Япония в мировой экономике и МЭО

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Современная Япония - высокоразвитое в промышленном и научно-техническом отношении государство, один из трех мировых центров империалистического соперничества. Особенности экономического развития этой страны, ее достижения в передовых отраслях научно-технического прогресса, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия мирового рынка привлекают внимание к “Стране восходящего солнца” во всем мире.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Экономическое развитие Японии............................................................5
Этапы экономического развития....................................................5
Тип экономического развития........................................................9
Уровень экономического развития..............................................10
Социальная структура экономики................................................11
Место страны в мировой экономике.....................................................16
Международные экономические отношения..............................23
Заключение....................................................................................................30
Список литературы........................................................................................31

Файлы: 1 файл

МЭ Япония.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

Показательны лидирующие позиции Японии на рынках высокотехнологичной продукции: 90% мировой продукции интегральных схем высокой мощности выпускается в Японии, она же господствует в отраслях биотехнологии, химии, высокочистой керамики и др. Основной характеристикой международной специализации японской промышленности является последовательное усиление ее экспортного потенциала на рынках машиностроительной продукции. Но несмотря на все это, из-за сложившейся ситуации рынок машиностроительной продукции и не только, терпит все большие и большие убытки. В России поднялись цены на эту продукцию, но также и повысилась опасность приобретения японских автомобилей за счет радиации. Сумеет ли Япония справиться со сложившимися проблемами, покажет время.

Следует заметить, что с  самого начала послевоенной экспортной экспансии японские корпорации стремились концентрировать свои усилия на вывозе довольно ограниченных групп наиболее конкурентоспособной продукции. Такой  продукцией стали счетно-вычислительные машины, автомобили, транспортное оборудование. Около 50% японского экспорта приходилось  лишь на 6 позиций - конторское оборудование, аудиовизуальную аппаратуру, оборудование связи, интегральные схемы, легковые автомобили, научную и оптическую аппаратуру.

Несмотря на обострение конкурентной борьбы на рынках высокотехнологичных  товаров, Япония продолжает лидировать по целому ряду основных позиций мирового экспорта (оборудование связи, бытовая  электроника, медицинское оборудование). Она захватывает передовые позиции  на рынке вычислительной техники, включая  рынок средств управления промышленными  процессами.

В настоящее время японские компании предпринимают серьезные  шаги, направленные на преодоление  имеющегося отставания по таким отраслям высоких технологий, как авиакосмическая  промышленность, биотехнология, производство новых конструкционных материалов.

В целом же можно сказать, что позиция Японии в международном  разделении труда приобретает все  более ярковыраженный характер “горизонтальной" специализации. Расширение внутреннего  спроса в большей, чем раньше, степени  покрывается за счет импортных поставок готовой продукции как промежуточного спроса - материалов, запчастей, комплектующих, так и готовых изделий производственного  и потребительского назначения. В  то же время товарная структура экспорта приобретает все более диверсифицированный  характер.

Что же касается японского  импорта, то его десятью основными  товарами являются: сырая и неочищенная  нефть, текстильные товары, одежда, нефтепродукты, древесина, уголь, сжиженный газ, алюминий и его сплавы, сталь, мясо и мясопродукты. При этом в общем объеме импортируемой продукции возросла доля текстильных изделий, одежды и угля.

В географическом плане внешнеторговый оборот Японии ориентирован на США, Западную Европу и Юго-Восточную Азию. Так, основными торговыми партнерами Японии являются США, составлявшие в  процентном отношении в товарообороте  Японии 29,1%; Южная Корея - 6,1%; Германия - 5,1%; Тайвань - 5%; КНР - 4%; Австралия - 4%; Канада - 3,2%; Великобритания - 3,1%; Индонезия - 2,9% и Гонконг - 2,8%. Эти страны являются основными контрагентами Японии как по экспорту, так и по импорту  товаров.

Новой формой сотрудничества в последние годы стали внешнеэкономические  отношения с Россией, где сейчас действуют совместные предприятия  с участием японского капитала. Размещение российско-японских совместных предприятий в основном ограничивается Дальневосточным регионом. Япония стала основным торговым партнером Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края. Россия экспортирует нефть, уголь, цветные металлы, лесоматериалы, целлюлозу, рыбу.

Но наряду с этим, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило прогноз роста мирового ВВП в 2011 году из-за ситуации в Японии и роста цен на нефть. Эксперты агентства ожидают, что рост мирового ВВП замедлится с 3,8% в 2010 году до 3,2% в текущем году, такими же темпами мировая экономика будет расти и в 2012 году. В отчете агентства не приводится точное изменение прогноза, выраженного в процентных пунктах, однако отмечается, что подобное сравнение было бы некорректным в виду изменений, внесенных в методологию расчета средневзвешенного мирового ВВП.

"Рост цен на нефть,  последовавший за эскалацией  политической напряженности на  Ближнем Востоке, представляет  собой заметное препятствие на пути восстановления мировой экономики, - сообщается в отчете. - В то же время, инфляционные давления возросли как в развитых, так и в развивающихся экономиках, подчеркнув сложность дилеммы, стоящей перед монетарными органами мира".

В США восстановление экономики  является устойчивым, чему способствует стимулирующая бюджетная и кредитно-денежная политика. В то же время растущие цены на нефть вынудили экспертов Fitch пересмотреть в сторону понижения  прогноз роста американской экономики: до 3% в 2011 году и до 2,8% в 2012 году по сравнению  с предыдущей оценкой в 3,2% и 3,3% соответственно.

В Европе ухудшение прогноза коснулось как ключевых, так и  периферийных экономик, что, кроме прочего, отразило и сохраняющуюся неопределенность относительно успехов мер бюджетной  консолидации.

 

2.1. Международные  экономические отношения

 

Важной особенностью географической структуры внешнеторговых связей является их направленность на США. До настоящего времени на американском рынке реализуется 28 - 30% японского экспорта и обеспечивается 22 - 24% импорта. В свою очередь на Японию приходится порядка 11% американского экспорта, в том числе почти 20% сбыта сельскохозяйственной продукции, и 14% импорта.

Экономическое развитие, структура  производства предопределили большую  зависимость Японии от развивающихся  стран - около половины ее экспорта и свыше 40% импорта. Юго-Восточная  Азия и страны Персидского залива до сих пор являются главным рынком сбыта и поставок энергетического  сырья. (Поставки рудного и химического  сырья в последние десятилетия  локализуются в промышленно развитых странах - Канаде, Австралии и Новой  Зеландии).

Япония выступает основным торговым партнером ряда стран Восточной  и Юго-Восточной Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии - 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру - 21% его импорта и 17% экспорта, Южной Корее - 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным  рынком КНР (15 - 16%).

Торговый оборот сводится с огромным положительным сальдо, которое превышает 100 млрд. долл.; 40% его объема образуется в товарообороте  с США. Положительное сальдо складывается со всеми регионами, за исключением  стран Среднего Востока и в 90-е  годы - Восточной Европы. Торговые отношения  с промышленно развитыми странами сопровождались вспышками торговых войн, давлением на Японию, установлением "добровольных ограничений" ее экспорта. Особенно в этом преуспели США.

С 80-х годов Япония предпринимает усилия для расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области науки и техники. Многосторонние научно-технические связи базируются на осуществлении международных исследовательских проектов. Реализуется крупномасштабная национальная программа под названием "Человеческие границы". Цель ее - поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидируюшие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП. При этом исходят из того, что исследования являются ключевым фактором в создании принципиально новых материалов, механизмов и технологий, способных преодолеть трудно разрешимые в настоящее время проблемы энергии природных ресурсов, гармоничных взаимоотношений человека и новых технологических средств.

Произошли существенные изменения  в технологическом платежном  балансе страны. С 70-х годов начал  усиливаться экспорт японской технологии. В последние годы поступления  превышали платежи. Место Японии в торговле технологией резко  контрастирует с обменом товарной продукцией. Объем японских поступлений  в 3-6 раз уступает американскому.

В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она  импортирует всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну  в промышленно развитые и развивающиеся  страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое  сотрудничество и промышленную кооперацию с Восточной и Юго-Восточной  Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности  в соседние страны, а самим сосредоточиться  на разработке и освоении технологически сложной продукции. В результате в азиатской части мира просматриваются  черты японоцентристской модели научно-технического и промышленного  взаимодействия.

Остается высокой зависимость  Японии от импорта технологии из США (69% ее импорта). В начале 90-х годов  соотношение между экспортом  и импортом было примерно 2:1 в пользу США, но в области электроники  оно составляет 5:1, в станкостроении - 7:1.

Организационная структура системы управления международной деятельностью отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям. Они образуют олигопольную систему регулирования международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома "Мицубиси", "Мицуи", "Итотю", "Марубени" и др. На них приходится 28,4% экспорта и 38,4% импорта. В 90-е годы их роль значительно снизилась (в 1988 г. - через них шло 45% экспорта и 77% импорта). К их общим функциям относятся совершение операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики, инвестированию капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.

Сочетание в общей структуре  субъектов внутренней и внешнеэкономической  деятельности крупных универсальных  торговых и средних специализированных фирм создавала двойственную структуру  посреднической сети. Она во многом предопределяла успех страны во внешнеэкономических  связях. С другой стороны, подобная структура управления и регулирования  выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов  на японский рынок.

Важной вехой в развитии внешнеэкономических связей стали 80-е годы. В этот период произошла  переориентация Японии с экспорта товаров  на экспорт капитал, что было предопределено превышением национальных сбережений над капиталовложениями, которое  в 80 - 90-е годы составляло от 5 до 10% ВВП.

В общем мировом объеме накопленных заграничных прямых инвестиций доля японских компаний в конце прошлого века снизилась до 6 - 7% против 12% в 1990 г. Япония отошла со второго на четвертое место среди стран - ведущих экспортеров предпринимательского капитала. Зарубежные мощности японских компаний достигли 12% внутреннего производства Японии (3% в 1985 г.), что более чем в два раза ниже соответствующих показателей США и Германии.

Вывоз капитала в форме  прямых инвестиции в 60 - 70-е годы в  значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и  создание сети добывающих предприятий  за рубежом. В последующем в связи  с повышением стоимости рабочей  силы, курса иены японские компании стати создавать предприятия  в других сферах хозяйства. Однако до сих пор примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом, но до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.

Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция  внедрения компаний высоких технологий, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать  свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с  американскими компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее  в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского  капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке - Панама (40%).

Произошло географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения "Плаза" началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Его объем превысил уровень американских прямых инвестиций в этом регионе в 90-е годы. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихооксанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.

Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной  производственной специализации между  местными и японскими предприятиями  и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения  производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран  становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных  схем - Тайвань, Южная Корея, Сингапур. Таиланд; станков и производственного  оборудования - Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров - Сингапур, Малайзия, Таиланд.

Зарубежные японские предприятия  в Восточной и Юго-Восточной  Азии направляют в Японию основную часть их экспорта - свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую  степень зависимость от рынка  США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для  региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной  и Юго-Восточной Азии превысили  соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Европы.

Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму  прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока - 4,8%, а в Северной Америке  и Западной Европе зачастую имеет  отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом  предприятия убыточны. Обычно это  относительно новые по времени действия филиалы и дочерние компании, когда  у них приоритетной целью является расширение масштабов деятельности, а не получение прибыли.

Информация о работе Япония в мировой экономике и МЭО