Этика делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. По характеру и содержанию отношения бывают формальные (деловые) и неформальные.

Оглавление

Ввeдeниe…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, структура и функции делового общения…………………………..4
1.1. Понятие делового общения……………………………………………….4
1.2. Структура и функции общения……………………………………………...6
1.2.1. Коммуникативная функция общения…………………………………….6
1.2.2. Интерактивная и перцептивная функции общения…………………….11
2. Общие этические принципы и характер делового общения……………….14
2.1. Понятие принципов делового общения…………………………………..14
2.1.1. Этика делового общения «сверху-вниз»………………………………...15
2.1.2. Этика делового общения «снизу-вверх»………………………………...19
2.1.3. Этика делового общения «по горизонтали»…………………………….20
Зaключeниe…………………………………………………………….................23
Списoк литeрaтуры………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Этика делового общения.docx

— 44.32 Кб (Скачать)

Приказ. Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а так  же в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между  руководителем и подчиненным  основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А  если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет  никакого сомнения, что это приказ.

Вопрос. «Есть ли смысл заняться этим?”, “Как мы должны это сделать?». Лучше  применять в тех случаях, когда  вы хотите вызвать обсуждение, как  лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

«Доброволец». «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

 

2.1.2. Этика делового общения «снизу-вверх»

 

В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило  поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные». 

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее  важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять  к своим подчинённым. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических  норм и принципов, которые можно  использовать в общении с руководителем.

  Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

Не  пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать  им. Высказывайте ваши предложения  или замечания тактично и вежливо. Вы не можете прямо ему что-то приказать.

Если  в коллективе надвигается или  уже случилось какое-либо радостное  или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

Не  разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

Будьте  преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого  характера и твердых принципов, нельзя положится, его поступки нельзя предвидеть.

Не  стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

Если  вас наделили ответственностью, деликатно  поднимите вопрос и о ваших  правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

 

 

2.1.3. Этика делового общения «по горизонтали»

 

Общий этический принцип общения «по  горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами  группы), можно сформулировать следующим  образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует  иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу  сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами. 

Не  требуйте к себе какого-либо особого  отношения или особенных привилегий со стороны другого.

Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если  круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная  ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если  вас просят временно перевести в  другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и  неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и  вашем отделе в целом. Помните, может  случиться, что с вами поступят таким  же безнравственным образом.

Не  относитесь с предвзятостью к  своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

Называйте своих собеседников по имени и  старайтесь делать это почаще.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте  все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение  к собеседнику. Помните – что  посеешь, то пожнешь.

Не  давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте  свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

Не  лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

Старайтесь  слушать не себя, а другого.

Не  старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или  поздно это все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику  общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

Рассматривайте  вашего коллегу как личность, которую  нужно уважать саму по себе, а  не как средство для достижения ваших  собственных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Этику делового общения следует учитывать  в различных ее проявлениях: в  отношениях между предприятием и  социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия. Между сторонами  того или иного вида делового общения  существует своя специфика. Задача состоит  в том, чтобы сформулировать такие  принципы делового общения, которое  не только соответствовали каждому  виду делового общения, но и не противоречили  общим нравственным принципам поведения  людей. Вместе с тем, они должны служит надежным инструментом координации  деятельности людей, вовлеченных в  деловое общение.

Применительно к деловому общению основной этический  принцип можно сформулировать таким  образом: в деловом общении при  принятии решения о том, какие  ценности следует предпочесть в  данной ситуации, поступать так, чтобы  максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и  допускала координацию интересов  всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а  по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое  общение должно постоянно проверяться  этической рефлексией, оправдывающей  мотивы вступления в него. При этом сделать этические правильный выбор  и принять индивидуально решение, часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу  выбора, но вместе с тем увеличивают  количество вариантов решения, порождают  комплекс моральных дилемм, поджидающих  деловых людей на каждом шагу в  процессе их деятельности и общения.

 

 

Список литературы:

 

  1. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: Жизнь, 2005.
  2. Бубличенко, Михаил "Не надо на меня давить!": Методы психической защиты; Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  3. Волгин Б.В. Деловые совещания. - М.: Деловая мысль, 2008.
  4. Дебольский М.С. Психология делового общения. - М.: ПРИОР, 2002.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Киев: КБФ, 1989.
  6. Честара Дж. Деловой этикет. - М.: САНК, 2000.
  7. Широкова И.Г., Этика. М.: ПРИОР, 2000.

Информация о работе Этика делового общения