Этикет и имидж делового человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Деловой этикет — это свод правил поведения делового человека, предпринимателя, правил служебных взаимоотношений. Но в обычной жизни современного человека понятие «деловой этикет» значительно шире. Чтобы достичь успеха в коммерческой деятельности, ему приходится выходить за рамки служебных отношений, например посещать или организовывать приемы, приглашать гостей из других стран, пробовать незнакомые блюда национальных кухонь.

Файлы: 1 файл

сообщение.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Мужчина, идущий по улице в сопровождении Другого, должен поклониться тому, кто здоровается с его спутником, даже если сам с ним не знаком. Женщина в таком случае отвечает на при­ветствие, если только оно явно относится к ней.

 

2.3  Приветствие словами

Пожимая руку, люди всегда приветствуют друг друга словами, при встрече по служебным делам приветствие произносится ясно и четко. Не принято шептать, бормотать, цедить сквозь зубы.

В прошлом широко распространенными приветственными выражениями были небезызвестные: «Честь имею кланяться», «Нижайший поклон», «Мое почтение». Строго говоря, они не устарели и сегодня, хотя и кажутся старомодными. Их вполне можно использовать в деловом обиходе.

Современные приветствия «Здравствуйте», «С добрым утром», «Добрый день» считаются такими же универсальными, как и «До свидания», «Счастливого пути».

 

2.4 Обращения

Формы обращения в деловом мире, по существу, те же, что и в обычной обстановке. Их можно разделить на две группы: обращение к незнакомому человеку и обращение к знакомому.

Обращаясь к незнакомому человеку в нейтральной ситуации с либо вопросом, используют слова «простите», «извините», «простите за беспокойство. В деловой обстановке все эти слова заменяет слово «пожалуйста»: «Скажите, пожалуйста, который час?».

Обращение человека к другим людям отражает сущность их отношений. Длительное время общепринятой формой обращения у нас было слово «товарищ». Оно употреблялось ко всем гражданам независимо от пола; социального положения, возраста. В последнее время в связи с изменением общественных отношений от этого обращения отказались. Вместо него появилась новая форма обращения:; «господин», «господа». Однако она с трудом приживается в деловой сфере и больше распространена в сфере государственных и политических отношений. Вероятно, выработка общепринятых форм обращения — дело времени.

На деловом приеме трудно обойтись без конкретного обраще­ния, в этом случае больше всего подходит слово «господин». Для множественного числа типичны обращения типа «дамы и госпо­да», хотя в повседневной жизни они не получили распространения.

Обращаясь к знакомому человеку в деловой обстановке, обыч­но употребляют слова «господин», «дамы», «господа», «сударь», «сударыни». Они требуют указания на должность, род занятий, либо за ними должна следовать фамилия того, к кому обращают­ся. Например, «господин директор». Все эти слова — исконно рус­ские, они отражают ту степень уважения и вежливости, которая предусмотрена современным деловым этикетом. Недопустимым считается, когда глава фирмы называет своего подчиненного про­сто по фамилии: «Петров, зайдите ко мне». Подобный тон счита­ется неуважительным, особенно в официальной обстановке. Пред­почтительнее назвать человека по имени и отчеству, а в других ситуациях, более официальных, сказать «господин Петров». В тех случаях, когда нужно подчеркнуть общность говорящего и его собеседника, приемлемо обращение «коллега».

Использование имени или имени и отчества характеризует пе­реход от официального общения к неофициальному, дружескому. Следует только учитывать, что, несмотря на длительное знаком­ство и душевную близость, в присутствии других людей, особенно подчиненных, следует называть друг друга по имени и отчеству, а в некоторых случаях даже по фамилии, добавляя слово «господин». Обращение по имени и отчеству свидетельствует об уважении к человеку, это показатель его авторитета, престижа, определенного положения в обществе. Человек, хорошо знакомый начальнику, или даже его близкий друг не должен быть принижен в глазах окру­жающих обращением к нему просто по имени. В деловой обстанов­ке, при посторонних его надо называть по имени и отчеству.

Обращение по имен и отчеству принято только в России. В дру­гих странах у работников офисов, учреждений в рабочее время на груди обязательно бывает приколота табличка, где указано, как этого человека надо называть: имя и фамилия. В России допусти­мо, чтобы директор фирмы называл подчиненного по фамилии, а тот его — по имени и отчеству. Сохраняя деловые отношения, можно вносить в них доброжелательность и теплоту.

 

 

 

 

 

2.4  Поцелуи

Целование руки - очень красивый жест, выражающий вежливость, но целовать руку женщине принято только в помещении, а не на улице и только замужней женщине. При этом руку не поднимают высоко, а наклоняются к ней, осторожно взяв ее пальца­ми и коснувшись губами тыльной стороны ладони.

Целовать руку женщине при встрече больше принято в странах Европы, чем в России. Но и европейцы делают это исключитель­но в особо торжественных случаях. И только в Польше целуют  руку женщине при всякой встрече и прощании, делая легкое при­косновение губами.

Официальный поцелуй руки — это скорее жест, чем обычный поцелуй, знак приветствия и прощания. Поцелуй сродни рукопо­жатиям, которыми обмениваются мужчины друг с другом или с женщиной.

Классический поцелуй руки выглядит так: мужчина берет руку женщины и слегка наклоняется, когда она поднимает руку. Ее ладонь направлена вниз, рука останавливается на небольшом рас­стоянии от его губ. Если его губы все же касаются ее руки, обычно это не больше, чем короткое прикосновение.

Красота и грациозность поцелуя зависит не только от мужчины, но и от женщины. Она, в частности, не должна жать мужчине руку, когда он наклоняется над ее пальцами. Женщине нужно непринужденно протянуть руку, предоставив мужчине свободу действий. В это время ее рука должна быть расслабленной.

Не принято целовать руку в перчатке, но в странах Европы иногда подворачивают короткую перчатку или целуют запястье перчатки, что в старые добрые времена считалось недопустимым.

В практике деловых отношений не принято целовать ладони или запястья, что будет воспринято окружающими как знак интимной  близости с женщиной. Со стороны женщины также тре­буется соблюдение определенных условностей: не рекомендуется, подавая руку мужчине, поднимать ее слишком высоко или подносить к его лицу. Когда мужчина входит в помещение, где находятся несколько женщин, он должен либо поцеловать руку каждой, либо не целовать ни одной.

Другой вид поцелуя — прикосновение щек — широко распро­странен в деловом мире среди хорошо знакомых друг с другом бизнесменов. Такие приветствия, совершаемые в домашней об­становке, совершенно неприемлемы, казалось бы, в обществен­ных местах, хотя по этому поводу твердых правил не существует. Именно поэтому обмен поцелуями между деловыми партнерами можно наблюдать на собраниях акционеров, банкетах, куда биз­несменов приглашают с женами. В других случаях, когда деловые встречи проводятся в комнате для переговоров, в конференц-зале, в офисе, целесообразно ограничиваться дружеским руко­пожатием. Правила хорошего тона не предусматривают поцелуев сотрудников фирм с теми, кто стоит выше или ниже по служебному положению. Эти же правила исключают возможность поцелуя молодой особой ответственного сотрудника фирмы, поскольку в этом случае у окружающих может возникнуть впечатление, будто бы она желает попросить у него что-то или получить ка­кую-то выгоду.

Вполне понятные ассоциации возникают у сотрудников фир­мы, когда они видят, что их руководитель целует молоденькую подчиненную по случаю, например, дня ее рождения. Мотивация здесь может быть только одна — злоупотребление служебным по­ложением.

Правильным будет, если руководитель улыбнется сотруднице и скажет. «Рад вас поздравить» и протянет руку. Рукопожатие — единственная форма физического контакта, разрешенная в дело­вом мире как мужчинам, так и женщинам.

В заключение отметим, что всякого рода поцелуи и прикосно­вения к женщине со стороны мужчины считаются нарушением делового этикета. Невежливо прикасаться к другому человеку в рабочей обстановке независимо от того, какого он пола. Избегать этого нужно даже по отношению к близким друзьям-сослужив­цам. С позиций корпоративной культуры считается невежливым похлопывать другого человека по спине, обнимать его и класть руку ему на плечо. Исключение составляют те случаи, когда во время делового приема супруг целует свою жену, но такой поцелуй должен быть коротким.

 

2.5  Правила представления при знакомстве

Общепринято, чтобы оба человека — тот, кого представляют, и тот, кто представляет, — одновременно отреагировали на эту процедуру: улыбнулись и поклонились. Если мужчину представля­ют женщине, то он должен подождать, когда она первой протя­нет ему руку. Если представляют женщину, то мужчина снимает шляпу или делает легкий поклон с улыбкой.

Одно из требований этикета состоит в том, что при представ­лении мужчины женщине он должен встать, даже если он намно­го старше и занимает в сфере бизнеса высокое положение, а ей немногим больше восемнадцати. Поднявшись, он пожимает ей руку. В знак особого уважения к мужчине женщина встает для пред­ставления его жене. Молодая женщина также должна поднимать­ся из-за обеденного стола, когда ее представляют другой женщи­не, более старшей по возрасту.

Вполне соответствует стандартам делового поведения, когда тот, кого представляют, не протягивает первым руку. Он должен дождаться, чтобы посредник назвал его фамилию, а тот, кому его представляют, подал руку. Фамилию представляемого всегда произносит посредник, причем первой. Важно только, чтобы данная процедура проходила естественно, без напыщенности, поклонов, громких фраз. Ответное слово должно быть кратким, а поведение представляемого — непосредственным.

Тот, кого представляют (даже если это мужчина, которого представляют женщине), не должен выражать чувства удовлетворен­ности или удовольствия от слов «очень приятно», «рад с вами познакомиться», произносимых тем, кому его представляют.

Во время представления того или иного лица все присутствую­щие должны стоять. Исключения составляют старые и больные люди. Свою реакцию они могут выразить, слегка наклонив голову и пожав руку тому, кого представляют. Если представляют муж­чину сидящей женщине, он должен слегка наклониться и посмотреть ей в глаза, но без излишней назойливости.

После того как акт представления окончен, разговор всегда начинает тот, кто занимает в данной организации самый высокий пост.

На брифингах, деловых встречах мужчины, представляясь друг ;ругу, ясно произносят свою фамилию, причем могут сообщать и свое ученое звание. Таким же образом представляются друг другу женщины.

Когда представление происходит в обычном режиме деловой жизни фирмы, то посетитель-мужчина, которого представляют президенту фирмы, отвечает на представление так же, как и при обычных обстоятельствах, но с некоторыми поправками в соблюдении этикета. Он, например, не встает, когда в офис входит рь и его представляют ей.

Вообще в этих случаях действуют не столько строго установ­ленные правила, сколько сама логика жизни. Стоит ли, например, женщине вставать, когда ей представляют какое-то новое должностное  лицо, решает она сама, исходя из здравого смысла.

 

 

 

 

2.6  Представление участников корпоративных вечеринок, деловых встреч и приемов

Хозяин делового торжественного приема по возможности дол­жен сам встречать гостей и представлять их друг другу. Если же он занят, то может возложить эту обязанность на своего замес­тителя или администратора. В крайнем случае — на кого-то из гостей. Последний должен встречать вновь прибывших и сопро­вождать их к хозяину приема. Представившись сам, встречаю­щий должен представить гостя другим и показать ему, где нахо­дится бар или стол. Хозяин же в это время может приветствовать других гостей.

На корпоративных вечеринках, деловых приемах не принято вновь прибывшего представлять всем присутствующим. Достаточно представить его ближайшей группе людей, назвав сначала его имя, а затем поочередно имена других. При отсутствии такой возможности можно попросить об этом кого-то из своего окру­жения.

На корпоративных вечеринках мужчины всегда представляют­ся женщинам. Исключением является случай, когда женщина или семейная пара представляется группе мужчин и женщин. Другой особый случай - прибывшую пару представляют остальным уча­стникам вечеринки, называя их имена всем присутствующим. Если называются имена остальных гостей, уже находящихся в группе, то соблюдается очередность — слева или справа по кругу, что не всегда можно сделать. Поэтому чаще всего при налички большого числа присутствующих вновь прибывших представляют только нескольким из гостей. Далее распорядители корпоративной вече­ринки должны дать возможность гостям свободно общаться друг с другом, избегая налета официальности и скованности. Гости мо­гут представляться друг другу или беседовать, если того пожела­ют, не называя своих имен и должностей.

Иное дело, если приходит особо почетный гость. Тогда ему представляют всех гостей, включая женщин. Самого его можно не представлять, поскольку его известность подразумевается сама со­бой. Считается признаком хорошего тона, если устроители вечеринки предоставят возможность всем присутствующим легко свободно общаться с этим гостем.

В отдельных случаях возникает необходимость у кого-то из уча­стников приема или деловой встречи представиться окружающим самому. Делают это для того, чтобы расширить круг своих знако­мых. Представиться лучше сразу же, как только это позволит си­туация. Следует улыбнуться, протянуть руку человеку, с которым хочется познакомиться и сказать: «Здравствуйте. Меня зовут (на­звать имя и фамилию)». Иногда следует добавить название фирмы и занимаемую должность, что позволит завязать разговор. Разумеется, при этом не нужно быть навязчивым, вдаваться в излишние подробности, такие, как, например, стаж работы, профессиональная специализация и т.п.

Возникает вопрос, как нужно отвечать на представление? Если представление неофициальное, можно просто сказать: «Здравствуй­те» или же добавить к этому слову какую-то ничего незначащую фразу: «Вы собираетесь сегодня участвовать в дискуссии по вопросам  лизинга?». В любом случае ответ должен быть кратким и доброжелательным. На официальное приветствие лучше всего от­стать, произнеся полное имя человека и спросив «Как ваши дела?». Вряд ли нужно называть человека по имени до тех пор, пока он не предложит сделать это.

 

Информация о работе Этикет и имидж делового человека