Этическая мысль А. Шопенгауэра и Ф. Ницше

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:52, контрольная работа

Краткое описание

Абсолютизация иррационалистами идеи волюнтаризма (т.е. культа произвольных намерений и поступков) не могла не прийти в противоречие с традиционной этической системой. И если у Шопенгауэра все богатство возможностей человека сводилось к требованию подчинить себя "воле к жизни", то для Ницше перспективы творческого роста и самоутверждения личности связывались с понятием "воля к власти". Эта воля к власти противопоставлялась той "воле к концу", в которой философ обвинял христианский тип сознания и поведения в целом.

Оглавление

Введение 3
1. Этическая мысль А. Шопенгауэра 4
2. Этика Ф. Ницше 11
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

АртурЭтика.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

       В своем учении Ницше слишком откровенно раскрывает помыслы и мотивы деятельности буржуа, расставляет акценты их безнравственности так, что даже они сами испугались своего портрета. С моралью сочувствия он ведет беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества.

       Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие деятельности. Она - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека".

       Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него - стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо были и тенденциозное редактирование поздних работ Ницше его сестрой, и практика избирательного цитирования его сочинений). 

Заключение

 

      Начиная  с  1890-х  гг.   с легкой руки таких страстных критиков классической   традиции  культурфилософской  рефлексии,  как  А.Шопенгауэр  и  Ф.  Ницше, заметно усилился приток оригинальных и по содержанию и по     стилю     концепций     онтологической, философско-антропологической, аксиологической,   гносеологической   направленности.   Традиционная   оппозиция идеализма  и материализма в методологии анализа проблем культуры сменяется более "изысканной"   конфигурацией   ценностно-смысловых   подходов  к  "символической вселенной"  и  творческим  обретениям субъекта культурно-исторического процесса.

      Не  случайно  именно с философским  наследием иррационалистов второй половины XIX в.  связывается  возникновение  тех принципиально новых школ и имен, без которых невозможно представить духовную ситуацию ХХ столетия.

      Философия жизни имела большое значение для развития персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего интереса к себе в первой четверти XX века, философия жизни переживает сегодня свое возрождение, своеобразный ренессанс. В последние десятилетия XX в. ежегодно издается около 20 монографий по проблематике философии жизни, выходит огромное количество статей, проводятся десятки международных научных конференций. Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмысления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  1. Зеленкова И.Л. Основы этики: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1998. – 496 с.
  2. История философии в кратком изложение/ Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991. –  590 с.
  3. Кондрашов В.А., Чагина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д.: Издательство "Феникс", 1999. – 325 с.
  4. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 256 с.
  5. Словарь по этике/ Под ред. А.А Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

Информация о работе Этическая мысль А. Шопенгауэра и Ф. Ницше