Занятость и безработица в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности безработицы и рассмотрение специфических особенностей данного вопроса в Республике Беларусь. Сложность и неоднозначность ситуации в нашей стране, обусловленная спецификой государственного контроля над рынком труда и общей экономической политикой, и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- охарактеризовать понятие безработицы в целом
- рассмотреть типы безработицы
- проанализировать динамику уровня безработицы за последние годы в РБ
- описать пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ 7
1.1Сущность безработицы 7
1.2 Причины безработицы 11
2. ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЕЁ ПОКАЗАТЕЛИ 14
3. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РБ 19
3.1. Причины безработицы в Республике Беларусь 19
3.2 Динамика развития безработицы в РБ 20
3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 27
ПРИЛОЖЕНИЕ В 28

Файлы: 1 файл

Занятость и безработица в РБ конечный вариант .doc

— 503.50 Кб (Скачать)

Причиной безработицы может стать относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.

Безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.

Безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).

Особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.

Генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны  с системой образования. С одной  стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. /12/

Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

 

Все эти причины безработицы  влияют на размер и динамику безработицы. 

3.2 Динамика развития безработицы в РБ

 

Проанализируем динамику безработицы в текущем году.

В январе-августе 2010 г. в  экономике республики было занято 4644,51)

тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-августе 2009 г. В общей

численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тыс. человек, или 74,7%

составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек.

В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной

занятости (в январе-августе 2009 г. – 8,5%). В августе 2010 г. по сравнению  с

июлем 2010 г. численность  работников, переведенных на работу с неполной

рабочей неделей (днем), уменьшилась  в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек,

численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе

нанимателя, уменьшилась  в 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без

сохранения заработной платы в августе 2010 г. были предоставлены  по

инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек, или 64,8% от общей численности

работников, имевших вынужденные  отпуска.

Общее количество неотработанного  времени в январе-августе 2010 г.

составило 1,4 млн. человеко-дней (в январе-августе 2009 г. – 3,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 8,1 тыс. человек (в январе-августе 2009 г. – 22,5 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 80,9%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки – 42,3%, легкой промышленности – 20%; на строительные организации – 9,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 6,6 тыс. человек, в строительстве – 0,8 тыс. человек.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2010 г. составила 35,9 тыс.

человек, что на 14,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. и на 7% меньше, чем в

августе текущего года. [Приложение А] Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября текущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец сентября 2009 г. – 0,9%).

В январе-сентябре 2010 г. на учет было поставлено 260,1 тыс. граждан,

обратившихся за помощью  в трудоустройстве, из них признано безработными

159 тыс. человек, или  61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено  в январе -сентябре текущего года 159,1 тыс. человек, в том числе 103,8 тыс. безработных, или 65,2% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2010 г. было

привлечено 75,6 тыс. человек, из них 39 тыс. безработных, или 51,6% от числа привлеченных.

 

На конец сентября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец сентября 2009 г. – 1 безработный). Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия  на одного безработного в сентябре 2010 г.

составил 49,5 тыс. рублей, или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в

среднем на душу населения.

Что касается динамики за последние 10 лет, то можно отметить что численность экономически активного  населения снижалась с 2000 г. до 2004 г. включительно. [Приложение Б] Начиная с 2005 г. И по сей день этот показатель растёт. Численность безработных  росла с 2000 г. до 2003г., после чего начала снижаться. [Приложение В] /11/

Государственное воздействие  на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

Политика на рынке  труда предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение  процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу. /12/

В рамках реализации Плана  мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь  на 2009-2010 годы в январе-сентябре  2010 г. достигнуты следующие результаты:

  1. обеспечено трудоустройство на новые рабочие места, созданные республиканскими и местными органами государственного управления, 133,4 тыс. человек (76,1 процента к годовому заданию), в том числе  на рабочие места, созданные с использованием бюджетных ссуд – 2,2 тыс. безработных (83,4 процента);
  2. оказано содействие в трудоустройстве на постоянную работу 159,1 тыс. человек, из них 103,8 тыс. - безработных (соответственно, 76,3  и 81,2 процента);
  3. направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации  19,3 тыс. безработных (73,7 процента), из них  8,2 тыс. – женщин, 13,0  тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет;
  4. трудоустроено 1,4 тыс.  безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите  на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (84,9 процента к заданию);
  5. на постоянную работу трудоустроено 16,8 тыс.  безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда,  из них  9,6  тыс. – в счет установленной брони;
  6. организована адаптация к трудовой деятельности 430 инвалидов  (95,1 процента);
  7. профинансированы и компенсированы нанимателям затраты  на приобретение специализированного оборудования для создания 93  рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
  8. оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,3 тыс.  безработным (82,2  процента);
  9. на новое место жительства и работы  переселено 315 семей безработных (86,5 процента);
  10. в оплачиваемых общественных работах приняли участие 75,5 тыс. человек, в том числе 39,0 тыс. безработных (соответственно, 83,5  и 79,3 процента);
  11. в свободное от учебы время организована трудовая  занятость для 32,5 тысяч человек из числа студенческой и учащейся молодежи (134,7 процента).

 

В сельской местности  обеспечено создание  рабочих мест для трудоустройства 16,5 тыс. человек, в том числе 767 – в агрогородках. Из общего количества рабочих мест 434 создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд. Особое внимание уделяется стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых и средних городских поселениях (далее – малые города). За январь-сентябрь 2010 г. в них   создано 24,1  тыс. рабочих мест, или 94,7 процента к заданию. Из общего количества рабочих мест 1,1 тыс.  создано нанимателями за счет  выделенных бюджетных ссуд.

В целях обеспечения занятости населения в малых городах органами по труду, занятости и социальной защите гор(рай)исполкомов в рамках Государственной программы:  оказано содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 42,5 тыс. чел, в том числе 26,9  тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 3,9 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности  659 безработным,     в оплачиваемых общественных работах приняли участие 23,1 тыс. человек, в том числе 10,3 тыс.  безработных.

В результате принятых мер  в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом  года уменьшилось на 1118 человек (с 7558 человек на 1.01.2010 до  6440 на 1.10.2010), или на 14,8 процента, количество вакансий увеличилось с 6,1 тыс. до 9,9 тыс. рабочих мест, или на 62,9 процента. Напряженность на рынке труда малых городов сократилась с 1,2  безработного на вакансию на 1.01.2010 (по республике 1,2) до 0,7 на 1.10.2010 (по республике 0,6). Этот показатель варьируется от 0,9  в Брестской и Витебской областях до 0,4  в Минской.

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения  ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдается. Ситуация на рынке труда  остается стабильной, управляемой, контролируемой и не выходит за рамки прогнозных показателей Государственной программы.Уровень безработицы в течение третьего квартала стабилизировался  и составлял 0,8 процента к численности экономически активного населения (задание Программы - 1,2 -1,5 процента). /13/

 

3.3 Пути снижения безработицы в Республике Беларусь

 

Регулирование занятости  и безработицы осуществляется с  помощью комплекса методов, к  которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Экономические методы заключаются  в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне  за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного  налога, государственных закупок  и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам  относятся: изменение границ пенсионного  возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация  или ограничение иммиграции и  эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические методы применяются для разъяснения  политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов  работодателей и работников.

Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Проведение эффективной политики на рынке труда означает:

    1. содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
    2. создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
    3. предоставление работы всем желающим;
    4. удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
    5. обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая функция  государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости. /12/ 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему: «Проблема занятости и  безработицы в Республике Беларусь», сделаем выводы.

Категория занятости  и безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда. Занятость  населения определяет уровень и  качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В Беларуси основным типом безработицы является структурная. Уровень безработицы в последнее время относительно стабилен.

Государственное регулирование  рынка труда предусматривает:

Информация о работе Занятость и безработица в Республике Беларусь