Этика и культура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:34, контрольная работа

Краткое описание

Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова этос (ethos), означавшего в далекие времена местопребывание— человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Позднее данное слово приобретает новый смысл– философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

Оглавление

Введение
Аристотель о смысле жизни и этике
1.1 Место этики среди работ Аристотеля…………………………………………………….4
1.2. Критика этического учения Сократа и Платона……………………………………..5
1.3. Добродетель и виды добродетелей………………………………………………………7
1.4. Нравственный идеал………………………………………………………………………………
2. Этическое учение Сократа………………………………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

этика и культура управления курс 3 ..1 сем.docx

— 41.78 Кб (Скачать)

       И вот случилось так, что  власти, считавшие себя демократическими, не выдержали добродушной иронии  Сократа, и ему был вынесен  судебный приговор – такой,  какого до тех пор ещё никому  не выносили в Афинах в случаях  отвлеченных идейных разногласий.         Было решено его казнить.

Выдвинув  духовные ценности на первый план, Сократ считал их создание главной целью  человеческой жизни. А поскольку, по мысли Сократа, духовные блага не передаются в готовом виде от одного лица к другому, но раскрываются и  приобретаются в поиске, в исследовании самого себя и других, в «заботе  о душе», постольку отказ от такого поиска равносилен отказу от жизни. По Сократу, диалог и диалектический (вопросно-ответный) метод определения понятий являются необходимыми условиями совместного  поиска истины.

Сократовский  диалого-диалектический метод предполагает свободу человека и основывается на демократической идее о том, что  человек есть существо ответственное, способное познать истину и принимать  решения на свой собственный страх  и риск.

Посредством «испытания» иронией Сократ разоблачал неосновательные  претензии на  всезнание и непогрешимость, ниспровергая все мнимое, псевдосерьезное и  всякого рода ложные авторитеты. Сократовская ирония является поиском истинного  и положительного, призывом к подлинно серьезному и значительному, к их постоянному испытанию.

 Сократ  провозгласил:  добродетель есть  знание. Но не всякое вообще  знание, а лишь добра и зла,  знание, которое ведет к правильным, добродетельным поступкам. На  этом основании он пришел к  выводу о том, что никто не  зол по своей воле, а лишь  по неведению. Этические парадоксы  Сократа положили начало непрекращающейся  и по сей день полемике об  отношениях знания и добродетели.

Идея Сократа  о самопознании, популярная в период античности, нередко становилась  ведущей идеей на поворотных пунктах  истории и существенно изменяла образ мысли людей.

Сократу, говорившему  о невозможности окончательных  знаний о чем-либо («Я знаю, что ничего не знаю»), в равной степени было известно как то, что человек способен приобретать знания и умножать их, так и то, что знания и  «искусство»  сами по себе — великая сила. Однако он был уверен в том, что эта  сила может быть использована и во благо, и во вред человеку. Согласно его учению, если человек не сделал главным вопросом своего бытия вопрос о самопознании, альтернативу добра  и зла при сознательном предпочтении добра, всякие иные знания — при  всей их полезности — не сделают  человека счастливым. Более того, они  могут сделать его несчастным.

Неудивительно поэтому, что учение Сократа о  самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые  ведут в последнее время не только в философских и научных  кругах, но и среди широких кругов интеллигенции как в нашей  стране, так и во всем мире вокруг проблем «человек - наука - техника», «наука – этика - гуманизм».

Темы этих дискуссий перекликаются с сократовским пониманием задачи философии и ценности знания вообще. Названные дискуссии  и обсуждения нередко сопровождаются прямыми и косвенными ссылками на учение и личность Сократа. И это  не случайно: опросы, над решением которых  бился древний философ, не утратили актуальности, вот почему Сократ был  и остается одним из вечных «спутников»  человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Непреходящей  заслугой Аристотеля остается создание науки, названной им этикой. Впервые  среди греческих мыслителей он основой  нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи  мышление как верховное начало в  мире - божество. Хотя человек никогда  не достигнет уровня божественной жизни, но,  насколько это в его  силах. он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого  идеала  позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала.

Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит  в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом  созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит  традиционные античные добродетели  гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви  человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы.

Гуманизм  Аристотеля совершенно отличен от христианского  гуманизма, согласно которому “все люди - братья”, т.е. все равны перед  богом. Аристотелевская этика исходит  из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому  и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь  может оказаться в общем и  целом несчастной. Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами  по природе”). Для Аристотеля человек  вне  общества это или бог, или  животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди, а раб  становится человеком, только обретя свободу.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот  же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно  для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Адо П. Что такое античная  философия? – М.: Издательство  гуманитарной литературы, 1999. -  320 с.

2.     Асмус В.Ф. Античная философия  – М.: Высш. шк., 1998. – 400 с.

3.     Гомперц Т. Греческие мыслители  – СПб.: Алетейя, 1999. – 263 с.

4.     Гусейнов А.А. Великие моралисты.  – М.: Республика, 1995. – 351 с.

5.     Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика:  Учебник. – М.: Гардарика, 1998. –  472 с.

6.     Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая  история этики. – М.: Мысль, 1987. – 589 с.

7.     Иванов В.Г. История этики древнего  мира. -  СПб.: Издательство Лань, 1997. – 256 с.

8.     Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика.Эстетика. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 512 с.

9.     Трубецкой С.Н.,  Курс истории  древней философии. - М.: Высш. шк. 1997. -  292с.

 


Информация о работе Этика и культура управления