Земельные ресурсы в отношении собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Земля занимает ключевое положение в общественно – политической и экономической жизни. Ее нельзя изготовить или воспроизвести. Она является фактором производства, прямо или косвенно необходимым при изготовлении всех других товаров. Будучи базовым ресурсом, земля является источник всех благ.
Характерной особенностью земли как товара – абсолютная неэластичность ее предложения на рынке, т. е. любой землевладелец, заинтересованный в максимизации своих доходов, будет предоставлять землю бизнесу за любую плату (в противном случае он вообще лишится ренты).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 РЫНОК ЗЕМЛИ: СПРОС И ЦЕНА НА ЗЕМЛЮ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА
1.1 Понятие рынка земли и земельной ренты
1.2 Современные тенденции на рынке земли
2 МИРОВОЙ ОПЫТ: РЫНОК ЗЕМЛИ КИТАЯ В НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
2.1 Первичный рынок земли
2.2 Вторичный рынок земли
2.3 Скрытые формы рынка земли
3 ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Характеристика рынка земли Республики Беларусь
3.2 Анализ природно-ресурсного потенциала Республики Беларусь

5
5
12

14
14
18
20

25
25

Файлы: 1 файл

Курсовая ЭТ.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

Однако в рыночных условиях стремление получить экономическую выгоду и избежать платы за уступку права пользования землей толкает многих ее пользователей к различного рода махинациям. Таким образом, право пользования землей проталкивается на рынок в скрытых формах. Основные способы этого следующие:

• продажа недвижимости (помещений) сопровождается передачей сопутствующей земли. По форме – сделка по поводу недвижимости, а на самом деле в стоимость помещения включена стоимость земли. Например, компания по управлению помещениями получает право пользования землей путем административного выделения, т. е. безвозмездно, а затем продает помещение торговой организации. Причем в стоимость помещения включается и стоимость земли. Компания при этом извлекает прибыль;

• сдача в аренду помещений вместе с землей. В ходе таких сделок аренда земли протаскивается в скрытой форме;

• купля-продажа земли в чистом виде. Объектом сделки является земля, полученная путем административного выделения. Например, спортивная площадка, двор, пустырь и т. д.;

• сдача в аренду земли в чистом виде. Объектом аренды опять-таки выступает земля, полученная путем административного выделения, однако сдается она в аренду частным путем;

• обмен земли на материальные ценности. Скажем, меняют землю на трактор или оборудование;

• использование земли в качестве капитала при совместном управлении или строительстве, когда право пользования землей задействуется в качестве условия осуществления названных операций;

Во всех названных случаях при сделке в скрытой форме используется стоимость земли, которая в принципе должна возвращаться государству как собственнику земли. Между тем она присваивается отдельными людьми или организациями, и государству наносится громадный урон. По данным статистики, в 1990 г. примерно 2-3 млн человек, получив землю путем административного выделения, незаконно проводили сделки с землей. Ежегодный урон государству от таких сделок оценивается специалистами примерно в 3 млрд юаней. В связи с этим в марте 1992 г. земельное управление правительства обнародовало «Временные правила пользования землей, полученной путем административного выделения». В них четко указывается, что торговые сделки с правом пользования землей, полученной путем административного выделения, являются незаконными.

 

 


3 ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В СТРУКТУРЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Характеристика рынка земли Республики Беларусь

 

Согласно Земельному кодексу Республики Беларусь собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

В Республике Беларусь земельные участки могут передаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом и иными актами земельного законодательства Республики Беларусь.

Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.

В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, а также специально уполномоченный на то государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству, действующий в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Земельные участки предоставляются в постоянное или временное пользование.

Постоянным признается пользование земельными участками без заранее установленного срока.

Временное пользование земельными участками может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного временного пользования. Продление сроков пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земельные участки.

Президентом Республики Беларусь по отдельным видам пользования земельными участками может быть установлен и более длительный срок долгосрочного пользования.

В частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь или приравненными к постоянно проживающим в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Возврат земельных участков лицам, утратившим право собственности на них до 16 июня 1993 года, или их наследникам не допускается. Эти лица могут приобрести земельные участки в собственность на общих основаниях.

Юридическим лицам Республики Беларусь, в том числе предприятиям с иностранными инвестициями, земельные участки могут передаваться в собственность при приватизации объектов государственной собственности. Перечень государственных объектов, при приватизации которых вместе с объектами в собственность может быть передан земельный участок, утверждается Президентом Республики Беларусь.

Земельные участки также могут передаваться в собственность юридическим лицам Республики Беларусь при осуществлении инвестиционных проектов.

В Беларуси из имеющихся 9,1 млн. га сельхозугодий в государственной собственности (пользовании сельхозорганизаций) находится 7,1млн. га, в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) - 937 тыс. га (10%), из которых приватизировано примерно 40 тыс. га (4,2%). Площади крестьянских (фермерских) хозяйств составляют около 150 тыс. га, в числе которых в пожизненном наследуемом владении находится 46% земель и в виде аренды - 54%. Под коллективные сады, дачное строительство и огородничество отведено примерно 70 тыс. га земель, из которых приватизировано, то есть находится в частной собственности, 16 тыс. га (23%). Общая площадь сельскохозяйственных земель в пользовании, владении и распоряжении граждан составляет 1,2 млн. га (13,2%).

Последние изменения в земельном законодательстве, призванные упростить и повысить эффективность рыночных отношений в стране, ожидаемое принятие новой редакции Кодекса о земле вызвали массу комментариев и прогнозов о том, что будет происходить на земельном рынке в Беларуси после вступления их в силу.

Каким образом очередное укрепление позиции государства в экономике способно изменить ситуацию в проблемном сельском хозяйстве, скажется ли это на желании частных структур развивать свой бизнес в сельской местности? Основной курс в Республике Беларусь взят на развитие крупнотоварного сельскохозяйственного производства, эффективное использование земли, рациональное применение материально-технических и финансовых ресурсов. В этой связи преимущественное развитие получила долгосрочная аренда сельхозугодий и крупное землепользование. В Беларуси нет концентрации земли у собственников, как и нет крупных землевладельцев, способных эффективно их использовать. Известно, что большинство сельхозпредприятий входит в единую систему государственного экономического регулирования, а менталитет товаропроизводителей, включая руководителей и специалистов, сформирован в условиях широкомасштабного государственного патернализма.

Введение свободного рынка земли в неподготовленных условиях только усилило бы противоречия между госрегулированием и самоуправлением в системе сельскохозяйственного производства, между правоотношениями собственности, такими как владение, пользование и распоряжение землей, и в конечном итоге вызвало бы антагонизм между собственниками капитала и арендаторами или пользователями земельного имущества.

Следовательно, реализация стратегического курса рыночных преобразований, включая и земельную реформу, объективно предполагает контролируемый государством оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Не только в Беларуси, но и во всех развитых странах земля признается национальным достоянием, и общество не допускает, чтобы частные собственники или арендаторы распоряжались землей исходя только из своих интересов. Действуют особые механизмы функционирования и регулирования частной собственности на землю, обеспечивающие защиту интересов общества по сохранению и эффективному использованию земельных ресурсов. Абсолютных же прав частной собственности на землю уже давно нет ни в одной стране мира, как нет и абсолютно свободной купли-продажи земли.

На рассмотрении Палаты представителей Национального собрания находится проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле (новая редакция)". Главное в нем - обеспечить формирование развитого земельного рынка, многоукладной экономики, условий равноправного функционирования различных форм собственности и хозяйствования в соответствии с принципами, выработанными мировой практикой, не нарушая при этом конституционных основ страны.

Необходимость развития рыночных земельных отношений обусловлена многими причинами, главная из которых в том, что государство в большинстве случаев является недостаточно эффективным земельным собственником. Мы ведь не знаем стоимости своего основного капитала - земли, которую государство предоставляет физическим и юридическим лицам. Получается, что инвестируя огромные средства в улучшение земель и, следовательно, прямо повышая их реальную стоимость, государство не может вернуть эти средства в процессе их использования.

Более того, действующая в республике структура прав на земельные участки вызвала появление скрытого рынка, элементами которого являются нелегальная их продажа и весьма дифференцированные и необоснованные на них цены.

По закону землепользователи, получившие право на участок путем административного выделения, не могут осуществлять перекупку и залог этого права, а также сдавать земельный участок в аренду. Тем не менее они это делают в скрытой форме, опираясь на статьи законодательства, которые предусматривают возможность перехода права пользования или права пожизненно наследуемого владения земельным участком при переходе права собственности на строения или сооружения.

Выход один: расширить возможности вовлечения в гражданский оборот права собственности и права аренды земельных участков, которые согласно действующему земельному законодательству являются неотчуждаемыми и необоротоспособными и не могут вводиться в гражданский оборот.

Но вовлечение в гражданский оборот права собственности ограничивается конституционными нормами. Согласно Конституции земли сельскохозяйственного назначения, а это 45% всего земельного фонда, в собственность не передаются. Еще 41%, принадлежащий государственному лесному и водному фондам, тоже не подлежит передаче в собственность. Таким образом, законодательство позволяет участвовать в гражданском обороте только 14% земель. В этой ситуации возможен лишь один путь, не противоречащий конституционным нормам, - введение в гражданский оборот права аренды земельных участков.

В значительной мере решение данного вопроса нашло свое отражение в принятом недавно Указе Президента от 2008-01-28 г. № 58.

В любой стране сельское хозяйство поддерживается в значительном объеме прежде всего государством, а не внешними инвесторами. Такова специфика аграрного бизнеса. Ведь сельское хозяйство не является привлекательной отраслью в силу его специфических особенностей: низкие проценты прибавочной стоимости, медленные темпы оборачиваемости капитала и т.д. Сюда зарубежные капиталы идут очень осторожно.

В то же время иностранные инвестиции - это не только благо, как принято считать, но и немалые противоречия, о чем не принято говорить. И в том, что Беларусь имеет сейчас небольшую зависимость от иностранного капитала и стремится решать свои проблемы самостоятельно, - особенность ее модели экономики.

Требованиям рынка система регулирования вопросов отчуждения земли в Республике Беларусь в целом отвечает. Эти вопросы регламентированы Указом главы государства от 6.08.2004 г. № 422, утвердившим Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, Законом о государственной регистрации недвижимого имущества и прав на него. Но время показало, что и они не защитили землю от разбазаривания: слишком уж легко можно получить у нас в свое распоряжение по два и больше гектара плодородных земель без учета и гарантий их эффективного использования. На совершенствование порядка изъятия и предоставления земельных участков, сохранения земель республики направлен Указ №58, конкретизировавший компетенцию органов власти в решении этого вопроса.

Так, если раньше в компетенцию главы государства входило принятие решения по изъятию из оборота и предоставлению в собственность земельных наделов с бонитетом свыше 40 баллов, то теперь - всех участков сельхозназначения. Аналогично и по земельным участкам лесов, а не только первой категории, как ранее. В этой связи изменились функции облисполкомов, горисполкомов и сельских советов. Если прежде председатель сельсовета мог подписать решение об изъятии и предоставлении почти всех земель населенных пунктов под любые цели, то по новому Указу он может предоставить участок только для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства при условии, если населенный пункт имеет разработанный и утвержденный генплан. Отвод земли для других целей передан в компетенцию райисполкомов.

Информация о работе Земельные ресурсы в отношении собственности