Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин «этика» был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой).

Оглавление

Введение
1. Историческое становление этики и деонтологии
2. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии
3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество
4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)
5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)
Заключение

Файлы: 1 файл

контр..docx

— 52.53 Кб (Скачать)

          Министерство здравоохранения и социальной защиты ПМР

                   Тираспольский Межрегиональный Университет

 

 

           Контрольная работа

 

по предмету :  Клиническая фармакология

 

на тему : Деонтологические аспекты     

      взаимоотношений врача и фармацевта

в процессе лекарственной терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Тирасполь 2012 г.

 

План работы :

Введение

1. Историческое становление этики  и деонтологии

2. Особенности и проблемы фармацевтической  деонтологии

3. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество

4. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)

5. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Впервые термин «этика» (от др.-греч. - «этос», нрав, обычай) был использован древнегреческим философом Аристотелем для обозначения науки, которая изучает добродетели человеческого характера (мужество, умеренность и др.) и занимает срединное положение между учениями о душе (психологией) и государстве (политикой).

Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. Но по мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д.

Изучением проблем этики занимались в разное время Конфуций и Кант, Ницше и Платон, Сократ и Шопенгауэр, а также еще тысячи других людей - философов, политиков, предпринимателей и религиозных деятелей. Их мнения о «правилах совместного проживания»  часто разнились, но так называемое золотое правило этики - «не делай  другим того, чего не желаешь себе» - существовало в том или ином виде независимо в разных культурах.

Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения  фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению  к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).

Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического  работника - фармацевтическую деонтологию  и учение о моральных ценностях - аксиологию.

Деонтология - наука, которая рассматривает  проблемы долга и всего того, что  выражает требования нравственности в  форме предписаний. Термин «деонтология»  введен в словарный состав языка  в начале XIX в. И. Бентамом, который использовал его для обозначения теории нравственности в целом. Однако, впоследствии деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о добре и зле.

Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики  их труда. Она охватывает социально-этические  аспекты ответственности, социальной значимости, призвания, назначения профессии.

Фармацевтическая деонтология - практическая наука, призванная дать специалистам не только те знания, которые необходимы для выполнения функционально-должностных  обязанностей, но и те, которые вытекают из общественной ценности профессии  провизора (фармацевта). Кроме того, категория долга имеет два  уровня: объективный и субъективный.

Объективный - это совокупность обязанностей, вытекающих из профессиональной деятельности специалиста.

Субъективный - это отношение фармацевтических работников к выполнению своих обязанностей. На основе этою единства возникает взаимосвязь этики провизора (фармацевта) и фармацевтической деонтологии.

Практическое назначение фармацевтической деонтологии состоит в том, что  аптечные работники должны быть подготовлены к разрешению возникающих конфликтных  ситуаций с врачами, с больными и их родственниками .

Фармацевтическая деонтология, входя  в состав профессиональной деонтологии  и этики, является в тоже время  составной частью фармацевтических наук.

Фармацевтическая деонтология  есть наука, т.к. она имеет свой предмет, свое содержание и методы исследования.

Предметом фармацевтической деонтологии  является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая отношение провизора (фармацевта) к их выполнению.

Фармацевтическая деонтология  имеет свои методы исследования. К  ним относятся наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опросы как провизоров (фармацевтов), так и посетителей аптеки, метод контакт - анализа.

На формирование и развитие принципов  медицинской деонтологии, как и  медицинской этики, на протяжении всей истории оказывали влияние сложившиеся  в данном обществе политический строй, социально-экономические и классовые  отношения, национальные и религиозные  традиции и др.

На отечественную медицинскую  деонтологию большое влияние  оказали материалистические взгляды  А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и др. В условиях царизма  земские врачи, располагая крайне ограниченными  возможностями, создали уникальную в истории медицины систему оказания медицинской помощи неимущим слоям  населения. Они заложили новые традиции в отношениях с больными, составившие  славу русской медицины. Земская  медицина выдвинула большое число  беспредельно преданных своему делу врачей, фельдшеров и медицинских  сестер.

Важно подчеркнуть, что вплоть до конца XIX века все то, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, именовалось врачебной этикой. Содержание этого понятия было весьма аморфным.

 

 

 

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ  ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ

В древнеиндийской священной книге  «Аюр-веда» (Наука жизни) есть следующие изречение: «В руках невежды лекарство - яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем или светом. В руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». Эта мысль проходит красной нитью через всю историю фармации и организации фармацевтического дела как у нас в стране, так и за рубежом. Она определяет многие деонтологические и этические позиции современного фармацевта. Да и само слово «фармация» происходит от египетского слова «фармаки», что означает «дарующий безопасность или исцеление». Об этом же свидетельствует надпись под изображением египетского бога врачебного искусства Тота. Отсюда, очевидно, произошло и греческое слово «фармакон» - «лекарство», перешедшее затем во все языки мира.

Термин «фармацевт» появился в  Древнем Риме, начиная с III в. до н.э. Так назывались лица, занимающиеся не только приготовлением лекарств, но и лечением больных. Тогда же в употребление вошло и слово «фармакополы» - люди, занимающиеся приготовлением лекарств, продажей сырых лекарственных материалов.

Один из выдающихся врачей Древней  Греции, Гиппократ (461-337 гг. до н.э.) сформулировал основные положения медицинской этики, относящиеся и к лекарствоведению: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удерживать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезни вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств».

Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» обосновал одно из главных профессиональных и нравственных требований медицинской  деонтологии - помогать людям в укреплении и охране их здоровья независимо от общественного и имущественного положения, социальной, национальной и  расовой принадлежности. Эта «Клятва» на протяжении более 2 тысяч лет является основным этическим документом в  медицине, она же стала и основой  клятвы фармацевтов. Однако же она часто  нарушалась. Особенно в таких важных деонтологических вопросах фармации, как приготовление и апробация лекарств.

Например, царь Матридат Эупашор (I в. до н.э.), опасаясь отравления, проводил опыты с ядами и противоядиями на преступниках и на самом себе. В результате он изобрел сложное лекарство - териак. Подобные опыты проводили и арабские врачи. Так, калиф Мотавекким подвергал своих гостей во время пиршеств укушению ядовитыми змеями, а затем излечивал их териаком. Вера в териак прошла через многие столетия и основывалась на представлении о том, что чем больше будет введено лекарственных средств, тем больше будет подавлено и болезнетворных начал.

Териак нюренбергской фармакопеи состоял из 65 ингредиентов. Согласно правилам аптекарского устава XVI в., териак готовили публично, в торжественной обстановке. Каждая часть его подлежала публичному осмотру присяжными, аптекарь должен был указать дату изготовления, состав лекарства и т.д. Упоминание о териаке встречается и в гораздо более поздних фармакопеях - во французской (1818 г.) и германской (1872 г.).

В 1224 г. Фридрих II издает декрет о правах и обязанностях врачей и фармацевтов: впервые врачам запрещалось в  соглашении с фармацевтами извлекать  прибыль от снабжения лекарствами  своих больных. Фармацевтам же запрещалось  лечить. Были установлены ревизии  аптек, готовящих лекарственные  препараты, правила хранения и отпуска  ядов, а также определены правила  организации аптек.

В XIII в. была составлена клятва аптекарей, обязывающая их придерживаться правил приготовления лекарств, не допускать обманов, не вносить дополнений или поправок в пропись врача, не превышать цены на лекарства, строго придерживаться правил профессиональной этики. Данная клятва много позже нашла свое отражение в «Факультетском обещании», которое давали выпускники медицинских факультетов российских университетов.

К концу XV в. в европейских университетах регламентация аптекарского дела была отражена в юридическом кодексе «Прошение к королю». В нем предусматривалось введение обязательных выпускных экзаменов для выдачи разрешения на аптекарскую практику.

В Европе постоянный контроль над  приготовлением и продажей лекарств осуществлялся медицинскими факультетами университетов.

В XVI в. медицинский факультет университета в Монпелье утвердил новые правила для аптекарей, которые стали обязательными для всех выпускников европейских университетов. По новым правилам аптекарям запрещалось производить некоторые типичные врачебные манипуляции: кровопускание, банки, исследование мочи и т.д. Запрещено было давать больным лекарства без предписания врачей, аптекарям разрешалось лечить только травами.

Со временем издаются новые документы, регламентирующие деятельность аптекарей. Были созданы аптекарские корпорации. Членам этой корпорации (колледж) полагалось носить специальные мантии и шляпы. В университетах были заведены специальные  регистры студентов-фармацевтов, их учебной  практики и экзаменов. В случае успешной сдачи экзаменов молодой аптекарь получал символические предметы: серебряную чашу, символизирующую право  выдавать лекарства, круглую шляпу (в отличие от квадратной у врачей), фармакопею. Все это вручалось на торжественной публичной церемонии в университете. Вслед за этим произносилась аптекарская клятва (позднее ее стали произносить в аптекарской управе, перед городскими советниками). Накануне же кандидаты в аптекари должны были исполнять серенады под окнами всех врачей, хирургов и аптекарей, проживающих в городе. На другой день в сопровождении музыкантов и аптекарей города студенты отправлялись на медицинский факультет университета для сдачи экзаменов.

Вопросы деонтологии в профессиональной деятельности фармацевта впервые нашли  свое отражение в Аптекарском  приказе 1789 г. В нем были определены специфические нравственные и профессиональные требования к аптечным работникам: «аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».

В России, в отличие от всех других торговых учреждений, аптекари пользовались особыми привилегиями. В 1807 г. министр  внутренних дел Кочубей писал: «Торговля  аптекарей есть отлична от прочих родов торговли по важности вещей, оную составляющих. Она, состоит под ближайшим надзором правительства, не обложена никакими податями и повинностями, но имеет, напротив, разные привилегии и права, отличные от купеческих, и аптекари, как и прочие ученые звания, пользуются на основании Городового положения правом именитых граждан».

Аптекарей, которые весьма часто  имели высшую фармацевтическую степень, по праву относили к числу самых  образованных людей в России, а  аптеки занимали почетное место среди  других медицинских учреждений. Эти  привилегии и льготы аптечного дела, определяющие деятельность фармацевтов, были отражены во многих юридических  документах.

Российская аптека в XIX - начале XX вв. была центром, где больной получал  не только лекарства, но и рекомендации, облегчающие его страдания. А  сейчас именно в этом и заключаются  многие проблемы, относящиеся к разряду  деонтологических. Больной должен выйти из аптеки не только с необходимым лекарством, но и уверенностью в его эффективности, в возможности исцеления недуга. Умение поддержать больного морально и духовно, не оставлять без внимания его запросы, заботиться о каждом человеке, обратившемуся за помощью в аптеку, - в этом состоит высокая миссия современного фармацевта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ И  ПРОБЛЕМЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ

Основы фармацевтической деонтологии  заложены в конце 60-х - 70-е гг. ХХ в. На теоретическом уровне фармацевт знает профессиональные этические критерии и их применение в системе здравоохранения. Но на практике он находит другие приоритеты в зависимости от экономической выгоды, что заставляет его скрывать недостатки и широко рекламировать достоинства той или иной фармацевтической продукции.

Расширение сферы лекарственной  самопомощи и само профилактики обусловило рост обращений потребителей лекарственных  средств в аптечные предприятия  и, следовательно, - увеличение частоты  контактов посетителей аптеки со специалистами отделов. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает  фармацевтический работник.

Информация о работе Деонтологические аспекты взаимоотношений врача и фармацевта в процессе лекарственной терапии