Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:20, контрольная работа
Деловой этикет — это свод правил поведения делового человека, предпринимателя, правил служебных взаимоотношений. Но в обычной жизни современного человека понятие «деловой этикет» значительно шире. Чтобы достичь успеха в коммерческой деятельности, ему приходится выходить за рамки служебных отношений, например посещать или организовывать приемы, приглашать гостей из других стран, пробовать незнакомые блюда национальных кухонь.
Мужчина, идущий по улице в сопровождении Другого, должен поклониться тому, кто здоровается с его спутником, даже если сам с ним не знаком. Женщина в таком случае отвечает на приветствие, если только оно явно относится к ней.
2.3 Приветствие словами
Пожимая руку, люди всегда приветствуют друг друга словами, при встрече по служебным делам приветствие произносится ясно и четко. Не принято шептать, бормотать, цедить сквозь зубы.
В прошлом широко распространенными приветственными выражениями были небезызвестные: «Честь имею кланяться», «Нижайший поклон», «Мое почтение». Строго говоря, они не устарели и сегодня, хотя и кажутся старомодными. Их вполне можно использовать в деловом обиходе.
Современные приветствия «Здравствуйте», «С добрым утром», «Добрый день» считаются такими же универсальными, как и «До свидания», «Счастливого пути».
2.4 Обращения
Формы обращения в деловом мире, по существу, те же, что и в обычной обстановке. Их можно разделить на две группы: обращение к незнакомому человеку и обращение к знакомому.
Обращаясь к незнакомому человеку в нейтральной ситуации с либо вопросом, используют слова «простите», «извините», «простите за беспокойство. В деловой обстановке все эти слова заменяет слово «пожалуйста»: «Скажите, пожалуйста, который час?».
Обращение человека к другим людям отражает сущность их отношений. Длительное время общепринятой формой обращения у нас было слово «товарищ». Оно употреблялось ко всем гражданам независимо от пола; социального положения, возраста. В последнее время в связи с изменением общественных отношений от этого обращения отказались. Вместо него появилась новая форма обращения:; «господин», «господа». Однако она с трудом приживается в деловой сфере и больше распространена в сфере государственных и политических отношений. Вероятно, выработка общепринятых форм обращения — дело времени.
На деловом приеме трудно обойтись без конкретного обращения, в этом случае больше всего подходит слово «господин». Для множественного числа типичны обращения типа «дамы и господа», хотя в повседневной жизни они не получили распространения.
Обращаясь к знакомому человеку в деловой обстановке, обычно употребляют слова «господин», «дамы», «господа», «сударь», «сударыни». Они требуют указания на должность, род занятий, либо за ними должна следовать фамилия того, к кому обращаются. Например, «господин директор». Все эти слова — исконно русские, они отражают ту степень уважения и вежливости, которая предусмотрена современным деловым этикетом. Недопустимым считается, когда глава фирмы называет своего подчиненного просто по фамилии: «Петров, зайдите ко мне». Подобный тон считается неуважительным, особенно в официальной обстановке. Предпочтительнее назвать человека по имени и отчеству, а в других ситуациях, более официальных, сказать «господин Петров». В тех случаях, когда нужно подчеркнуть общность говорящего и его собеседника, приемлемо обращение «коллега».
Использование имени или имени и отчества характеризует переход от официального общения к неофициальному, дружескому. Следует только учитывать, что, несмотря на длительное знакомство и душевную близость, в присутствии других людей, особенно подчиненных, следует называть друг друга по имени и отчеству, а в некоторых случаях даже по фамилии, добавляя слово «господин». Обращение по имени и отчеству свидетельствует об уважении к человеку, это показатель его авторитета, престижа, определенного положения в обществе. Человек, хорошо знакомый начальнику, или даже его близкий друг не должен быть принижен в глазах окружающих обращением к нему просто по имени. В деловой обстановке, при посторонних его надо называть по имени и отчеству.
Обращение по имен и отчеству принято только в России. В других странах у работников офисов, учреждений в рабочее время на груди обязательно бывает приколота табличка, где указано, как этого человека надо называть: имя и фамилия. В России допустимо, чтобы директор фирмы называл подчиненного по фамилии, а тот его — по имени и отчеству. Сохраняя деловые отношения, можно вносить в них доброжелательность и теплоту.
2.4 Поцелуи
Целование руки - очень красивый жест, выражающий вежливость, но целовать руку женщине принято только в помещении, а не на улице и только замужней женщине. При этом руку не поднимают высоко, а наклоняются к ней, осторожно взяв ее пальцами и коснувшись губами тыльной стороны ладони.
Целовать руку женщине при встрече больше принято в странах Европы, чем в России. Но и европейцы делают это исключительно в особо торжественных случаях. И только в Польше целуют руку женщине при всякой встрече и прощании, делая легкое прикосновение губами.
Официальный поцелуй руки — это скорее жест, чем обычный поцелуй, знак приветствия и прощания. Поцелуй сродни рукопожатиям, которыми обмениваются мужчины друг с другом или с женщиной.
Классический поцелуй руки выглядит так: мужчина берет руку женщины и слегка наклоняется, когда она поднимает руку. Ее ладонь направлена вниз, рука останавливается на небольшом расстоянии от его губ. Если его губы все же касаются ее руки, обычно это не больше, чем короткое прикосновение.
Красота и грациозность поцелуя зависит не только от мужчины, но и от женщины. Она, в частности, не должна жать мужчине руку, когда он наклоняется над ее пальцами. Женщине нужно непринужденно протянуть руку, предоставив мужчине свободу действий. В это время ее рука должна быть расслабленной.
Не принято целовать руку в перчатке, но в странах Европы иногда подворачивают короткую перчатку или целуют запястье перчатки, что в старые добрые времена считалось недопустимым.
В практике деловых отношений не принято целовать ладони или запястья, что будет воспринято окружающими как знак интимной близости с женщиной. Со стороны женщины также требуется соблюдение определенных условностей: не рекомендуется, подавая руку мужчине, поднимать ее слишком высоко или подносить к его лицу. Когда мужчина входит в помещение, где находятся несколько женщин, он должен либо поцеловать руку каждой, либо не целовать ни одной.
Другой вид поцелуя — прикосновение щек — широко распространен в деловом мире среди хорошо знакомых друг с другом бизнесменов. Такие приветствия, совершаемые в домашней обстановке, совершенно неприемлемы, казалось бы, в общественных местах, хотя по этому поводу твердых правил не существует. Именно поэтому обмен поцелуями между деловыми партнерами можно наблюдать на собраниях акционеров, банкетах, куда бизнесменов приглашают с женами. В других случаях, когда деловые встречи проводятся в комнате для переговоров, в конференц-зале, в офисе, целесообразно ограничиваться дружеским рукопожатием. Правила хорошего тона не предусматривают поцелуев сотрудников фирм с теми, кто стоит выше или ниже по служебному положению. Эти же правила исключают возможность поцелуя молодой особой ответственного сотрудника фирмы, поскольку в этом случае у окружающих может возникнуть впечатление, будто бы она желает попросить у него что-то или получить какую-то выгоду.
Вполне понятные ассоциации возникают у сотрудников фирмы, когда они видят, что их руководитель целует молоденькую подчиненную по случаю, например, дня ее рождения. Мотивация здесь может быть только одна — злоупотребление служебным положением.
Правильным будет, если руководитель улыбнется сотруднице и скажет. «Рад вас поздравить» и протянет руку. Рукопожатие — единственная форма физического контакта, разрешенная в деловом мире как мужчинам, так и женщинам.
В заключение отметим, что всякого рода поцелуи и прикосновения к женщине со стороны мужчины считаются нарушением делового этикета. Невежливо прикасаться к другому человеку в рабочей обстановке независимо от того, какого он пола. Избегать этого нужно даже по отношению к близким друзьям-сослуживцам. С позиций корпоративной культуры считается невежливым похлопывать другого человека по спине, обнимать его и класть руку ему на плечо. Исключение составляют те случаи, когда во время делового приема супруг целует свою жену, но такой поцелуй должен быть коротким.
2.5 Правила представления при знакомстве
Общепринято, чтобы оба человека — тот, кого представляют, и тот, кто представляет, — одновременно отреагировали на эту процедуру: улыбнулись и поклонились. Если мужчину представляют женщине, то он должен подождать, когда она первой протянет ему руку. Если представляют женщину, то мужчина снимает шляпу или делает легкий поклон с улыбкой.
Одно из требований этикета состоит в том, что при представлении мужчины женщине он должен встать, даже если он намного старше и занимает в сфере бизнеса высокое положение, а ей немногим больше восемнадцати. Поднявшись, он пожимает ей руку. В знак особого уважения к мужчине женщина встает для представления его жене. Молодая женщина также должна подниматься из-за обеденного стола, когда ее представляют другой женщине, более старшей по возрасту.
Вполне соответствует стандартам делового поведения, когда тот, кого представляют, не протягивает первым руку. Он должен дождаться, чтобы посредник назвал его фамилию, а тот, кому его представляют, подал руку. Фамилию представляемого всегда произносит посредник, причем первой. Важно только, чтобы данная процедура проходила естественно, без напыщенности, поклонов, громких фраз. Ответное слово должно быть кратким, а поведение представляемого — непосредственным.
Тот, кого представляют (даже если это мужчина, которого представляют женщине), не должен выражать чувства удовлетворенности или удовольствия от слов «очень приятно», «рад с вами познакомиться», произносимых тем, кому его представляют.
Во время представления того или иного лица все присутствующие должны стоять. Исключения составляют старые и больные люди. Свою реакцию они могут выразить, слегка наклонив голову и пожав руку тому, кого представляют. Если представляют мужчину сидящей женщине, он должен слегка наклониться и посмотреть ей в глаза, но без излишней назойливости.
После того как акт представления окончен, разговор всегда начинает тот, кто занимает в данной организации самый высокий пост.
На брифингах, деловых встречах мужчины, представляясь друг ;ругу, ясно произносят свою фамилию, причем могут сообщать и свое ученое звание. Таким же образом представляются друг другу женщины.
Когда представление происходит в обычном режиме деловой жизни фирмы, то посетитель-мужчина, которого представляют президенту фирмы, отвечает на представление так же, как и при обычных обстоятельствах, но с некоторыми поправками в соблюдении этикета. Он, например, не встает, когда в офис входит рь и его представляют ей.
Вообще в этих случаях действуют не столько строго установленные правила, сколько сама логика жизни. Стоит ли, например, женщине вставать, когда ей представляют какое-то новое должностное лицо, решает она сама, исходя из здравого смысла.
2.6 Представление участников корпоративных вечеринок, деловых встреч и приемов
Хозяин делового торжественного приема по возможности должен сам встречать гостей и представлять их друг другу. Если же он занят, то может возложить эту обязанность на своего заместителя или администратора. В крайнем случае — на кого-то из гостей. Последний должен встречать вновь прибывших и сопровождать их к хозяину приема. Представившись сам, встречающий должен представить гостя другим и показать ему, где находится бар или стол. Хозяин же в это время может приветствовать других гостей.
На корпоративных вечеринках, деловых приемах не принято вновь прибывшего представлять всем присутствующим. Достаточно представить его ближайшей группе людей, назвав сначала его имя, а затем поочередно имена других. При отсутствии такой возможности можно попросить об этом кого-то из своего окружения.
На корпоративных вечеринках мужчины всегда представляются женщинам. Исключением является случай, когда женщина или семейная пара представляется группе мужчин и женщин. Другой особый случай - прибывшую пару представляют остальным участникам вечеринки, называя их имена всем присутствующим. Если называются имена остальных гостей, уже находящихся в группе, то соблюдается очередность — слева или справа по кругу, что не всегда можно сделать. Поэтому чаще всего при налички большого числа присутствующих вновь прибывших представляют только нескольким из гостей. Далее распорядители корпоративной вечеринки должны дать возможность гостям свободно общаться друг с другом, избегая налета официальности и скованности. Гости могут представляться друг другу или беседовать, если того пожелают, не называя своих имен и должностей.
Иное дело, если приходит особо почетный гость. Тогда ему представляют всех гостей, включая женщин. Самого его можно не представлять, поскольку его известность подразумевается сама собой. Считается признаком хорошего тона, если устроители вечеринки предоставят возможность всем присутствующим легко свободно общаться с этим гостем.
В отдельных случаях возникает необходимость у кого-то из участников приема или деловой встречи представиться окружающим самому. Делают это для того, чтобы расширить круг своих знакомых. Представиться лучше сразу же, как только это позволит ситуация. Следует улыбнуться, протянуть руку человеку, с которым хочется познакомиться и сказать: «Здравствуйте. Меня зовут (назвать имя и фамилию)». Иногда следует добавить название фирмы и занимаемую должность, что позволит завязать разговор. Разумеется, при этом не нужно быть навязчивым, вдаваться в излишние подробности, такие, как, например, стаж работы, профессиональная специализация и т.п.
Возникает вопрос, как нужно отвечать на представление? Если представление неофициальное, можно просто сказать: «Здравствуйте» или же добавить к этому слову какую-то ничего незначащую фразу: «Вы собираетесь сегодня участвовать в дискуссии по вопросам лизинга?». В любом случае ответ должен быть кратким и доброжелательным. На официальное приветствие лучше всего отстать, произнеся полное имя человека и спросив «Как ваши дела?». Вряд ли нужно называть человека по имени до тех пор, пока он не предложит сделать это.