Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 01:28, контрольная работа
Этика (греч. Ethika, от ethoi – обычай ) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика – одна из древних теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем. Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практики людей, этика возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, т.е. с зарождением классового общества.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Бузулукский гуманитарно-технологический институт
(филиал) государственного
образовательного учреждения
«Оренбургский государственный университет»
Факультет дистанционных технологий
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Этика»
Вариант 1
Руководитель работы
______________ Сергеева С.И.
«_____»______________200__г.
Исполнитель
________ Абдуллин Вильсур Ф.
«_____»_____________ 20___ г
«_____»_______________20 __ г.
Бузулук 2010
1 вариант
как философской науки
Этика (греч. Ethika, от ethoi – обычай ) – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика – одна из древних теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем. Как философская наука, отличная от обыденного морального сознания, стихийно формирующегося в процессе социальной практики людей, этика возникает в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, т.е. с зарождением классового общества. Но этика теоретически призвана была решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать добром и что злом и т.д.). Поэтому, уже начиная с древности, этику было принято считать «практической философией».
Возникновение этики как термина и особой систематизированной дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этика» входит в название всех трех сочинений Аристотеля, посвященных проблемам нравственности, и несет в них основную содержательную нагрузку.
Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе слова «этос», обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, характер, темперамент, обычай. Им философ назвал особый срез человеческой реальности - определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения. Эти качества, поименованные Аристотелем этическими добродетелями, и составляют, по его мнению, предметную область этики.
У Аристотеля этика имеет два значения. В узком значении она является наукой об этических добродетелях, совершенном состоянии души и поведении как существенном содержании человеческой эвдемонии. В более широком значении она есть политическая наука (т.е. наука о полисе), к тому же высшая политическая наука. Так как она рассматривает высшую цель человеческой деятельности, она задает основу и для политики, имеющей своим содержанием устройство государства, и для экономики, имеющей своим содержанием домашнее хозяйство.
Духовная жизнь средневековья характеризуется безусловным господством христианской религии. Этот фундаментальный факт оказал также существенное воздействие на этику. Встреча Афин и Иерусалима, видимое подчинение первого второму и фактическое его торжество составляют сюжетную основу драмы средневековой этики. После некоторого начального периода конфронтации с греческой философией как виновницей гибельного падения нравов основные усилия средневековых христианских философов направлены на то, чтобы обосновать возможность интеграции языческой этики в систему христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится традиция Платона.
Как бы ни оценивать основную установку средневековой христианской этики, согласно которой разум становится моральным только в качестве верующего разума, а этика достигает завершенности только в соподчиненности теологии, следует признать основательность ее главного аргумента о том, что рациональная, философская этика собственными средствами не может доказать абсолютности претензий морали.
Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к эмпирии, стремясь понять, каким образом мораль, будучи свойством отдельного индивида, является в то же время общеобязательной, социально организующей силой.
Родоначальники философии Нового времени Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс не создали собственно этических систем и не писали специальных произведений по этике, ограничившись общими эскизами. Но они методологически, а в значительной мере и содержательно, предопределили новый этап развития этики.
По Бэкону цель этики, как и всякой науки, «не в приукрашивании вещей, а в выявлении в них полезного и истинного».
Декарт уподоблял философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – практические науки, сводящиеся к медицине, механике и этике.
Гоббс также видит недостаток всей прежней моральной философии в том, что она была лишена ясного метода, твердых и точных принципов, красноречие и остроумие в ней довлели над истиной. Он считает, что этика должна следовать за геометрией и физикой. Эти методологические установки у Гоббса сочетается с пониманием морали, которые из них прямо не вытекает, хотя само по себе очень важно и открывает принципиально новую исследовательскую перспективу этики.
Спиноза, пожалуй, более решительно, чем кто-либо до него, порывает с традицией, которая непосредственно связывала этику с общественным бытием человека, установлениями культуры: человека в природе нельзя изображать как государство в государстве. Посредствующим звеном между индивидом и добродетелью является не политика, а познание (без познания нет разумной жизни). Его этика находится в органическом единстве с онтологией и гносеологией, она выводится из онтологии и гносеологии в такой же мере, в какой и является их оправданием. И в то же время она независима от политики, социальных наук и медицины. Особо следует отметить независимость этики Спинозы от его политической концепции, что в европейской интеллектуальной истории является большой редкостью.
Наиболее значительным опытом синтеза различных тенденций этики Нового времени являлась этика Канта, который, как он сам об этом пишет, впервые установил, что в морали человек «подчинен Тольку своему собственному и, тем не менее всеобщему законодательству».
Не смотря на то, что Кант много сделал для этического обоснования права, тем не менее, напряжение между моральностью и легальностью составляет характерную особенность его учения. Соединение свободы с необходимостью, долга со склонностями, переход от нравственного закона к конкретным нравственным обязанностям – самый напряженный и, быть может, самый слабый пункт этики Канта. Для того чтобы можно было нравственность мыслить осуществленной, Кант вводит постулаты бессмертия души и существования Бога.
Новую парадигму в понимании морали можно условно назвать антинормативной, имея в виду ее нацеленность на критику морализирующего отношения к действительности. Она заявила о себе в двух основных вариантах – варианте массового революционного действия и индивидуального бунта. Первая линия наиболее цельно воплощена в марксизме, вторая – в философии Ф. Ницше.
Последующие опыты создания марксистской этики были попытками смягчить жесткий социологизм и инструментализм классических текстов. Это относится и к лучшим достижениям советской этики в том виде, как она развивалась, начиная с 60-х гг. 20 в.; основная задача, которую она решала, состояла в том, чтобы вернуться к традициям классической этики, «реабилитировать» мораль, обосновать ее как относительно самостоятельный и незаменимый (не сводимый к политике и политической идеологии) пласт культуры.
Позицию Ницше нельзя охарактеризовать как моральный нигилизм. Он отрицает не мораль вообще, а «только один вид человеческой морали, до которого и после которого возможны или должны быть возможны многие другие, прежде всего высшие, морали».
Расширительное понимание морали и этики, растворяющее их в онтологии и предопределяющее все строение философии, в 20 в. получило развитие в экзистенциализме.
Русская религиозно-философская этика конца 19-20 в., так же, как и вся западная этика Нового времени, вдохновлена идеей морального суверенной личности. Ее отличие состоит в том, что она стремится обосновать эту идею без отказа от метафизики морали и от изначальной коллективности человеческого существования.
И то, и другое приобретает в ней религиозно-мистические формы: основания морали усматриваются в божественном Абсолюте, коллективность интерпретируется как соборность, общинность.
В конце 20 в. в европейской этике наметились две новые тенденции - переход к прикладной этике и переосмысление предмета этики с позиций постмодернистской философии.
С.Л. Франк считал основным вопросом философии вопрос о смысле жизни. Подобная позиция типична для русской философии рубежа 19-20 вв. Прослеживая сложную эволюцию западноевропейской и американской философии в 20 в., обнаруживаешь эту же тенденцию. Этизация философии – следствие актуализации проблем человека и человечества.
Попытаемся очертить современные границы предмета этики.
Во-первых, это традиционное ядро классической этики: проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, проблема относительного или абсолютного характера морали, подразумевающая решение вопросов ее происхождения, развития и сущности; история этических учений; проблема моральных ценностей и вопросы нравственного воспитания.
Во-вторых, это круг исследований, связывающих этику с широким и многогранным исследованием проблем человека: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т.д. Некоторые из этих направлений уже приобрели статус прикладных или самостоятельных «этик»: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), все возрастающий ряд профессиональных этик - педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, вплоть до этики торгового работника, этики бизнеса, деловой этики и т.д.
В-третьих, возникают такие направления этического исследования, которые отражают наиболее актуальные и новые и новые проблемы: такова, например, этика ненасилия.
Таким образом, сам факт многообразия философски санкционированных моральных программ может быть косвенным аргументом в пользу ответственного отношения человека к нравственному смыслу собственной жизни.
Конечно, принимая моральные решения, задавая ценностную направленность своей жизни, индивид может учитывать накопленный другими практический и интеллектуальный опыт, в том числе и обобщенные версии этого опыта, предлагаемые философской этикой, но тем не менее последнее слово остается за ним самим и на нем лежит вся ответственность за риск морального выбора.
на свободу воли человека
Августин Аврелий (Блаженный)
(354 -430)
Крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных «отцов церкви». Оказал большое влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья; родоначальник христианской философии истории («О граде Божьем»). Развил учение о предопределении. Автор произведений: «Против академиков», «О блаженной жизни», «О бессмертии души», «Об учителе», «О свободе воли», автобиография «Исповедь» и др.
Ориентация на приобщение к античной культуре свое высшее выражение находит в разработанной Августином теории о гармонии веры и разума. Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения идей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и чувств). Но эти пути, с его точки зрения, неравноценны. Августин отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам. «Не учением человеческим, а внутренним светом, а также силой высочайшей любви мог Христос обратить людей к спасительной вере». Согласно воззрениям Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что для принятия тех или иных положений религии необходимо обязательно знать, понимать, располагать доказательствами. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.
Вместе с тем, Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую играют рациональные средства воздействия. Поэтому он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, радует за внутреннюю связь веры и знания. Врачевание души, по его словам, распадается авторитет и разум. Авторитет требует веры и подготавливает человека к разуму. Разум приводит к пониманию и знанию. Хотя разум не составляет высшего авторитета, познанная и уясненная истина служит высшим авторитетом. Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера – таков идеал августиновской апологетики. Однако следует отметить, что представленная Августином теория о гармонии веры и разума не допускает и возможности, хотя бы в какой-то степени, поставить веру в зависимости от разума. Решающее значение в его системе без всякого сомнения отдается откровению.
Информация о работе Историческое становление и развитие этики как философской науки