Ростов-на-Дону
2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…….......................................................................................3
Глава 1
1.1.Экономические последствия
Второй мировой войны…..……..5
1.2.Обратный курс, или линия
Доджи………………………..….....8
Глава 2
2.1.Экономический подъем
50-х – 60-х гг……………..……….....10
2.2.Слабости японской экономики………………………………...16
Глава 3
3.1. Причины, обусловившие
«японское экономическое чудо»..17
Заключение…………………………………………………………22
Библиографический список……………………………………….26
Введение
К концу ХХ в. на
экономической карте мира стал
интенсивно формироваться третий
центр силы. Его особенность состоит
в том, что до настоящего
времени нет полной ясности
в расстановке сил в дано
планетарном полюсе роста. У
бесспорного экономического регионального
лидера – Японии – в конце
80-х годов появился мощный конкурент
в лице Китая. Причем сам
Китай вообще не рассматривает
Японию в качестве своего конкурента,
а экономическое преимущество
последней считает, сугубо временным
и переходящим.
Япония – страна
экономического успеха, сумевшая
в исторически короткий срок
стать одним из мировых лидеров.
Ее новейшая история началась
в 70-х годах ХIX в., когда она
вышла из феодальной изоляции
с полным национальным консенсусом:
избежать участки колонии Запада.
Японии требовались западные
технологии и институциональные
примеры. Все это было импортировано
и усвоено. Проведение ускоренной
индустриализации опиралось на
внутренние финансовые и людские
ресурсы, без прямой финансовой
помощи стран Запада.
Япония прошла путь
от традиционной феодальной социально-экономической
системы к развитой рыночной
экономике. Еще в начале модернизации
страна столкнулась с острым
противоречием между потребностями
промышленного развития в сырьевых
и топливных ресурсах и бедностью
собственных недр. Стана пережила
периоды промышленного подъема
в первые десятилетия ХХ в.,
финансовый кризис в 1927., была
охвачена мировым экономическим
кризисом 30-х годов.
Япония в 90-е годы
испытывает затруднения в развитии,
поскольку тот экономический
механизм, который великолепно работал
на стадии форсированного роста
и ускоренной индустриализации,
т.е. идеально подходил к стадии
индустриально общества, начинает
давать сбои на стадии информационного
общества. Как мощнейшая экономическая
держава мира Япония давно
должна иметь открытое общество
с относительно либеральными
правилами игры, способными органично
вписать ее в мировое сообщество.
Однако до сих пор экономика
Японии остается достаточно закрытой
для иностранной конкуренции,
хотя обладает мощными и наукоемкими
технологиями в нескольких экспортно-ориентированных
отраслях, которые являются визитной
карточкой данной страны на
мировых рынках.
Очевидно, что экономическая
система мирового хозяйства не
может долгое время функционировать
в условиях, когда одни страны
строят открытую экономику, а
другие пользуются этим, заваливая
их внутренние рынки своими
товарами, в то же время, не
пуская их компании на свой
рынок. С такой ситуацией европейские
страны и США долгое время
мирились, поскольку японский экспорт
подрывал конкурентоспособность
местных товаров только в узком
спектре отраслей и, кроме того,
Японию необходимо было поддерживать
в условиях холодной войны
с СССР. Однако в 90-е годы
многие из этих условий исчезли,
и торговые споры с Японией
стали носить все более яростный
характер, а для Японии главными
стали внутренние проблемы.
После окончания второй
мировой войны, в 1945г., выпуск
промышленной продукции в Японии
составил лишь 28,5% от уровня 1935-1937гг.
ряд городов был практически
стерт с лица земли. По оценкам
того времени, восстановить довоенный
промышленный потенциал страна
могла только к 2000г., кроме того,
для поддержания экономического
роста в стране не было природных
ресурсов.
Поначалу восстановление
экономики и в самом деле
осуществлялось медленно. В 1948г.
объем производства составлял
только 52% от довоенного уровня. В
стране свирепствовала инфляция.
Однако именно в этот период
проводились реформы и закладывались
механизмы, которые впоследствии
позволили продемонстрировать впечатляющий
экономический рост, вошедший в
историю под названием «японское
экономическое чудо».
1.1. Экономические последствия
Второй мировой войны.
Экономическая ситуация
в послевоенной Японии была
крайне тяжелой. Хотя ее промышленно-техническая
база сравнительно мало пострадала
в ходе войны, экономика Японии
находилась на грани краха.
Япония потеряла все захваченные
территории и тем самым лишилась
колониальных поставок сырья,
топлива, продовольствия. Японские
товары были вытеснены с мировых
рынков. В стране были высоки
инфляция и безработица. В тяжелом
положении оказалась промышленность.
В 1945г. объемы ее производства
составляли лишь 28,5 % от уровня 1935-1937
гг. даже спустя два года после
окончании войны – в 1947г.
выпуск промышленной продукции
был в 3,5 раза меньше, чем в
1938г.
Наибольшее сокращение
производственных мощностей произошло
в легкой промышленности –
текстильной и пищевой, удовлетворяющих
потребительский спрос населения.
Поскольку Японии было
запрещено поддерживать непосредственные
связи с другими странами, импорт
сырья, топлива и продовольствия
в страну был практически прекращен.
Вследствие этого, а также общей
хозяйственной разрухи производственные
мощности, незначительно пострадавшие
от военных действий, в течение нескольких
лет не могли быть использованы полностью.
Экономическая ситуация
в стране осложнялась и тем,
что первое время японские
монополии прибегали к тактике
саботажа восстановления народного
хозяйства. Во-первых, бывшие военно-промышленные
корпорации отказывались разворачивать
производство, пока правительство
не возместит им потери, понесенные
во время войны, ссылаясь на
нерентабельность, отсутствие сырья
и финансирования. Во-вторых, нежелание
восстановления производства крупным
капиталом мотивировалось опасениями
репарационных изъятий, т.е. возмещением
Японией материального ущерба, причиненного
ею в годы войны другим странам
посредством передачи технологического
оборудования. Однако вскоре выяснилось,
что оборудование в этих целях
не будет вывозиться из страны.
Существенной особенностью
восстановительного периода Японии
являлось то, что в соответствии
с Потсдамской декларацией она
была оккупирована американскими
войсками, выступавшими от имени
союзных держав и принявшими
ряд директив по демократизации
и демилитаризации страны. До
начала 50-х гг. верховная власть
в стране находилась в руках
американской оккупационной армии.
Однако США осуществляли эту
власть не непосредственно, а
через японское правительство.
Для покрытия значительного
дефицита государственного бюджета,
погашения обязательств перед
монополиями национальное правительство
встало на путь массовой эмиссии
бумажных денег. С 1945 по 1947г.
совокупная денежная масса увеличилась
в четыре раза. Резко возросла
инфляция, снизился жизненный уровень
населения. К 1946г. реальная
заработная плата рабочих составляла
около 13% от довоенного периода.
Восстановление экономики
станы требовало разработки принципиально
новой стратегии развития. Следовало
не восстанавливать разрушенную
структуру хозяйства, а переходить
от тотального государственного
контроля к свободному рынку.
Наиболее существенным в экономическом
отношении были следующие реформы.
Во-первых, в 1945г. был
издан закон о ликвидации дзайбацу,
запрещавших образование промышленных
картелей. Был введен контроль
за слияние фирм, устанавливалась
свобода торговых сделок, для
всех предпринимателей стали
доступными частные источники
финансирования. Ликвидация дзайбацу
рассматривалась в стране как
справедливое возмездие по отношению
к тем магнатам, которые были
вдохновителями агрессии. Однако
крупнейшие дзайбацу (Мицуи, Мицубиси,
Сумимото, Ясуда) сохранили свою
экономическую и финансовую базу
и вскоре вновь заняли господствующее
положение в экономике.
Во-вторых, в 1947-1950гг. в
Японии прошла аграрная реформа.
Государство принудительно выкупало
у помещиков земли и продавало
ее крестьянам в рассрочку.
В результате помещичье землевладение
было уничтожено, а крестьяне
стали собственниками земли. Эти
преобразования завершили осуществление
задач революции Мейдзи и носили
буржуазный характер. Хотя в стране
по-прежнему господствовало мелкое
крестьянское производство, реформа
способствовала развитию товарно-денежных
отношений, росту емкости внутреннего
рынка и производства сельхозпродукции.
С 1946г. по 1970г. оно выросло
более чем вдвое.
В-третьих, были реформированы
социальные отношения. Так, по
новому трудовому законодательству,
устанавливались восьмичасовой
рабочий день, оплачиваемые отпуска,
социальное страхование. Эти меры ограничивали
произвол предпринимателей и побуждали
их к освоению новой техники.
В-четвертых, в 1949г.
в Японии была проведена налоговая
реформа. Были снижены налоги
с корпораций и отменены налоги
на сверхприбыль, но значительно
повысилось налогообложение населения.
Это позволило предпринимателям
ускорить накопление капиталов,
но при этом росту производства
препятствовала низкая покупательная
способность населения.
В-пятых, в 1950г. была
проведена бюджетная реформа.
С этого времени в стране
прекращались выплата компенсаций
военным заводам за конверсию,
безвозмездное субсидирование убыточных
предприятий. Эмиссия была поставлена
на контроль. Был принят единый
фиксированный валютный курс. Постепенно
была остановлена инфляция и
снят контроль за ценами. Это
означало переход к рыночной
экономике.
В-шестых, большое внимание
уделялось структурной перестройке
экономики. Поскольку в Японии
не было своих природных ресурсов,
ей пришлось создавать современные
перерабатывающие отрасли на
основе импортозамещающих технологий.
1.2. Обратный курс, или линия
Доджи
Проведение в жизнь
названных мероприятий проходило
при участии американских оккупационных
властей. Первоначально США предполагали
опереться на Китай. Но поскольку
из-за победы коммунистов в
Китае в 1949г. сделать это
не удалось, американцы переориентировали
свою политику. Такая политика
получила название обратный курс,
или линия Доджа. План экономической
стабилизации страны состоял
из девяти пунктов:
1.
сбалансирование государственного
бюджета;
2.
увеличение налоговых поступлений;
3.
стабилизация заработной платы;
4.
существенное ограничение правительственных
субсидий;
5.
установление контроля над ценами;
6.
усиление контроля над внешней
торговлей и иностранной валютой;
7.
улучшение снабжения сырьем, необходимым
для увеличения экспорта;
8.
расширение выпуска национальных
товаров и разработка местных
сырьевых ресурсов;
9.
совершенствование системы продовольственных
поставок.
Прибыв в Японию
в феврале 1949г. и заявив, что
«японская экономика как бы
стоит на ходулях, одна нога
которых представляет собой американскую
помощь, другая – механизм внутренних
субсидий», Д.Додж дал понять,
что необходимо поставить эту
экономику на «собственные ноги».
Одни из важнейших
направлений плана Доджа было
преодоление инфляции, вызванной
непроизводительными расходами
правительства, низкой эффективностью
производства. С этой целью министерству
финансов Японии был представлен
проект государственного бюджета,
предполагавший превышение доходов
над расходами. Для реализации
этой задачи требовалось отменить
правительственные субсидии на поддерживание
цен и восстановление производства, которые
заменялись банковским кредитованием,
резко повысить налоговое сборы. Программа
объективно предполагало снижение жизненного
уровня населения. Однако иного пути выхода
из сложившейся экономической ситуации
у Японии не было. Парламент страны принял
такой жесткий проект бюджета без поправок.
Проведенная в 1949г
реформа бюджетной системы позволило
Японии на протяжении 15лет избежать
бюджетных дефицитов. Государство
стало использовать систему частного
кредита, поддерживая его цену
на приемлемом для предприятий
уровне.
Такая жестокая программа
возрождения японской экономики
в целом создала условия для
ускоренного накопления капитала
и промышленного подъема, способствовала
снижению инфляции, стабилизации
денежного обращения, сбалансированного
бюджета, заложила основу высоких
темпов дальнейшего хозяйственного
развития.
Однако этот процесс
имел сложный и противоречивый
характер. С одной стороны, шло
форсированное восстановление и
развитие тяжелой и химической
промышленности, с другой – снижение
государственной поддержки средних
и мелких предприятий, что вынуждало
их сокращать производство, задерживать
заработную плату или даже
прекращать свою деятельность.