Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 23:41, реферат
Достижение высокого уровня занятости – одна и основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 4
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ 8
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ 11
ВЫВОДЫ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 4
РАЗДЕЛ 2. ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ 8
РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ 11
ВЫВОДЫ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
ВВЕДЕНИЕ
Занятость – одна из важнейших
социально-экономических
Достижение высокого уровня занятости – одна и основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в странах с рыночной экономикой занятость и безработица изучаются систематически.
Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.
РАЗДЕЛ 1
ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Довольно долгое время категория «занятость» почти не использовалась в отечественных научных работах, статистических и социологических исследованиях. Это объясняется, во-первых, существованием принципа всеобщности труда как главного принципа ликвидации безработицы. Гарантированное обеспечение права на труд каждому гражданину считалось подтверждением отсутствия при социализме проблем занятости. Во-вторых, существовал упрощенный подход к проблеме занятости населения, суть которой сводилась к численности вовлеченных в общественное производство трудовых ресурсов общества. Таким образом, теория занятости, как справедливо полагают исследователи, принадлежала к самым слабым разделам экономики социализма.
В широком понимании современное понятие занятости является определенной совокупностью социально - трудовых отношений между людьми по поводу [2]:
во-первых, обеспечение населения рабочими местами;
во-вторых, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов (рабочей силы) для участия в общественно - полезном труде;
в-третьих, обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы.
Такое определение охватывает большой комплекс проблем, за которыми стоят структурная, инвестиционная, ценовая, денежно - кредитная, кадровая, образовательная, миграционная, демографическая, социальная политика государства. Эта совокупность социально - трудовых отношений находит свое проявление в определенных экономических категориях, таких, например, как индивидуальная или коллективная трудовая деятельность, процесс самого труда, производительность труда, его условия, нормирования, мобильность и профессиональная подготовка кадров, доходы и заработная плата и т.п. Отсюда следует важный вывод: сведение проблемы занятости населения только к отсутствию безработных - это неоправданное и ошибочное с точки зрения государственной политики занятости предположение. Именно такой подход в дальнейшем порождает недооценку активных мер на рынке труда, негативные последствия развития нерегламентированной и нелегальной занятости, другие проблемы и, в конечном счёте, та безработица, в том числе и скрытая, в отсутствии которой были сведены проблемы занятости [2].
Эффективное использование трудоспособного населения общества предполагает исследование занятости с двух сторон [3]:
а) как экономической проблемы;
б) как экономической категории.
Как экономическая проблема, занятость - это соотношение между количеством трудоспособного населения и наличием рабочих мест. Данное соотношение показывает уровень использования трудоспособного населения общества и ситуации, сложившейся на данном рынке.
Как экономическая категория, занятость - это система отношений (экономических, социальных, правовых, национальных) между работодателями и наемными работниками по купле - продажи специфического товара (в макроэкономике это труд, а не рабочая сила человека). Она является теоретико - правовой основой определения уровня использования трудовых ресурсов, способствует формированию конфликтных или гармонических интересов общества и отражает участие трудоспособного населения в общественно полезной деятельности, приносящей доход.
В нормативную лексику категорию «занятость населения» впервые было введено Законом Украины «О занятости населения», после чего эта категория получила достаточно широкое правовое распространение. В соответствии со ст. 1 данного закона «Занятость населения - это общественно-полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме».
Основные функции занятости населения [2]:
Эти функции занятости, в
свою очередь, в значительной степени
обеспечивают зависимости от ее уровня
и степени производительности суженное,
простое или расширенное
Учитывая социально - экономическую сущность, демографическую ситуацию в стране, Закон Украины «О занятости населения» относит к занятым такие категории населения:
• работающих по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (недели) на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, в международных и иностранных организациях в Украине и за границей, у физических лиц;
• граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, включая предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, творческой деятельностью, членов кооперативов, фермеров и членов их семей, которые принимают участие в производстве;
• работников, предназначенных или утвержденных на оплачиваемую должность в органах государственной власти, управления и общественных объединениях;
• граждан, проходящих службу в вооруженных силах Украины, службе безопасности, пограничных войсках, войсках внутренней и конвойной охраны, органах внутренних дел, в других военных формированиях Украины, альтернативной (невоенной) службе;
• лиц, проходящих профессиональную подготовку и повышение квалификации с отрывом от производства, а также учащихся в дневных общеобразовательных школах и высших учебных заведениях;
• работающих граждан других стран, которые временно находятся в Украине и выполняют функции, не связанные с обеспечением посольств и миссий.
К занятым также относятся граждан, которые заняты таким общественно полезным трудом как уход за детьми и больными, и ведением домохозяйства. Соответственно на основании этого Закона к незанятому населению в Украине относятся трудоспособные лица трудоспособного возраста, не имеющие постоянной или временной работы, не ищут работу, не зарегистрированные в государственной службе занятости и имеют доход за пределами трудовой деятельности. Временно незанятое население - это трудоспособные лица трудоспособного возраста, которые не имеют подходящей работы, обратились в государственную службу занятости и зарегистрированные в ней как ищущие работу.
Занятость населения базируется на личном труде и предусматривает получение дохода, а также определяет предпосылки эффективного использования трудового потенциала государства, региона и отдельного работника и связана с обеспечением масштабов, условий и форм включения людей в общественную работу. Занятость указывает на уровень обеспечения трудоспособного населения рабочими местами в системе отношений общественного труда. Учитывая весь спектр отношений, которые проявляются и пересекаются в содержании категории «Занятость населения», она синтезирует систему экономических, правовых, социальных, национальных и других отношений по поводу деятельности граждан в процессе создания общественного продукта в системе общественного труда, которая базируется на личном труде и приносит доход.
РАЗДЕЛ 2
ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ
Социальные факторы действуют в направлении необходимости создания надлежащих условий для воспроизводства человека, непосредственно связано с получением соответствующего для этого материального обеспечения, а, следовательно, возможности работать. Удовлетворение потребности трудоспособного населения в рабочих местах определяет полноту занятости .
Анализ наличия взглядов на определение полной занятости позволяет выделить следующие направления [5, с. 263]:
- полную занятость связывают с необходимостью замещения всех функционирующих в общественном производстве рабочих мест или трактуют как соответствие между трудоспособным населением и рабочими местами;
- полная занятость рассматривается как обеспечение населения рабочими местами в общественном производстве или как удовлетворение потребностей в работе населения.
Итак, «полная занятость» - это понятие не количественно - статистическое, а качественное, - социально – экономическое. Решающую роль играет соответствие общественным и личным потребностям. Полнота занятости в обществе возможна лишь при наличии полного удовлетворения индивидуальных запросов труда. В новых условиях хозяйствования понимание полной занятости означает замену вопроса о том, где взять рабочую силу, вопросом, как добиться того, чтобы работники, занятые на предприятии или в организации, работали творчески и добросовестно [5, с. 264].
Понятие занятости приобретает качественно новое наполнение. Социально ориентированная занятость повышает роль личности как члена социума в реализации права на труд. Это право закрепляется законом как важнейшее право лица на соответствующую работу. Ранее право на труд рассматривали не только как право, но и как обязанность занять определенное место в государственном или коллективном секторе экономики. Современная стратегия занятости должна исходить из признания равноправия, одинаковой социальной значимости любого вида общественно полезной деятельности, независимо от сферы ее осуществления. Согласно ей, профессиональным является уменьшение нагрузки занятого населения в рамках государственного сектора экономики и развитие сфер занятости вне его.
Однако общенациональный характер полной занятости, означает совсем другое: не регион, а общество является гарантом полной занятости. Эффективная же занятость имеет цель удовлетворения соответствующих потребностей всех участников экономических отношений, то есть согласования интересов работников, трудового коллектива, региона и общества в воспроизведении системы рабочих мест. Главный критерий эффективности занятости - рост производительности труда. Таким образом, предполагается выбор из многих вариантов организации процесса воспроизводства рабочей силы лучшего, избранного по совокупности критериев экономической результативности. Показателями эффективной занятости является сбалансированность факторов производства, их экономное использование, высокие конечные результаты труда.
Оптимальная занятость - категория историческая, подвижная по своим качественным и количественным значениям. Оптимизация вариантов занятости должна осуществляться по совокупности критериев: эффективность размещения производительных сил и расселения населения, экономическая и социальная эффективность вариантов занятости, поло -возрастная или отраслевая структура занятости, уровень вынужденной безработицы и степень социальной защиты безработных и т.д. [5, с. 264].
Достижение оптимальной занятости - это не только привлечение всех трудоспособных граждан в трудовой процесс, но и соблюдение оптимального использования рабочего времени, личной полной занятости в течение рабочего дня, полного использования способности к труду. Политика государства должна способствовать тому, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества. С концепцией продуктивной занятости связана не только необходимость рационализации собственно производства, но, в частности, всестороннего развития образования.
Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) может принадлежать только ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого гражданина на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая административное привлечение к труду в любой форме [5, с. 264].
Стремление полной, продуктивной, свободно избранной занятости оправдано, поскольку отражает естественное стремление общества предоставить каждому работу по его силами и способностями. Эта цель позволяет выработать социально ориентированную политику занятости, направленную на реализацию права на труд, а не на минимизацию безработицы. Однако это скорее долговременные стратегические цели для цивилизованного, развитого и гибкого рынка труда, чем реальные задачи и определены границы переходного периода.
Информация о работе Занятость как экономическая категория. Виды занятости