Этика смертной казни. За и против

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат

Краткое описание

Смертная казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной мести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

Оглавление

1.История
2.Смертная казнь в современном мире
3.Виды смертной казни
4.Практикуемые в современном мире виды смертной казни
5.Исторические виды смертной казни
6.Смертная казнь должна умереть
7.Казнить, нельзя помиловать
8.Смертная казнь в различных странах
9.Отношение мировых религий к смертной казни
10..Заключение
11.Литература

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО ДВГМУ.docx

— 45.42 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  ДВГМУ

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 

Этика смертной казни. За и против. 
 
 
 
 
 
 

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнила:

                                                    студентка 206стом  группы

                                                   Поверила:

                                                   Завкафедры психологии

                                                   Гардеева О. Г. 
 

Хабаровск 2011 
 
 
 

Содержание 
 
 
 

    
  1. История
  2. Смертная казнь в современном мире
  3. Виды смертной казни
  4. Практикуемые в современном мире виды смертной казни
  5. Исторические виды смертной казни
  6. Смертная казнь должна умереть
  7. Казнить, нельзя помиловать
  8. Смертная казнь в различных странах
  9. Отношение мировых религий к смертной казни
  10. .Заключение
  11. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     История

     Смертная  казнь — это один из наиболее древних видов наказания. Изначально она возникла в ходе реализации принципа талиона: «око за око, зуб за зуб». Согласно данному принципу, справедливым наказанием за причинение смерти другому человеку являлась смертная казнь. Кроме того, свою роль сыграл и существовавший во многих обществах обычай кровной  мести, который была призвана заменить смертная казнь, осуществляемая от лица государства.

     Смертная  казнь в современном  мире

     В развитых странах смертной казни  всегда предшествует длительное судебное разбирательство на разных уровнях, подсудимому предоставляются возможности  для подачи апелляций. Часто это  приводит к тому, что между вынесением приговора и его исполнением (либо помилованием, а также смертью  осуждённого от естественных причин) проходят годы или даже десятки лет. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается  убийством и карается законом.

     В большинстве современных государств смертная казнь приводится в исполнение непублично, то есть на ней имеют  право присутствовать лишь определённые законом лица (например, согласно уголовно-исполнительному  кодексу России — прокурор, представитель  тюрьмы, в которой проводится казнь, и врач).В ряде случаев смертная казнь может быть заменена пожизненным  заключением или длительным сроком лишения свободы по решению суда. Приговорённый судом к смертной казни также может быть помилован  высшим должностным лицом государства  или штата (президентом, монархом, премьер-министром, губернатором и т. д.).

     К середине 2007 года 89 стран отменили смертную казнь за все преступления. Ещё 10 стран сохранили её только для  отдельных особо тяжких преступлений, совершённых в военное время, исключив возможность назначения смертной казни за так называемые обще-уголовные  преступления. 30 стран отменили смертную казнь на практике, то есть не приводили  смертные приговоры в исполнение последние 10 лет и собираются и  в дальнейшем придерживаться моратория, либо официально объявили о введении моратория на исполнение смертных приговоров.

     Таким образом, к настоящему времени в  мире насчитывается 130 стран, отменивших смертную казнь в законе или на практике, и 68 стран, которые сохраняют  и продолжают применять эту меру.

     Виды  смертной казни

     Существует  деление смертной казни на квалифицированную  и неквалифицированную. При квалифицированной  смертной казни за разные преступления могут назначаться разные её виды, при неквалифицированной — законодательство предусматривает один вид смертной казни для всех преступлений, за которые может быть вынесен смертный приговор.

     Практикуемые  в современном  мире виды смертной казни:Расстрел, Повешение Побиение камнями  Смертельная инъекция Электрический стул Обезглавливание Газовая камера Исторические виды смертной казни: Гильотинирование Четвертование Колесование Утопление Сваривание в жидкости  Распятие  Сожжение заживо  Погребение заживо  Замуровывание Бросание на съедение к хищникам Удавление (испанская гаррота) Повешение за ребро Посажение на кол

     Эшафот - это чудовище, созданное  судьей и плотником, это призрак который  живет какой-то страшной жизнью, порождаемой  бессчисленными смертями его жертв...

     В.Гюго

     Перечень основных и наиболее часто встречающихся доводов за отмену смерьной казни:

     Никто не может исправить судебную ошибку если человек мертв. Стоит ли далеко ходить за примерами? Может быть стоит  пожизненно кормить и содержать  десятки тысяч преступников, хотя бы ради того, чтобы больше ни один человек  не был расстрелян по ошибке, как  несколько ни в чем не повинных людей, расстрелянных по делу ростовского  серийного убийцы Чикатило?

     Пожизненное заключение достаточно хорошо выполняет  главные функции наказания : ограждение общества от потенциально опасных действий преступника и дополнительный отрицательный  стимул не делать противозаконного.”  Замена смертной казни пожизненным  заключением отнюдь не проявление снисхождения к преступникам – говорит В.Г. Востриков, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью  МВД УР – не зря же многие преступники , осужденные к пожизненной изоляции от общества говорят, что лучше бы их расстреляли...”. И действительно  пожизненное заключение – мера исключительно  неприятная. Приговоренные изолированы  на северном острове в бывшем монастыре, первые 10 лет им разрешены только 2 кратких свидания с родственниками и ежедневная полуторочасовая прогулка. Надежда выйти оттуда тоже крайне мала. Законодательство допускает досрочное освобождение только по прошествии 25 лет. В среднем возраст осужденных – 30 лет. Всю оставшуюся жизнь им придется провести в 4 стенах, причем большую часть времени стоя ( заключенный в течение всего дня не имеет права садиться, а тем более ложиться на постель). И если все так боятся смертной казни , то почему многие из заключенных пытаются покончить жизнь самоубийством. Не проходит и месяца, чтобы кто-нибудь не попытался свести счеты с жизнью. Они рвут простыни на петли, грызут себе вены, подключаются к розеткам – используют любую возможность прервать свое бессмысленное существование... Благо времени для обдумывания очередного суицидального плана предостаточно...

     По  многим исследованиям наличие смертной казни достаточно слабо связано  с количеством совершаемых тяжких преступлений. Несмотря на то, что с  точки зрения предупреждения преступности смертная казнь является своего рода сдерживающим фактором, страх смерти не всегда останавливает, поскольку  каждый преступник в душе надеется, что уж ему-то удасться избежать наказания. Намного большее значение имеет  раскрываемость преступлений . Чтобы  уменьшить их количество нужно бороться до их совершения , а не после. Хотя ,вообщем-то, именно по конкретному утверждению  “Смертная казнь не уменьшает  количество преступлений” могут  найтись и контраргументы. Например, когда в нацистской Германии стали  расстреливать за безбилетный проезд, количество “зайцев” резко сократилось.Но...Разве  нацистская Германия – это то, на что нам следует равняться?

     Смертная  казнь до некоторой степени стимулирует  преступность, т.к. некоторые люди могут  рассуждать: если государство может  убить меня, то почему я не могу убить  еще кого-то . Одним из неотъемленных  признаков демократического правового  государства является гуманность. Гуманность - это прежде всего осознание ценности человеческой жизни. И прежде всего  осознать эту ценность должно государство. “Люди не убивайте меня,я человек, живой” – обращался к А. Приставкину  один “смертник”, измучившийся изо  дня в день прислушиваться ко всем шорохам в коридоре, ожидая, когда  за ним придут. Можно сказать ему  “Надо было раньше думать о ценности человеческой жизни” . Но это не меняет сути: как и пытка, казнь – мучительная  кара , применяемая к беззащитному человеку.

     Для верующих - убийство не оправданное  вынужденной обороной грех. Нельзя говорить, что смертная казнь –  это вынужденная самооборона  общества от преступника. Есть и другие способы от него защититься. Значит смертная казнь – это убийство, не оправданное в глазах Бога, т.е. грех. Мы можем говорить о том, что  убийство убийцы - не убийство человека, мол убийца – не человек. Но мы –то  пока еще люди. Не стоит ли прежде всего задуматься о том, как сохранить  человеческое в себе? Государство  должно быть с человеческим лицом! Тем  более, что не государством дана жизнь, не ему ее и отбирать...

     Некоторые злонамеренные политики могут легально использовать смертную казнь, чтобы  избавиться от своих политических оппонентов и свидетелей своих преступлений. Поэтому демократия со смертной казнью менее устойчива. Здесь также  стоит отметить, что граждане России находятся не в равных условиях при  осуществлении права на защиту. В  тех регионах, где отсутствует  суд присяжных, данное право нарушается (а сегодня суды присяжных существуют только в 9 субъектах РФ). Введение суда присяжных повсеместно - процедура  очень дорогостоящая и в нынешних кризисных условиях практически  неосуществимая. По крайней мере, в  ближайшие годы.

       “Пожалейте адвоката” ! Против  допускаемой обществом возможности  и необходимости смертной казни  выступает положение адвоката  в ситуации, когда ему предстоит  защищать человека, которому грозит  такое наказание. Если доказательства  вины бесспорны, то адвокат  может исполнять свои профессиональные  обязанности защиты подсудимого  в рамках следующих моделей  поведения:

     Профанация  защиты. Если у обвиняемого нет  шансов избежать смертного приговора, то стоит ли защитнику “огород  городить” из своих соображений? Этот вариант позволяет говорить о фактическом отсутствии защиты, при котором игнорируется принцип  гуманности профессии адвоката.

     Адвокат может поставить своей целью  спасенье подсудимого от смерти во что бы то ни стало ( а исходя из профессиональных принципов он и должен так поступать) – в этом случае ему придется пойти на компромисс с собственной  совестью и объективной ситуацией. В этом случае , используя свои личные качества адвокат может добиться не только переквалификации действий подзащитного , но и (такое тоже бывает) прекращения дела по какой- либо уважительной причине. Тем более, судебные процессы, в которых возможно вынесение  смертного приговора, проходят в  состоянии крайнего эмоционального напряжения и нервозности. Судьи  тоже не лишены человеческих чувств, ведь фактически именно они взваливают на себя груз ответственности за лишение человека жизни. В таких условиях достаточно легко поддаться убеждениям талантливого адвоката . Можно ли в данном случае говорить о справедливости, как важнейшем свойстве правосудия?

     . “Пожалейте палачей”! Для осуществления  смертной казни требуется человек.

     Исполнение  казни – это уродующее нормального  человека занятие, никакие технические  ухищрения не смогут восстановить его  психику и избавить от чувства , что  он убивает человека беззащитного, то есть не в погоне за опасным преступником, не рискуя своей жизнью, не на равных в конце концов.... Между тем, сами палачи нередко признаются в том, что они не считают за людей  тех, кого им приходится расстреливать, “Достаточно прочитать досье  на преступника, чтобы не испытывать угрызений совести“ - говорят они. И все же, по сути дела , палач –  “убийца по закону’. Разве не ужасно существование такой профессии???

     . “Пожалейте преступников!” В  Российском уголовном законодательстве , да и в уголовных законодательствах  большинства цивилизованных стран  закреплено положение о неприменении  жестоких, позорящих, мучающих наказаний.  Здесь наблюдаются явные противоречия. Да, законодатель стремится привести  в исполнение смертную казнь,  причиняя при этом минимум  страданий осужденному, вместе  с тем само по себе исполнение  смертной казни не может не  вызывать страданий у осужденного.  Прежде всего, причина этого  – длительные сроки, которые  проходят со дня вынесения  приговора до его исполнения. Невозможность немедленного исполнения  приговора в цивилизованных странах  не вызывает сомнения - приговоренному  должно быть предоставлено право  на обжалование приговора. Это  позволяет избежать (или хотя  бы уменьшить число) судебных  ошибок. Приговоренные к смерти  по -разному переносят ее ожидание : некоторые спокойны, другие впадают  в глубокую депрессию ,или,  наоборот проявляют агрессивность,  третьи обращаются к религии,  четвертые кончают жизнь самоубийством....

Информация о работе Этика смертной казни. За и против