Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 08:50, курсовая работа
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Невербальная
коммуникация.
Установлено,
что в процессе взаимодействия людей
60-80% коммуникации осуществляется путем
применения невербальных выражений. Они
развиваются как общественные знаки коммуникации,
хотя некоторые элементы, составляющие
их, врожденны. Жесты и мимика, позы наделены
семантико-экспрессивной окраской, подчиняются
этическим нормам. В условиях служебного
взаимодействия тональность невербального
поведения должна оставаться нейтральной.
Чрезмерная жестикуляция при деловом
разговоре может быть расценена как проявление
фамильярности.
Невербальные выражения делятся на четыре группы:
Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:
Одни жесты являются произвольными (ритмические, указательные и т. п.), другие - обусловлены импульсами подсознания.
Мимика – это движение мышц лица.
Владение мимикой, умение передавать эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть ...) является профессиональным требованием для менеджеров, политиков, педагогов, всех, работающих с людьми. Считается, что наиболее экспрессивны - рот, губы.
Пантомимика (кинесика) – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве (позы).
Выделяют четыре основные дистанции общения:
С помощью глаз мы получаем самые точные и открытые сигналы, поэтому во время делового разговора важно контролировать выражение глаз, встречаться взглядом с коммуникантом не менее 60 - 70% времени контакта. Взгляд рекомендуется направлять на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не отпускать ниже его глаз.
В физиологических исследованиях подмечено, что, когда человек доволен, радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием, и наоборот. По этому признаку можно точно узнать реакцию на услышанное.
Понимание
невербального языка позволяет
точно определить замыслы, позицию
собеседника.
1.3.2.
Интерактивная и
перцептивная функции
общения.
Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.
Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.
Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.
Все
три стороны общения тесно
переплетаются между собой, органически
дополняют друг друга и составляют процесс
общения в целом.
1.4.
Уровни общения.
Общение может происходить на различных уровнях:
2. Этические и культурные требования к
выступлению
в аудитории
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
Сегодня
в ораторской деятельности выделяют
3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный
и посткоммуникативный. Каждый из этапов
содержит перечень конкретных действий,
которые можно представить в виде таблицы:
Докоммуникативный | Коммуникативный |
Посткоммуникативный |
1.Определение темы и цели выступления. | Произнесение речи. | Анализ речи. |
2.Оценка аудитории и обстановки. | Ответы на вопросы, ведение полемики. | |
3.Подбор материала. | ||
4.Создание текста. | ||
5.Репетиция. |
Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей (Например: "Нужны ли нам атомные электростанции?", "Состояние охраны труда и техники безопасности в цехе № 5", "О подготовке к проведению сертификации изделий". При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.
Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.
Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.
Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.
Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.
В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
Знание своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.
Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...
Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.
Важное
значение имеет и размещение слушателей
в аудитории. Проксемика - наука о временной
и пространственной организации общения
- описывает следующие способы:
Способ |
Схематическое изображение | Комментарии |
Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников | ||
Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений | ||
Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля | ||
Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора | ||
Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем. | ||
Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания |
Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.