Занятость и безработица: проблемы и пути сокращения безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным
результатом функционирования которого является формирование определенного
уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Долгие годы в Советском Союзе официально не признавалось существование
безработицы, она была присуща лишь капиталистическому обществу, являясь одним
из основных аргументов идеологической войны. Однако в последнее время с
началом трансформации экономической системы безработица пришла и в нашу
страну, набирая постепенно все большие масштабы.

Оглавление

Введение 3
1 Рынок труда 5
1.1 Сущность и функции рынка труда 5
1.2 Преимущества и недостатки рынка труда 8
1.3 Равновесие спроса и предложения рабочей силы 10
2 Занятость и безработица как экономические явления 13
2.1 Сущность и виды занятости 13
2.2 Безработица, ее типы и формы 16
3 Мировой опыт развития рынка труда и его использование в Беларуси 23
3.1 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ за 1997-1999гг. 23
3.2 Мероприятия по регулированию спроса и предложения рабочей силы 29
3.3 Содействие найму рабочей силы 31
3.4 Социальная защита населения от безработицы 33
4 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь 35
Заключение 37
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 70.48 Кб (Скачать)

рабочих мест,  стремление граждан лучше применить  свои способности и носит

краткосрочный характер;

2.структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой

структурной перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей,  что

изменяет,  в  свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу  в

профессиональном  или региональном разрезе;

3.циклическая – безработица, вызванная спадом производства.

Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается,  а безработица растет;

4.скрытая – излишнее количество работников,  занятых в

производстве, хотя производственный процесс требует  меньшего числа работающих;

5.     “конверсионная” – безработица,  связанная с сокращением

численности армии  и занятых в отраслях ВПК;

6.     молодёжная безработица;

7.     остаточная - безработица,  вызванная ограничением работающих

по состоянию  здоровья,  по возрасту, более низкой производительностью

мобильностью, отсутствием  стремления  к повышению квалификаций у пожилых.

Кроме того, существуют сезонная,  технологическая,  региональная,  застойная

и другие виды безработицы.

Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную

безработицу.  К  естественной относят фрикционную  и структурную. В этом случае

ещё говорят о  естественной норме безработицы  или уровне безработицы при

полной занятости. В настоящее время экономисты считают,  что естественный

уровень безработицы  равен примерно 5-6%.  Если текущая  безработица

значительно превышает  естественную норму,  то это свидетельствует  о

вынужденной безработице.

Безработица, в  особенности вынужденная, - это нечто  большее, чем

экономическое бедствие,  это также и социальная катастрофа.  Депрессия

приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации,

потере самоуважения,  упадку моральных устоев,  распаду  семьи, самоубийствам,

социальной напряжённости. История убедительно показывает,  что массовая

безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным

политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к  власти). Поэтому

государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы  обезопасить себя и

общество от социальных взрывов и  потрясений.

     3 Мировой опыт развития рынка труда   и его использование в Беларуси

     3.1 Динамика и анализ  структуры занятости  и безработицы  в РБ за 1997-1999гг.

    

    

    

     3.2. Мероприятия по регулированию спроса на рабочую силу

Ключевой элемент  государственного  регулирования  рынка труда,  определяющее

условие занятости  населения – создание рабочих  мест.  Политика занятости,

уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих  мест.  Основным

лимитом на рынке  труда  является нехватка рабочих  мест, а не отсутствие

квалифицированной рабочей силы.  Более того, обучение и переобучение рабочей

силы эффективно только в том случае, если имеются  соответствующие полученной

специальности и  квалификации свободные рабочие  места.

В различных  странах  разрабатываются специальные программы  по созданию и

сохранению рабочих  мест.  Так, в США в рамках программы  по стимулированию

роста занятости  и увеличению числа рабочих мест  в государственном секторе

созданы  сотни  тысяч рабочих мест. С их помощью  удалось трудоустроить

значительное число  безработных, снизить уровень безработицы.  Создание

рабочих мест в  развитых странах отмечается даже при  резком  сокращении темпов

экономического  роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые

рабочие места  начинали создаваться при достижении среднегодового  роста ВВП

в 2%  (в Европе – 4,3%),  то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).

Стимулирование  инвестиционной активности, направленной на создание и

модернизацию рабочих  мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных

экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные

программы,  позволяющие  на ряду с противодействием безработице решать и другие

важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную.  В целях повышения

инвестиционной  активности  необходимо:

1.     Расширение  источников инвестиций, в том  числе за счет привлечение  в

инвестиционную  сферу сбережений населения.

2.     Требуется  активное участие государства  в активизации инвестиционной

деятельности предприятий  по созданию и сохранению рабочих  мест.

3.     Совершенствование  налоговой политики. Налоги на  доходы,

предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно  ниже, чем на

текущее потребление. Налоговая система должна поощрять инвестиции

производственного характера, а на инвестиционные кредиты  должны начисляться

низкие проценты.

Особо полезен  для нашей страны опыт России, где  разработана Комплексная

программа мер по созданию и  сохранению рабочих  мест на 1996 – 2000 годы. 

Программа  ориентирована  на существенную модернизацию занятости  населения на

основе роста  выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских

предприятий.

В Беларуси также  назрела настоятельная необходимость  разработки Программы

мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью которой должно

быть изменение  уровня и структуры занятости  населения Беларуси на основе

создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового

потенциала  в  перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо

решить следующие  задачи:

- обеспечение правовых, экономических и организационных  условий для создания

и сохранения рабочих, развитие кадрового потенциала  в  различных отраслях

экономики;

- регулирование  рынка труда и повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

- развитие  профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- повышения качества  создаваемых рабочих мест;

- предотвращение  роста и сокращение вынужденной  неполной занятости и

безработицы.

     Программа предполагает  определение потребности в создании рабочих мест,

повышение эффективности  использования имеющихся мощностей, формирование

механизма  финансирования создания рабочих мест.

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема

создания  рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих

местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество

дополнительных  рабочих мест. Генеральная схема  позволит обеспечить

координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как

в количественных, так и в качественных аспектах.

     3.2. Мероприятия по регулированию предложения рабочей силы

Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение

конкурентоспособности  граждан является совершенствование  системы подготовки,

переподготовки  и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики

приводят к существенным изменениям в профессионально - квалификационной

структуре рабочих  мест, высвобождению рабочей силы и возникновению

структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные

должны представлять мобильный резерв рабочей силы. Масштабы профессионального

обучения безработных  в Беларуси  пока невелики – в 1997 году прошли

переподготовку  всего 6,9% , нуждающихся в трудоустройстве (в странах  ОЭСР –

20% обучаемых безработных ).

Для повышения  конкурентоспособности  безработных  на рынке труда представляется

целесообразным  обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или

появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес  вызывает модульная

система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая

широкое распространение  в странах Западной Европы. В основе системы лежит

учебная программа (модуль), включающая строго установленный  объем знаний и

практических навыков, которые необходимо усвоить для  качественного выполнения

производственных  функций,  обусловленных соответствующими квалификационными

стандартами  или  требованиями рабочего места. К  преимуществам модульной

системы обучения относятся:

*       достаточно быстрая реакция на  структурные сдвиги в экономике,

удовлетворение  потребности в работниках новых  профессий, обеспечение

подготовки специалистов необходимого уровня квалификации;

*       возможность обучения лиц, различных  по уровню знаний и подготовке;

*       возможность самостоятельного индивидуального  обучения;

*       ориентация на конечный результат.

Проект внедрения  модульного обучения в ряде регионов России и странах, был

разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО)

при активной поддержке  МОТ. Его цель -  укрепление учебно-методической,

технической и  правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных

структур. Применение модульной системы обучения в  Беларуси позволит, особенно

в перспективе, при  ускорении технологических и  структурных изменений  в

экономике более  гибко реагировать на потребности  предприятий в

квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.

     3.3. Содействие найму рабочей силы

Особое место  в системе регулирования рынка  труда занимает служба занятости

(биржа труда,  служба действия найму) – специальное  учреждение, осуществляющее

посреднические  функции на рынке рабочей силы под руководством министерства

труда  или аналогичного органа. Основные направления деятельности бирж труда:

регистрация безработных  и вакантных мест, трудоустройство  безработных и

других лиц, желающих получить работу, изучение конъюнктуры  рынка труда,

выплата пособий  безработным. Роль бирж в оказании помощи безработным

Информация о работе Занятость и безработица: проблемы и пути сокращения безработицы в Республике Беларусь