Таким образом, японская
экономика обладает как сильными,
так и слабыми сторонами. Тем
не мене, ранее отсталая страна
сумела за короткий исторический
срок занять одно из ведущих
мест в мире по экономической
мощи.
3.1. Причины, обусловившие
«японское экономическое чудо».
Постепенно Япония
все более утрачивала прежнее
положение в мировой экономике.
Тогда лидеры хозяйства Японии
резко изменили приоритеты, и
началось Японское «экономическое
чудо»: по темпам роста основных
экономических показателей Япония
опередила весь мир. По основным
экономическим показателям –
валовому национальному продукту
и промышленному производству
– Япония вышла на 2-е место
в капиталистическом мире. Она
заняла 1-е место в мире по
производству судов, стали, автомобилей,
ряда электро- и радиотоваров
и т.д.
В научной литературе
обычно выделяют следующие факторы
быстрого экономического роста
Японии.
Во-первых, особый характер
и особые условия основного
капитала. При послевоенном восстановлении
промышленность оснащается новейшей
техникой, т.е. происходит технический
скачок. При этом изменяются и
структура промышленности: на первый
план выдвигаются новейшие отрасли.
Но в Японии степень военных
разрушений потребовала особенно
полного обновления основного
капитала.
Скорость технической
перестройки повышало то обстоятельство,
что вместо самостоятельных научно-технических
разработок Япония пошла по
пути приобретения у других
стран их научно-технического
опыта, покупки патентов и лицензий.
Это оказалось дешевле и быстрее.
Экономились даже не столько
деньги, сколько время. К этому
Японию вынуждали обстоятельства:
по расчетам японских специалистов,
к середине 50-х гг. ее промышленность
в научно-техническом отношении
отставала от передовых стран
на 20-25 лет, и начинать с самого
начала значило закрепить отставание.
Во-вторых, особые формы
эксплуатации труда и высокий
удельный вес капиталовложений
в национальном доходе. Здесь
до сих пор в хозяйство инвестируется
около трети ВНП. При этом
70% капиталовложений делается не за счет
прибыли самих промышленных корпораций,
а за счет банковского кредита.
Около трети капиталовложений
составляют «сбережения частных
лиц». Иными словами, японцы сравнительно
мало тратят на свое потребление,
экономят, а сбереженные деньги
кладут в банк или покупают
на них акции промышленных
предприятий. Это связано с
особенностями эксплуатации труда
в Японии. Зарплата здесь намного
выросла, но остается ниже, чем
в других странах, по отношению
стоимости произведенной продукции.
Патернализм, который
был характерен для японской
промышленности начала столетия,
сохранился до нашего времени,
правда, в значительно измененных
формах. Так, для Японии характерно
пожизненное прикрепление работника
к предприятию. Это прикрепление,
конечно, обеспечивается не принуждением,
а экономическими факторами. Заработная
плата начинающего работника
относительно низка, но она
увеличивается ежегодно надбавками
за выслугу лет, так что рабочий
в возрасте 45 лет зарабатывает
в 2,5 раза больше, чем начинающий
рабочий. Естественно, перейдя
в другую форму, работник должен
начинать с самого низкого
уровня зарплаты. Кроме того, с
увеличением стажа работы удлиняется
и отпуск, расширяются некоторые
привилегии, и увеличивается в
будущем пенсия. В этих условиях
жизнь рабочего оказывается
связанной с процветанием фирмы.
В некоторых компаниях даже
в обычае начинать рабочий
день с коллективного исполнения
гимна фирмы. Естественно, это
повышает производительность труда.
Кроме того, в японской
промышленности большое внимание
уделяется социально-психологическим
факторам. Администрация принимает
меры для сплочения членов
трудового коллектива, для организации
семейного отдыха. Поэтому, например,
там соседи по производственной
бригаде обычно стараются заменить
отсутствующего или исправляют
его ошибки. Принято считать, что
фирма – это единая семья,
которая заботится о своих
членах.
Пенсия в Японии
– это единовременная выдача
суммы, составленной из расчета
по одному месячному окладу
за каждый проработанный год.
Поскольку больше пенсионер от
предприятий уже ничего не
получит, он старается эти деньги
вложить в дело, т.е. покупает
на них акции. Очевидно, это
связано и с третью капиталовложений
за счет сбережений частных
лиц.
Кроме того, в Японии
существует такая практика: производственные
операции, которые не требуют
высокой техники, но требуют
много живого труда, крупные
фирмы сами не выполняют, а
передают мелким, иногда даже
полукустарным, заведениям. Это обходится
значительно дешевле.
В-третьих, высокий
удельный вес расходов на развитие
сельского хозяйства был связан
с низкими военными расходами.
Согласно японской конституции
военные расходы не могут превышать
1% ВНП. Они растут, потому что
растет сам национальный продукт.
Милитаризация в Японии
запрещена конституцией, в которой
сказано: «Японский народ навсегда
отвергает войну как суверенное
право нации и угрозу применения
силы как средство решения
международных вопросов. Право объявления
страны в состоянии войны не
будет признаваться».
В-четвертых, высокие
темпы роста японской промышленности
были связаны с особенностями
государственного регулирования
экономики. В Японии государству
принадлежит более трети основных
производственных фондов, 20% ВНП
производится по государственным
заказам. Через бюджет проходит
30% ВНП, что вполне сопоставимо
с США и намного меньше, чем
в европейских странах, где эта доля
может превышать 50%. С этой точки зрения
экономика Японии относится к числу наиболее
либеральных. Однако на деле японская
экономическая система, скрепленная типично
азиатскими неформальными связями деловых
кругов и деловы кругов и государства,
относится к числу наиболее жестких по
степени воздействия правительства на
экономику. Важнейшим методом решения
экономических проблем является протекционизм.
Государство проводило политику льготных
кредитов, высоких таможенных тарифов
на ввоз готовых изделий, ограничений
на внешние капиталовложения, санкционировало
создание крупнейших финансово-промышленных
групп, организовывало централизованное
планирование и т.д.
Экономическим планированием
занимается орган, который так
и называется – «Управление
экономического планирования». В
нем активно участвуют представители
финансовых групп и корпораций.
Парламент ни в разработке, ни
в утверждении планов участия
не принимает. Здесь считают,
что планирование хозяйства должно
быть делом тех, в чьих руках
реально находится хозяйство.
В этом смысле планирование
строго централизованно: совет
корпораций и групп планирует
свое будущее. Планы принимаются
группами и корпорациями к
неуклонному исполнению: санкции
за нарушение пойдут не от
государства, а от «своих»,
что значительно больнее. Разрабатываются
планы двух видов – общегосударственные
и отраслевые. Цель общегосударственных
планов – обеспечить определенные
темпы роста. Цель отраслевых
планов – ликвидировать слабые
места японской экономики, т.е.
обеспечить рост тех частей
хозяйства, которые не могут
обойтись без государственной
помощи. Если общегосударственные
планы обеспечиваются частными
инвестициями, то отраслевые –
государственными.
В-пятых, следует отметить
особенности японского национального
характера, повлиявшие на экономическое
развитие страны. Специфика японской
культуры и философии, сохранение
феодальных традиций способствовали
утверждению таких черт национального
характера, как послушание, преданность
хозяину, вера в японскую исключительность
и т.п. Речь идет, следовательно,
о том, что в японскую экономическую
модель органично были включены
в качестве системного элемента
цивилизационные особенности страны.
Техническое перевооружение
японской промышленности, структурные
изменения в ней прошли ряд
этапов. Со второй половины 50-х
годов ХХ в. Начинается освоение
новых технологических процессов
и новых отраслей производства.
В этот период промышленность
Японии переходит от трудоемких
отраслей производства к капиталоемким
отраслям. Сокращается удельный
вес легкой промышленности, ускоренно
развиваются автомобилестроение, электротехника,
производство технических материалов.
Большие изменения произошли
в аграрном секторе. Под влиянием
аграрной реформы начался устойчивый
рост сельскохозяйственного производства.
В 1961г. был принят Основной
сельскохозяйственный закон, направленный
на перевод сельского хозяйства
от мелкотоварного к крупному
производству. Предполагалось сократить
удельный вес риса, стимулировать
производство продукции животноводства,
овощей, фруктов.
Заключение
Выводы
1. Потерпевшая сокрушительное
поражение во Второй мировой
войне Япония приступила к
радикальным экономическим и
политическим реформам, которые
дали реальный импульс возрождению
страны и ее экономики.
Многие японские специалисты
подчеркивают, что для правильного
понимания тех факторов, которые
Япония использовала для ускоренного
роста своей экономики, важно
обратиться к периоду окончания
войны, который дал стимул процессу
восхождения страны к экономическим
и научно-техническим высотам
сегодняшнего дня.
Испытав горечь поражения,
состояние полного краха, Япония
как страна с невысоким уровнем
экономического развития должна
была коренным образом изменить
национальное и экономическое
мышление, выбрать для себя принципиально
новую стратегию развития. Эта
стратегия опиралась на принципиальный
отход от прошлого, создание новой
структуры экономики и новой
техники, новых стимулов к труду,
демократизацию общества, развитие
рыночных отношений и предпринимательства.
Со временем на пути развития
Японии встал и более конкретный
ориентир – США.
Капитуляция Японии
произошла 2 сентября 1945г. Страна
была оккупирована американскими
войсками. Ее экономика находилась
в состоянии полного хаоса.
Выпуск промышленной продукции
сократился до 20% довоенного уровня.
Как и в Германии, в стране
сохранилось прямое распределение
продукции. Процветала инфляция.
Экономика возрождалась медленно:
довоенный уровень производства
был восстановлен не в 1949., как
в Западной Европе, а только
к 1953г. как и в Германии, программа
восстановления хозяйства Японии
была разработана по инициативе
оккупационной администрации, лично
ее командующего – генерала
Д.Макартура. Была приглашена
группа американских предпринимателей
и менеджеров во главе с
Доджем, который и разработал
соответствующую программу на 1946
– 1952 гг.
2. Рыночные и демократические
реформы сочетались в Японии
с широким применением рычагов
государственного регулирования
экономики.
На период действия
программы реформированию подвергались
все стороны общественно-экономической
жизни страны, включая общественный
строй, хозяйственный уклад и
государственное устройство. Начался
активный процесс демилитаризации
и демократизации Японии, перехода
от тотальной командной экономики
с упором на административно-контрольные
функции к либеральной рыночной.
Значительное развитие получили
предпринимательские и рыночные
структуры.
Главной из демократических
реформ стал роспуск дзайбацу,
или холдингов, державших в
своих руках акции закрытых
вертикальных концернов в военно-промышленном
комплексе страны. Были разрушены
гигантские промышленные и торговые
компании, а их акции пущены
в свободную продажу.
3. Наряду с сильными
сторонами японская экономика
имеет и слабые стороны, некоторые
из них носят врожденный характер.
Но, тем не менее, Япония сумела
за короткий исторический срок
занять одно из ведущих мест
в мире по экономической мощи.
4. Практическое отсутствие
военных расходов весьма благоприятно
сказалось на экономическом развитии
страны.
5. Большую роль в создании
феномена «японского экономического
чуда» играла политика в области
оплаты труда, активизации «человеческого
капитала» и массовой закупки
технических новшеств за рубежом.
В Японии очень серьезно
была воспринята мысль о том,
что недоплата трудовых усилий
или, что еще хуже, уравнительная
оценка существенно разных результатов
труда, а также экономически
необоснованная переплата не
способствуют росту производительности
труда, а также экономически
необоснованная переплата не
способствуют росту производительности
труда коллектива, созданию положительного
климата на производстве. Японскому
капиталу удалось заинтересовать
широкие массы трудящихся в
производительном труде путем
продуманной системы его оплаты
в соответствии с количественными
и качественными параметрами,
с учетом конечных результатов
не только отдельного работника,
но и всего кадрового состава
предприятия.
В Японии обращают
на себя внимание так называемые
социальные контракты, цель которых
не допустить конфликтных ситуаций
путем переговоров и вовлечения
профсоюзов в систему принятия
решений. Так, широко практикуется
проведение консультаций между
менеджерами и представителями
профсоюзов по конкретным вопросам
управления производством, составления
планов и коллективных договоров,
условий труда и т.д. помимо
этого промышленный бизнес поддерживает
тесный контакт с правительственными
ведомствами и банковским капиталом.