Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин «этика» был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой).

Оглавление

Введение
1. Историческое становление этики и деонтологии
2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии
3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество
4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)
5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)
Заключение

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 52.53 Кб (Скачать)

Поэтому очень важно, чтобы на таких  участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения.

Фармацевту следует знать, принять  и учитывать тот факт, что поведение  сегодняшнего и завтрашнего потребителя  лекарственных средств коренным образом отличается, и будет отличаться от его вчерашнего поведения. Сегодня  потребитель становится критичнее, чем прежде; чаще спрашивает о предназначении и недостатках предлагаемых лексредств; проявляет большую недоверчивость, сравнивая несколько предлагаемых вариантов; задает больше вопросов; изучает достоверные критерии; больше учитывает факторы, влияющие на здоровье, меньше доверяет заверениям рекламы. Многие из потребителей стали более чувствительными, чем прежде, к преувеличениям, взаимозаменяемости лексредств, к ценам.

В связи с этим фармацевт должен уметь совмещать «борьбу» за свою долю рынка, которая становится все  более «жесткой», с требованиями фармацевтической этики и деонтологии.

Основное различие между конкурирующими аптечными предприятиями будет  заключаться в том, как они  предлагают свои услуги своим посетителям  и, как с ними общаются.

Конкретно это различие может выражаться в следующих характеристиках:

- дополнительные фармацевтические  услуги, оказываемые пациенту;

- квалификация сотрудников (знания, опыт, мастерство, способность, компетентность  и т.д.);

- поведение сотрудников при  общении с пациентами, коллегами,  партнерами и др. (дружелюбие, вежливость, надежность, обязательность, ответственность,  пунктуальность и т.д.)

- настрой и общая атмосфера,  царящая на предприятии.

В аптеку приходят люди, обеспокоенные  своими проблемами, возможно, с чувством неуверенности, иногда боящиеся произвести невыгодное впечатление или оказаться  непонятыми, подверженные перепадам  настроения.

Фармацевт, работающий «за первым столом», должен знать, какими могут  быть, с учетом психологии, посетители аптек, обладать знаниями о возможных  способах передачи сообщения: вербальном, графическом, языком жестов, просто мимикой, прямым действием, а также расшифровать язык адресата, на котором посылается сообщение пациентом. Уважая и любя людей, мы должны принимать их такими, какие они есть, и стремиться к каждому найти свой подход.

Хороший «коммуникатор» - это всегда психотерапевт (не в строго медицинском  смысле, а в контексте межличностного повседневного общения).

Психотерапевтический подход предполагает принимать пациента не оценивая его, сосредоточиться на его проблемах, а не на той, которая в этот момент беспокоит самого фармацевта. Следует помочь пациенту высказаться полностью и без помех, не перебивая, не сбивая с мысли, показывая ему, что его слушают, понимают. Но делать это следует нейтрально, кивком головы, междометиями, короткими позитивными репликами («Да, да…»; «Я понимаю…»). Без таких сигналов пациенту говорить сложно.

Если поведение фармацевта диаметрально противоположно поведению пациента на различных уровнях (манера держаться, голос, речь, позиции), то контакт между  ними нарушается, процесс коммуникации на подсознательном уровне усложняется. Подобное поведение порождает конфликты, агрессивное настроение, неприятие  и отказ пациента от дальнейшего  общения.

Задача фармацевта поддерживать обратную связь, что обеспечивается, например, повторением мысли собеседника: «Если я правильно вас поняла, то…». Делать это следует, дождавшись паузы. Следует всегда помнить о  том, что только при положительном  внутреннем настрое к людям может  быть достигнут контакт, благодаря которому обязательно найдется оптимальное решение в той или иной проблемной ситуации.

Таким образом, успешная работа специалиста  и успех аптеки находятся в  прямой зависимости от того, насколько:

- пациент доверяет фармацевту;

- специалисту удается устанавливать  контакты и хорошие отношения  с людьми;

- полно специалисту удается  отвечать на вопросы пациентов  и удовлетворять их потребность  в информации;

- фармацевт умеет наблюдать,  задавать целенаправленные вопросы,  внимательно слушать и быстро  записывать необходимые сведения;

- убедительна аргументация специалиста,  основанная на знании продаваемых лексредств, БАД, ИМН и т.д.;

- специалисту удается совместно  с пациентом находить целесообразные  и приемлемые для сторон решения;

- тщательно фармацевт анализирует  желания и потребности пациентов.

Фармацевт, занимающийся безрецептурным отпуском лекарственных средств, должен отвечать следующим обязательным условиям:

- профессиональные знания и  компетентность;

- обеспечение качества товара  и тщательно продуманный его  ассортимент, доступные (выгодные) цены;

- доступность информации и обстоятельность  консультаций;

- выявление потребностей;

- правдивые (достоверные) сведения;

- индивидуальный подход к решению  проблем пациента, дружелюбное отношение;  уверенное, но не высокомерное  поведение;

- оперативность при оказании  услуг;

- располагающий внешний вид.

Фармацевт, предоставляющий уход за пациентом. Будь это услуги клинического, аналитического, технологического или  регламентирующего характера, фармацевт  должен чувствовать себя комфортабельно при своем взаимодействии с населением. Он должен тоже воспринимать свою практику, как часть действия всей системы  здравоохранения и часть работы других фармацевтов. Предоставляемые  им услуги должны быть высокого качества.

Фармацевт, принимающий решение. Соответствующее, действенное и эффективное с  точки зрения затрат использование  ресурсов (например: кадры, лекарства, химикаты, оборудование, процедуры  и практика) должно лежать в основе работы фармацевта. Достижение этой цели требует способности оценить, проанализировать и правильно определить курс действий.

Фармацевт - звено общения между  врачом и пациентом. Фармацевт занимает идеальное положение между врачом и пациентом. Он должен быть знающим  и уверенным в себе во время  общения с другими профессионалами  здравоохранения и обществом. Общение требует навыков не только словесного, но также навыков вне словесного и письменного характера.

Фармацевт - лидер. Независимо от того, участвует ли фармацевт в ситуациях  мультидисциплинарного ухода за пациентом, либо в ситуациях нехватки или отсутствия медицинских работников других отраслей, он обязан занять лидирующее положение в обеспечении благополучия населения. Лидерство предполагает в том числе: сочувствие и понимание других, а также способность принимать решения, эффективно общаться и управлять.

Фармацевт - менеджер. Фармацевт должен уметь эффективно управлять ресурсами (людскими, физическими и финансовыми) и информацией. Он должен положительно воспринимать руководство других (работодателем  или руководителем звена здравоохранения). Информация в области лекарств и  связанные с ней технологии все  больше будут бросать вызов фармацевту, так как его ответственность  за передачу информации о лекарствах и аналогичных продуктах другим постоянно увеличивается.

Фармацевт - постоянно обретающий знания. Сегодня уже не возможно выучить все необходимое для практической карьеры фармацевта во время его первоначального обучения в ВУЗе. Концепции, принципы и желания постоянного и неустанного обучения в течение всей жизни должны быть заложены во время начального обучения в вузе и должно поддерживаться в течение всей карьеры фармацевта. Фармацевт должен быть обучен тому, как совершенствовать свои знания и обучать себя.

Фармацевт - учитель. Фармацевт обязан помогать в обучении и подготовке будущих поколений фармацевтов. Участие в этом процессе в качестве учителя не только обеспечивает знание для других, но также предоставляет  возможность получения новых  знаний и совершенствования существующих навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕОНТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТ - БОЛЬНОЙ - ОБЩЕСТВО

Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает взаимоотношения  аптечных работников с посетителями аптек. При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.

Внешний вид

Психологи отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный  накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для  установления доверительных отношений  с клиентами.

Поведение

Необходимо помнить, что больным  свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.

Речь

Нередко и слово лечит, поэтому  важно не только, что, но и как  сказать. Необдуманное слово может  подорвать доверие больного к  фармацевту, нанести психическую  травму, которая станет причиной ятрогенного заболевания. Информируя больных о порядке приема препарата, следует избегать употребления сложных медицинских терминов. Надо говорить понятно и в меру громко, а пожилым основные положения необходимо повторять несколько раз.

Умение выслушать

Некоторым клиентам свойственно желание  поговорить о своих болезнях в надежде услышать слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту. Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не формально, иначе человек почувствует неискренность.

Оформление витрин

Выкладка лекарств должна быть не только профессиональной с точки  зрения мерчандайзинга, но и корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача.

Эстетическое оформление лекарственных  средств

В целях укрепления веры больного в назначенное лекарственное  средство необходимо уделять внимание его оформлению. Неправильное оформление, непривлекательный вид экстемпоральной формы может вызвать сомнение в ее качестве.

Сохранение в тайне от больного некоторых неблагоприятных сведений

Это может благотворно воздействовать на динамику заболевания и его  лечение. Больные часто стремятся  узнать свой диагноз. Не рекомендуется  называть заболевание, достаточно указать  лишь симптоматическое действие лекарственного средства.

Разъяснение правил приема лекарственных  средств

При отпуске лекарственного средства аптечный работник должен подробно объяснить, как его хранить в домашних условиях, как и когда принимать, чем запивать, какой соблюдать режим приема. Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне редко.

Авторитет врача

Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо  высказывание критических замечаний  в адрес врача или выражение  сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту  аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без  его ведома. В то же время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача лечебно-профилактической организации.

Повышение профессионального уровня

Аптечный работник должен иметь  высокий уровень профессиональной подготовки: хорошо знать фармацию и основы клинической фармакологии, ориентироваться в различных  разделах клинической медицины, чтобы  уметь дать квалифицированную консультацию врачу.

Совершенствование знаний и методов  работы - один из главных деонтологических принципов, так как от квалификации провизора зависит здоровье человека. Это особенно актуально сегодня, когда объем медицинской информации возрос, номенклатура лекарств значительно увеличилась. К тому же многие хозяева аптек, не являющиеся провизорами по специальности, не понимают важности информационной работы среди сотрудников, врачей и населения. Поэтому провизоры вправе в вежливой форме требовать от владельца аптечной организации информационного обеспечения (справочники, отраслевые журналы и газеты) и внедрения современных информационных технологий (компьютер, доступ к Интернету).

Сегодня нет провизоров-информаторов, утрачена существовавшая в советское  время тесная связь между клиниками  и аптеками. Поэтому крупным аптекам  желательно иметь информационные центры с филиалами в ЛПУ в виде кабинетов медико-фармацевтической информации. Однако следует помнить, что информировать врачей следует  ненавязчиво, тактично, учитывая их знания и опыт в области применения лекарств.

Профессиональная информационная работа аптеки в конечном итоге положительно отражается не только на качестве продаж, но и на рентабельности. Ведь лекарство - это лекарственное средство плюс информация о нем. В аптеку, где  клиент получил исчерпывающие сведения от грамотного провизора, он, вероятнее  всего, придет многократно.

Информация о работе Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии