Гуманизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:50, контрольная работа

Краткое описание

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Цель работы: рассмотреть сущность и основные черты гуманистической этики.

Оглавление

Введение ………………………………………………………… 3
Цель работы ………………………………………………………3
Гуманизм как этический принцип …………………………… 4
3.1. Черты этики гуманизма ……………………………………………4
3.2. Сущность норм этического поведения …………………………….4
3.3. Основы этики гуманизма ……………………………………………5
3.4. Принцип светскости ………………………………………………...6
3.5. Этическая культура в российском современном гуманизме…….7
3.6. Процесс глобализации этической системы………………………..9
4. Вывод………………………………………………………………………...10
5. Литература ………………………………………………………………….11

Файлы: 1 файл

кр проф. этика.docx

— 35.68 Кб (Скачать)

 

 

 

План 

  1. Введение …………………………………………………………   3
  2. Цель работы ………………………………………………………3
  3. Гуманизм как этический принцип …………………………… 4

3.1. Черты этики гуманизма ……………………………………………4

3.2. Сущность норм этического поведения …………………………….4

3.3. Основы этики гуманизма ……………………………………………5

3.4. Принцип светскости ………………………………………………...6

3.5. Этическая культура в российском современном  гуманизме…….7

3.6. Процесс глобализации этической системы………………………..9

4. Вывод………………………………………………………………………...10

5. Литература ………………………………………………………………….11

 

 

 

  1. Введение

Гуманизм (от латинского humanus – человечный) – принцип мировоззрения, в том числе нравственности, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Гуманизм – это этика человечности. Она принимает в себя все выработанные человеческой мудростью этические ценности, составляет их каталог. Еще Кант в своем философском учении о нравственности говорил о том, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей.

 

 

 

 

  1. Цель работы: рассмотреть сущность и основные черты гуманистической этики.

 

  1. Гуманизм как этический принцип.

 

3.1.Черты  этики гуманизма

Гуманистическая этика –  это ситуативная этика, поскольку всякое реальное моральное суждение связано с выбором в ситуации. Это этика такой жизненной ситуации, в которой в конкретных обстоятельствах места и времени соединяются нравственные нормы и человеческий разум, принимающий или не принимающий решения, т.е. проявляющий или не проявляющий присущую ему свободу и ответственность. К решению ситуации всегда применимо творчество, поскольку жизнь – это «комбинации разных видов возможного и действительного добра и зла, долженствования и возможности, заставляющие нас включать разум, осмыслять неизбежные в реальности нравственные коллизии и делать рациональный нравственный выбор…».1

 

3.2. Сущность норм этического поведения

Первое, что гуманизм вносит в этику – это убеждение  здравого смысла в том, что первичны естественные начала добра в человеке, а не этические нормы. Добро первично – моральные нормы вторичны. Всякая мораль, говорит гуманизм, относительна, потому что безусловно лишь добро.

Другое ее положение –  свобода и ответственность за нравственное решение, выбор, поступок лежат на индивиде. Руководствуясь тем или иным моральным правилом или нормой, мы не имеем право  перекладывать ответственность с себя на эту норму.  Личная ответственность вытекает из того, что в жизни решает не норма, а конкретный человек в конкретной ситуации. Даже самые верные и добрые заповеди не могут до конца исчерпать живой человеческой ситуации, и потому гуманизм предлагает человеку сочетать этику принципов и норм с так называемой ситуативной этикой, т.е. опираться и на норму, и на разум, на понимание ситуации. Именно разум является решающим фактором в деле нравственного выбора, если, конечно, за душой есть не только естественная человечность, но и какое-то знание, точнее, понимание сущности норм этического поведения, способность точно увидеть и оценить ситуацию и роль действующих лиц в ней.

Вместе с внешними моральными (или аморальными) факторами эти  нормы составляют основу в осмыслении ситуации и совершении выбора.

 

3.3.Основы этики гуманизма

Этика гуманизма имеет  черты:

– этики абсолютов, поскольку человек – это абсолютная ценность;

– этики принципов, прежде всего «золотое правило» морали, призывающего каждого из нас поступать с другими так, как хочешь, чтобы и с тобой поступали; в русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам".

– этики ситуативной, поскольку  в жизни сталкиваются не добро и зло в чистом виде, а их комбинации; долженствование и возможность, заставляющие нас включать разум, и делать нравственный выбор, например, между большим или меньшим добром, выбирать наименьшее из зол, а иногда воздерживаться от всякого выбора;

– этики добродетелей, которые основываются на базе позитивных человеческих качеств, в результате исторического отбора нравственных норм, становящимися общими, так же как и в процессе индивидуального самосовершенствования. Среди них – эмоции и воля, достоинство, ответственность, порядочность, забота и сострадание. В число наиважнейших гуманистических добродетелей следует также включить совесть.

«В этике добродетелей необходимость ориентации личных мотивов деятельности на нравственные ценности может быть обоснована без апелляции к абстрактным метафизическим сущностям, без иллюзорного удвоения мира, необходимого для придания нравственным мотивам статуса бытия абсолютной значимости. Это является одним из проявлений реального гуманизма, так как снимает отчуждение, вызванное тем, что человеку навязываются внешние, непостижимые рациональным мышлением принципы поведения»2

 

3.4.Принцип  светскости

Этическая культура внутреннего мира человека выражается в убежденности в том, что для обоснования морального поведения не требуется религиозность, что сама по себе религиозность не является гарантией благочестивости и что никто и ничто не обладает монополией на истинную мораль, связь морали и религии не является обязательной. Этого принципа придерживались П. Куртц, В.Л. Гинзбург, Е.Л. Фейнберг, А. Эйнштейн, А.Д. Сахаров и др. В начале ХХ столетия был достигнут высокий уровень светской культуры. Он вполне обеспечивал выполнение общечеловеческих норм, которые выразились в требовании не причинять другому того, чего не желаешь себе. Однако бедствия, которые обрушились на людей в ХХ в., поставили человека в ужасные условия физических мучений и постоянной угрозы жизни, отсутствия элементарной свободы. «В таких условиях человек крайне редко способен достойно выполнить функцию принятия личностного решения, соответствующего тому духовному уровню, которого к этому столетию достигло  человечество. Естественно поэтому, что доверие к самостоятельному, личностному выбору моральных норм было решительно подорвано»3. При современном состоянии человеческих душ, признает Е.Л. Фейнберг, религия всё ещё может быть эффективным средством осуществления некоторых функций. Он выражает поистине просветительскую веру в то, что возвращение людей к нормальным условиям жизни должно восстановить эту способность самостоятельного суждения и вернуть тот высокий духовный уровень, который был нарушен трагическими событиями ХХ в.

Как указано в «Декларации  светских гуманистов» (1980), широко поддержанной в научных, образовательных кругах и других важнейших сферах общества, развитию светской этики способствовали выдающиеся умы человечества от Сократа  до Дж. Дьюи. «…Светские гуманисты отрицают то мнение, что моральные требования могут быть дедуцированы лишь из религиозной веры, или те, кто не исповедует каких-либо религиозных доктрин, аморальны», – говорится в «Декларации»4.

Между тем, мысль о том, что истоки морали в человеке, а  не в Боге, вызывает в России порой  яростный протест со стороны традиционалистского  религиозного сознания. Но, быть может, поэтому, как отмечают современные  исследователи религиозной и  светской этики, русские философы часто  повторяли мысль о том, что  в России легче встретить святого, чем просто порядочного человека.

Среди исследователей, посвятивших  своё творчество сравнительному изучению гуманистической и религиозной  аксиологии, видное место наряду с  П. Куртцем занимает К. Ламонт. В своей работе «Иллюзия бессмертия» он убедительно показывает, что целью существования человека и человечества в целом следует признавать не надежду на спасение в потустороннем мире, а преданность человеку и человеческому, забота о посюстороннем благосостоянии людей.

 

3.5.Этическая  культура в российском современном   гуманизме

Этическая культура в современном  гуманизме является основой культуры внутреннего мира человека. Сторонники современного светского гуманизма  в России (Г.В. Гивишвили, В.А. Кувакин, Н.Н. Моисеев)  считают актуальным и граждански значимым делом «начать в России процесс широкого морального и интеллектуального просвещения, без которого и власть и народ неизбежно погружаются в пучину зла и лжи. Плохо, когда на роль главных просветителей и воспитателей людей претендуют идолы эстрады, кинозвезды, шоумены, астрологи, люди с криминальным менталитетом, клипмейкеры и продюсеры рекламных роликов. Надо всемерно повышать авторитет и престиж тех, кто действительно имеет моральное право и профессиональное мастерство воспитывать детей и молодежь, также как и напоминать взрослым о простых и вечных истинах разума, добра, красоты и справедливости»5.

Для сохранения образа человека нравственность должна образовать союз с наукой и педагогическим сообществом. Нельзя не согласиться с тем, что  особенно остро стоит вопрос о  деморализующем влиянии засорённого  насилием, безвкусицей, пошлостью и  низкопробной эротикой информационного  пространства, о широком внедрении  в СМИ различного рода шарлатанов. Мы живём в эпоху этнических и  религиозных конфликтов и даже меж- и внутриконфессиональных войн, мы являемся живыми свидетелями попыток  превращения одной из мировых  религий – ислама – в средство политической борьбы, в идеологическое прикрытие международного терроризма. Современные технологии – оружие массового уничтожения, прежде всего, – попадают в руки людей со средневековым  мышлением, со смертельно исковерканной  психикой и искажённой системой ценностей, в которой понятие «человечность» никогда не занимало надлежащего  ему места. Как никогда прежде стало катастрофически опасным  рабство человека у идей. Методы манипуляции сознанием умножают число фанатиков и ультра-радикалов  с мировоззрением, опасным для  окружающих.

Таким образом, основной задачей  сегодня является  – «соединить гуманизм, науку и мораль» и взглянуть на перспективы истории «с точки зрения человечности и универсализма»6.

 

 

3.6.Процесс  глобализации этической системы

Оригинальную трактовку  глобализации нравственности дает А.К. Казьмин: «Глобализация нравственности – формирование нравственных социальных отношений между людьми всего мира, как закономерный процесс эволюции человеческого общественного мышления»7. Нравственность, по его мнению, – это биологическая сущность человека, которая детерминирована эволюцией в качестве социального параметра. Эту точку некоторые исследователи считают спорной. Специальное внимание вопросам глобальной этики уделено в «Гуманистическом Манифесте 2000». Согласно логике глобального сознания, основные гуманистические принципы морального поведения людей, являются общими для всех. Они общие как для верующих, так и неверующих, поскольку тысячелетиями вырабатывались на основе опыта людей, «естественного отбора» жизнеутверждающего опыта. Вместе с тем они связаны с обычными и естественными интересами, желаниями, нуждами и ценностями людей. Поэтому в рамках планетарной гуманистической этики заявляется о необходимости уважать достоинство всех людей мирового сообщества8.

К числу обязанностей человека по отношению к семье, кругу родственников и друзей, нации, обществу, планетарная этика добавляет «нашу ответственность за тех, кто находится за пределами нашего государства. Мы связаны морально и физически с каждым человеком на земном шаре и когда колокол звонит по одному из нас, он звонит по всем нам»9. Основной мыслью этики планетарного сознания является то, что мы живущие сейчас ответственны за людей, которые будут жить после нас.

 

 

  1. Вывод

Гуманистическая этика подчеркивает свой позитивный характер. Даже с учётом страшных реалий наших дней вера в  прогресс с человеческим лицом становится жизненной необходимостью. Гуманистическая  этика отстаивает право личности на нравственное самоопределение своего индивидуального Я и такой  способ жизни, который соответствует  истинным, глубинным потребностям и  предпочтениям человека. Теоретически речь идёт о человеке высокого самосознания. Поэтому одной из важнейших целей гуманистической этики является воспитание детей, формирование в них трепетного отношения к жизни и вместе с тем развитие способности правильного выстраивания  процесса принятия решения или выбора. Гуманизм стимулирует развитие в человеке здравомыслия и реалистичности, то есть тех качеств, которые необходимы для того, чтобы научиться отличать истинное от ложного, хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Причем процесс морального обучения и этического роста не является исключительно интеллектуальным, в нем также участвуют и чувства. Сочетание разума, чувств и убеждений – это высший результат, который только и может быть достигнут в процессе развития личности.  

  1. Литература
  2. Кувакин В.А. Статус гуманистического мировоззрения. – В кн.: Борзенко И. М., Кувакин В.А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма
  1. Разин А.В. Этика: история и теория. – М.: Академический проект, 2002

  1. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в науке и искусстве. – Фрязино: «Век 2», 2004
  2. Декларация светского гуманизма // Современный гуманизм: Документы и исследования
  3. Кувакин В. А. Необходимость моральной реконструкции // Здравый смысл. 2001, № 3.
  4. Бессонов Б.Н. Гуманизм на рубеже III-его тысячелетия // Гуманизм на рубеже тысячелетий: идеи, судьба, перспектива
  5. Казьмин А.К. Глобализация нравственности – эволюционный шаг к цивилизации. – IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации».
  6. Гуманистический Манифест 2000 // Современный гуманизм: Документы и исследования

Информация о работе Гуманизм