обязывая их самих назвать себя. Это невежливо.

Если надо познакомить женщину с мужчиной, следует сказать, обращаясь к женщине, например: "Нина Ивановна, разрешите представить Вам Филиппа Константиновича" или "Разрешите Вас познакомить: это Филипп Константинович".

При обращении к официальным лицам, имеющим государственный статус или воинское, дипломатическое, религиозное звание, как правило обходятся без упоминания имени. Говорят: "Господин президент", "Господин премьер-министр", "Господин генерал" (не называя полного чина, скажем "генерал-майор", "генерал-лейтенант" и т.д.).

Если перед Вами ученый, то уместно сказать просто "доктор Уоррон", "профессор Капица". Этикет предусматривает и такую примечательную деталь: обращаясь к официальному лицу, обычно его немного "повышают" в должности. Так, подполковника именуют "господин полковник", посланника — "господин посол", заместителя министра — "господин министр".

При представлении военнослужащих указывается их воинское звание, например: "Товарищ (господин) генерал, разрешите представить Вам полковника Кузнецова".

В том случае, если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому.

Членов своей семьи представляют, как правило, не называя их фамилий, например: "Федор Степанович, позвольте представить Вам моего сына Константина".

 

3. Этикет приветствия.

Способы приветствия в разных странах значительно отличаются друг от друга, однако есть несколько общих правил, принятых как в России, так и в Европе. К ним, например, относится то, что при встрече мужчина обычно первым приветствует женщину, а младший по возрасту – старшего. В деловом этикете важную роль играет соблюдение субординации, поэтому подчиненный первым здоровается с начальником. Причем так же следует поступать, если речь идет не только о служебной, но и о любой другой общественной иерархии. То есть, человеку, находящемуся на более низкой ее ступени, полагается первым приветствовать того, кто занимает положение выше. Именно этим обусловлены некоторые случаи, в которых принято, чтобы женщина здоровалась первой. Это происходит, например, если мужчина является ее начальником или значительно старше по возрасту. При равном положении (ранге) более молодой представляется более пожилому, подчиненный — начальнику, один человек представляется паре, группе, обществу, даже женщина представляется супружеской паре первой. Вообще же, в сложных ситуациях не стоит опасаться нарушить этикет, первым поздоровавшись с кем-либо.

Вежливый человек, как и куда бы он ни спешил, всегда найдет время поприветствовать при встрече даже не очень близких знакомых. Конечно, если это происходит на улице или в общественном месте, приветствие не должно мешать другим людям, будучи слишком эмоциональным и шумным. Ведь его цель состоит не в том, чтобы привлечь всеобщее внимание, а лишь выразить уважение к человеку и радость от встречи, поэтому в данной ситуации вряд ли уместно афишировать свои личные отношения, какими бы теплыми они ни были. Однако не следует забывать о том, что вялое и невыразительное приветствие, скорее всего, оставит не самое благоприятное впечатление у того, кому оно адресовано. Увидев знакомого в людном месте, например в общественном транспорте, не стоит пробираться к нему через весь салон и, активно орудуя локтями, прокладывать себе дорогу в толпе. Лучше просто улыбнуться и кивнуть головой или ограничиться иным приветственным жестом издалека, но не кричать во весь голос: «Привет!» Случайно встретившись на улице, люди обычно не задерживаются надолго и не ведут пространных бесед о жизни, ведь у каждого могут быть свои неотложные дела. Вежливость предписывает, поприветствовав друг друга и обменявшись несколькими фразами, договориться о дополнительной встрече, если в этом есть необходимость. Строго говоря, согласно этикету, мужчина обязан поприветствовать встреченную на улице знакомую, но не вправе начинать разговор. Женщина же может по собственной инициативе задержаться, чтобы немного побеседовать. Кавалер, сопровождающий даму, не должен оставлять ее одну, если хочет поприветствовать увиденного приятеля и поговорить с ним.

Порой случается, что встреченный на улице человек кажется знакомым, однако нет уверенности, действительно ли это так, и бывает сложно вспомнить, кто он такой. В такой ситуации лучше все же поздороваться, чем просто пройти мимо, ведь это может обидеть, если человек действительно окажется знакомым.

В высшей степени невоспитанно приветствовать человека, не вынимая изо рта сигареты или трубки. Мужчина также не должен при этом держать руки в карманах. Выражение лица в этот момент тоже говорит о многом: мрачный вид, взгляд исподлобья или двусмысленная ухмылка вряд ли произведут благоприятное впечатление. Приветствуя друг друга, люди обычно смотрят в глаза, выражая этим дружелюбие и радость от встречи, а отводить взгляд в сторону невежливо.

 

4. Слова приветствия (этикет разговора).

Встречаясь друг с другом, люди, как правило, сначала здороваются, и лишь потом заводят разговор. Сказанные слова приветствия начинают беседу и могут весьма существенно повлиять на то, как будет впоследствии развиваться общение. То, какие слова сопровождают встречу, зависит от времени суток и степени знакомства людей друг с другом. Достаточно нейтральны и универсальны такие формы приветствия, как «доброе утро» или «добрый день». Так могут здороваться и люди, лично незнакомые, но которые встречаются достаточно часто. Например, жильцы многоквартирного дома, постоянные посетители библиотеки или кафе, попутчики в поезде, которым предстоит провести в одном купе какое-то время и так далее. Почти каждый горожанин, попавший в деревню, обращает внимание на то, что ее жители обычно говорят «здравствуйте» не только друг другу, но и незнакомым людям. Данная форма приветствия тоже является вполне нейтральной и ни к чему не обязывающей, поэтому допустима практически в любой обстановке, более или менее официальной. После приветственных слов может следовать обращение к человеку по имени, фамилии или титулу, в зависимости от ситуации и степени знакомства. Ясно, что, например, на работе начальника приветствуют, обращаясь к нему по имени-отчеству или называя его должность: «Добрый день, господин директор». В общении близких знакомых или коллег подобная форма приветствия носит скорее оттенок легкой иронии, подчеркивающей теплые дружеские отношения. Хотя в неофициальной обстановке обращение зачастую вообще отсутствует.

Нет смысла перечислять все существующие формы приветствия. Их множество и каждый вправе сам выбирать, что ему больше нравится. Главное, чтобы сказанные слова подходили к ситуации, в которой происходит встреча. Например, уместные в молодежной среде и между близкими друзьями «привет» и «здорово» недопустимы в официальной обстановке. Столь же нелепо выглядит человек старшего поколения, копирующий молодежный стиль общения, а фраза «Добрый вечер, дамы и господа», обращенная к хорошим знакомым, будет, скорее всего, воспринята как шутка.

Невнятно сказанные или небрежно брошенные на ходу слова приветствия могут обидеть. Поэтому в данной ситуации важна не только сама фраза, но и то, как она произносится. Улыбка и доброжелательный тон – лучшие свидетельства, что встреча приятна и доставляет радость. Невежливо приветствовать или отвечать на это, стоя к человеку боком, глядя в другую сторону или поверх его головы. Порой люди, идя по улице, в глубокой задумчивости или из-за невнимательности не сразу замечают, что кто-то с ними поздоровался. Долг вежливости обязывает в этой ситуации остановиться и исправить свою ошибку, извинившись и поприветствовав в ответ. Однако вряд ли стоит, увидев на улице хорошего знакомого, еще издалека кричать ему «Здорово!».

 

5. Роль головного убора.

Словам приветствия обычно сопутствуют также определенные действия. Например, издавна принято, что, здороваясь с кем-либо, мужчина снимает головной убор. Эта традиция имеет давнюю историю и распространена в первую очередь в странах европейской культуры. Корни этого обычая уходят в Средние века. В те времена рыцарь поднимал забрало или вообще снимал шлем, если хотел заявить о своих мирных намерениях. Этот жест также свидетельствовал об уважении и доверительном отношении к собеседнику. Позже кавалерам полагалось снимать головные уборы в присутствии дам, а также приветствуя лиц, занимающих более высокое общественное положение. Интересен факт, что, например, во Франции XVI – XVIII веков дворянин за особые заслуги перед государством мог быть удостоен величайшей чести носить головной убор в присутствии лиц королевской крови. Сложнейшие правила этикета, в которых разбирались фактически только церемониймейстеры, регламентировали, кто в каких ситуациях может оставаться в шляпе. Несоблюдение этих предписаний считалось настоящим оскорблением и могло послужить поводом для кровавой дуэли.

В настоящее время столь строгих правил, конечно, нет, поскольку головной убор перестал быть непременным атрибутом мужского и женского костюмов, символизирующим определенное положение в обществе, как это было раньше. В наше время мужчина обычно снимает или слегка приподнимает шляпу во время приветствия и представления. Когда при этом присутствуют женщины, данный жест является обязательным и выражает уважение к ним. Недаром фраза «Снимаю перед Вами шляпу» в переносном смысле означает почтительное отношение к человеку. Упомянутое правило этикета не относится ко всем головным уборам. Например, кепку, берет или зимнюю шапку снимать совсем не обязательно. Не стоит также, увидев вдалеке знакомого человека, заранее срывать головной убор. Как бы ни была велика радость от встречи, недопустимо размахивать им в воздухе, чтобы привлечь чье-либо внимание. Скромность, присущая современным формам этикета, очень важна и здесь.

Следует отметить, что упомянутый вид приветствия является сугубо мужским. Дама не снимает головной убор при приветствии и может оставаться в нем, войдя в помещение, в то время как для мужчины последнее недопустимо.

 

6. Рукопожатие.

Изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам относится к области кинесики. Формы приветствия, принятые в разных странах, исключительно многообразны. Особенно это касается жестов, которые совершают люди при встрече. В Европе обычным жестом приветствия является рукопожатие. Этот обычай очень древний. Его первоначальное символическое значение состояло в том, чтобы продемонстрировать отсутствие враждебных намерений, показав другому человеку, что в протянутой руке нет никакого оружия. Времена изменились, но открытая ладонь и до сих пор символизирует дружбу. Люди пожимают друг другу руки не только во время приветствия и представления, но и в знак примирения или благодарности за что-либо, заключив некое соглашение, поздравляя друг друга и так далее.

              После представления новые знакомые обмениваются приветствиями и в большинстве случаев рукопожатиями. Первым руку подает тот, кому представляется новый знакомый. Подавать руку следует в последний момент, идти с протянутой рукой или обмениваться рукопожатием через стол не принято. Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме значительно старше ее по возрасту или положению.

Приветственным рукопожатием в основном обмениваются мужчины. Не приняв протянутую ладонь, можно нанести человеку оскорбление. Обычно руку подают одновременно со словами приветствия, или уже произнеся их. Пожатие не должно быть слишком сильным, ведь это символический жест, а не повод продемонстрировать физическую мощь. Однако подавать руку вялой и расслабленной тоже нельзя, поскольку это может быть неосознанно воспринято как свидетельство высокомерного и небрежного отношения. Жест должен быть четким, уверенным и свободным, а пожатие коротким и энергичным. Не стоит слишком долго трясти в воздухе поданную руку или сразу отнимать ее, едва соприкоснувшись с человеком пальцами. И то, и другое производит неблагоприятное впечатление. Двумя руками протянутую ладонь пожимают достаточно редко: в основном для того, чтобы выразить особую радость или признательность.

Есть люди, считающие, что не принято обмениваться рукопожатием через какую-либо, пусть даже символическую преграду: порог, стол, перегородку. Однако в последнее время на это, как правило, обращается все меньше внимания, и многие люди, в том числе государственные лица, отнюдь не считают это недопустимым. Бывают ситуации, когда просто нет возможности подать человеку руку, например в общественном транспорте, в помещении, где много людей, или если здоровающиеся торопятся. Тогда можно ограничиться жестом, символизирующим дружбу – поднятой рукой с открытой ладонью, обращенной в сторону человека, которого нужно поприветствовать.

Информация о работе Этикет представления