Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным
результатом функционирования которого является формирование определенного
уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Долгие годы в Советском Союзе официально не признавалось существование
безработицы, она была присуща лишь капиталистическому обществу, являясь одним
из основных аргументов идеологической войны. Однако в последнее время с
началом трансформации экономической системы безработица пришла и в нашу
страну, набирая постепенно все большие масштабы.
Введение 3
1 Рынок труда 5
1.1 Сущность и функции рынка труда 5
1.2 Преимущества и недостатки рынка труда 8
1.3 Равновесие спроса и предложения рабочей силы 10
2 Занятость и безработица как экономические явления 13
2.1 Сущность и виды занятости 13
2.2 Безработица, ее типы и формы 16
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси 23
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг. 23
3.2 Мероприятия по регулированию спроса и предложения рабочей силы 29
3.3 Содействие найму рабочей силы 31
3.4 Социальная защита населения от безработицы 33
4 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 35
Заключение 37
Литература
рабочих мест, стремление граждан лучше применить свои способности и носит
краткосрочный характер;
2.структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой
структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, что
изменяет, в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в
профессиональном или региональном разрезе;
3.циклическая – безработица, вызванная спадом производства.
Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет;
4.скрытая – излишнее количество работников, занятых в
производстве, хотя производственный процесс требует меньшего числа работающих;
5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением
численности армии и занятых в отраслях ВПК;
6. молодёжная безработица;
7. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих
по состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью
мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у пожилых.
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная
и другие виды безработицы.
Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную
безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае
ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при
полной занятости. В настоящее время экономисты считают, что естественный
уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица
значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о
вынужденной безработице.
Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем
экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия
приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации,
потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам,
социальной напряжённости.
История убедительно
безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным
политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому
государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и
общество от социальных взрывов и потрясений.
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг.
3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее
условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости,
уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным
лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие
квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей
силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной
специальности и квалификации свободные рабочие места.
В различных странах
разрабатываются специальные
сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию
роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе
созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить
значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание
рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов
экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые
рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП
в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).
Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и
модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных
экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные
программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие
важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения
инвестиционной активности необходимо:
1. Расширение источников инвестиций, в том числе за счет привлечение в
инвестиционную сферу сбережений населения.
2. Требуется активное участие государства в активизации инвестиционной
деятельности предприятий по созданию и сохранению рабочих мест.
3. Совершенствование налоговой политики. Налоги на доходы,
предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на
текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции
производственного характера, а на инвестиционные кредиты должны начисляться
низкие проценты.
Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная
программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 годы.
Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на
основе роста
выпуска продукции
предприятий.
В Беларуси также
назрела настоятельная
мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно
быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе
создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового
потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо
решить следующие задачи:
- обеспечение правовых,
экономических и
и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях
экономики;
- регулирование
рынка труда и повышение
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- повышения качества создаваемых рабочих мест;
- предотвращение
роста и сокращение
безработицы.
Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест,
повышение эффективности
использования имеющихся
механизма финансирования создания рабочих мест.
Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема
создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих
местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество
дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить
координацию усилий
государственных органов в
в количественных, так и в качественных аспектах.
3.2. Мероприятия по регулированию предложения рабочей силы
Важнейшим условием
обеспечения занятости
конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики
приводят к существенным изменениям в профессионально - квалификационной
структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению
структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные
должны представлять мобильный резерв рабочей силы. Масштабы профессионального
обучения безработных в Беларуси пока невелики – в 1997 году прошли
переподготовку всего 6,9% , нуждающихся в трудоустройстве (в странах ОЭСР –
20% обучаемых безработных ).
Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется
целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или
появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная
система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая
широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит
учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и
практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения
производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными
стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной
системы обучения относятся:
*
достаточно быстрая реакция на
структурные сдвиги в
удовлетворение потребности в работниках новых профессий, обеспечение
подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;
*
возможность обучения лиц,
*
возможность самостоятельного
*
ориентация на конечный
Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был
разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО)
при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической,
технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных
структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно
в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в
экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в
квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.
3.3. Содействие найму рабочей силы
Особое место в системе регулирования рынка труда занимает служба занятости
(биржа труда,
служба действия найму) –
посреднические функции на рынке рабочей силы под руководством министерства
труда или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда:
регистрация безработных и вакантных мест, трудоустройство безработных и
других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры рынка труда,
выплата пособий безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным