Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 09:56, контрольная работа
Главной целью моей контрольной работы является определение основных параметров взаимосвязи между производством и потреблением общества, характеристика каждого из понятий в отдельности, раскрытие трансформации товара в процессе потребления обществом, как согласуются между собой производство и потребление, основные факторы производства.
Каждый человек буквально на каждом шагу сталкивается с различными экономическими проблемами: как удовлетворить свои потребности в еде, одежде, образовании, отдыхе и т. п., какой хозяйственной деятельностью заняться, купить или не купить тот или иной товар, достаточно ли дохода для приобретения нужного продукта и
т. д.
Введение…………………………………………………………………………………………….3
1. Производство и потребление……………………………………………………………………4
2. Трансформация товара в процессе потребления………………………………………………6
3. Связь производства и потребления продукции………………………………………………..7
4..Анализ связи между производством и потреблением…………………………………………9
5. Как согласуются между собой производство и потребление………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………
Экономическая жизнь общества проявляется также в отношениях обмена деятельностью, товарами и услугами между людьми. В основе его лежит закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Так, например, предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает свои изделия на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить потребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т.д. Обмениваются обычно в товарной форме, но иногда и в форме т. н. бартерных сделок (прямой продуктообмен).
В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмениваются между собой различные товаропроизводители и, следовательно, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, оказывая им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т.д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.
Все ее проявления, а именно производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.
Развитие общества и его экономической
жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся
между собой как целое и его часть. Последняя
существует и проявляет себя в рамках
единого целого. Экономика испытывает
на себе воздействие всех сторон общественной
жизни, в т. ч. сложившейся социально-классовой
структуры общества, его политической
и духовной сфер. В свою очередь экономическая
жизнь общества и прежде всего способ
общественного производства существенно
и в ряде случаев решающе влияют на функционирование
и развитие общества в целом.
Последнее влияние настолько глубоко
и очевидно, что многие мыслители считают
способ общественного производства основой
существования и развития всего общества.
Свои выводы
они подтверждают довольно вескими аргументами:
· без
постоянного производства материальных
благ существование общества невозможно;
· способ
производства, прежде всего сложившиеся
отношения собственности и
· способ
производства во многом обусловливает
развитие политической сферы жизни
общества. Как правило, в ней доминируют
экономически господствующие классы и
социальные группы. Они определяют работу
государственного аппарата, содержание
и направление деятельности многих политических
партий и в конечном счете всей политической
жизни.
· в
процессе производства создаются необходимые
материальные условия развития духовной
жизни общества, в т. ч. здания для функционирования
учреждений духовной культуры - библиотеки,
музеи, театры и т.д., полиграфическое оборудование,
бумага, краски для печатания книг, журналов
и газет, музыкальные инструменты и многое
другое.
Экономические потребности людей и потребности развития самого производства являются наиболее глубокими источниками зарождения и становления всей экономической жизни общества. Мы уже частично упоминали об этом. Здесь, выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной (того, что необходимо людям в их общественной жизни), экономические же потребности как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т.д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие - чисто социальный - потребности в модной одежде, современном автомобиле, телевизоре и т.п.
Но все эти потребности выступают в социальной форме, в т. ч. и те, которые удовлетворяются с помощью по-человечески приготовленной пищи и построенного жилища и содержат в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как экономические, потому что в процессе производства удовлетворяются в рамках экономических отношений между людьми.
Все эти потребности вызывают к жизни, поддерживают и стимулируют производство тех или иных продуктов и услуг. Нет потребностей - нет и производства. Причем, круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят о законе возвышения потребностей, т.е. их постоянном совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях функционирования самого производства - потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные основные стимулы.
Остается добавить, что сами потребности,
не только общественные, но и личные, развиваются
под влиянием производства различных
предметов и услуг. Таковы, например, потребности
людей во многих продуктах питания, современной
одежде, бытовых приборах, холодильниках,
телевизорах и т.д. Воздействуя на формирование
этих потребностей, производство создает
важнейшее условие для своего устойчивого
развития.
Такова диалектика взаимодействия экономических
потребностей, производства и потребления
общества как одно из проявлений экономической
жизни общества.
5.
Как согласуются между
собой производство
и потребление
Ранее отмечалась связь между производством и потреблением как смежными стадиями, звеньями единого воспроизводственного процесса. Говорилось, что потребности, запросы потребителя стимулируют производство и, с другой стороны, производство, создавая новые, ценности, блага, оказывает влияние на потребление.
Но хорошо известно, что объемы производства, количество видов производимой продукции ограничены производственными ресурсами. Ведь трудовые, материальные, природные ресурсы, производственная мощность оборудования далеко не беспредельны, да и время строго отсчитывается на часах. А потребности людей, желание потреблять больше, лучше, разнообразнее все растут и растут. Как же согласовать между собой производство и потребление? Прежде всего надо усвоить непреложную истину: " Нельзя потребить больше, чем произведено, получено" Существует жесткий закон сохранения вещества. И никому не дано его нарушить. Это только в притче о деяниях Иисуса Христа рассказывается, как он накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, да при этом еще осталось пять коробов. Но сотворить такое чудо доступно одному лишь Богу.
Что же касается людей, то они могут потребить ровно столько, сколько произвели и за пасли. Конечно, есть еще импорт, поставки из-за рубежа, однако ими нельзя накормить, одеть, обуть народ целой страны, тем более такой огромной, как Россия. Так что главным регулятором и ограничителем объема и структуры потребления служит производство. Чтобы больше потреблять, надо больше производить, другого пути просто нет. Если же производство падает, снижается, то неумолимо уменьшается и потребление. Никакими заклинаниями, протестами, просьбами, забастовками здесь не поможешь, надо наращивать производство. Использование запасов и импорта может помочь беде только временно, способно ослабить спад потребления, решающее слово все равно остается за производством.
Многие люди вследствие недостаточной экономической грамотности склонны считать, что объем потребления зависит только от доходов и цен. Чем мол, больше доходы, заработная плата и ниже цены, тем выше объем потребления товаров. Это чисто кажущийся эффект, иллюзия. Конечно, если у одного человека много денег, и он имеет возможность купить товар по низкой цене, то и потребить такой человек способен больше. Но тогда кому-то другому заведомо достанется меньше. Общий, же объем потребления никак не может быть больше количества производимых товаров.
Рассмотрим простой иллюстративный пример, подтверждающий высказанную. мысль. В России: примерно 150 миллионов жителей. Общий годовой объем производства мяса за год составляет, скажем, 9 миллионов тонн. Значит, в расчете на каждого человека производится 60 кг мяса в год или 5 кг в месяц, это и есть объем среднедушевого потребления - вне зависимости от того, каковы доходы населения и цены на мясо. Что произойдет, если человек с большими доходами или по низким ценам купит не 5, а 10 кг мяса в месяц? Только то, что кому-то другому вообще не достанется, мяса. Можно ли увеличить потребление мяса, повышая зарплату, пенсию или снижая цены на мясо? Нет, нельзя, оно будет все равно находиться на том же уровне до тех пор, пока мы будем производить его только 9 - миллионов тонн в год. Давайте будем производить 18 миллионов тонн в год, и тогда можно потреблять вдвое больше. Производитель и потребитель тесным образом связаны друг с другом даже, в тех случаях, когда между ними находится и их соединяет торговый посредник.
Потребитель зависит от производителя в связи с тем, что производитель создает предметы потребления. В свою очередь производитель зависит от потребителя, так как потребитель приобретает, покупает предметы потребления. Взаимодействие производителей и потребителей носит различный характер в разных экономических системах. Оно зависит также от меры наличия товаров на рынке, степени монополизации производства.
В экономике планово-централизованного типа, где формально производители обязаны производить предусмотренное планом количество товаров и обеспечивать ими потребителя, в действительности наблюдается иная картина. Так как эффективность производства низкая, планы не выполняются и производитель не заинтересован в удовлетворении потребностей потребителя, возникает хронический дефицит товаров. В подобных условиях потребитель становится целиком зависимым от производителя и возникает так называемый диктат производителя.
По сути он предписывает потребителю, что и сколько потреблять, выпуская продукцию определенного вида и качества в определенном. объеме. Приказы сверху лишь частично, в слабой степени способны заставить производителя действовать в угоду потребителю. Иная картина наблюдается в экономике с господствующими рыночными отношениями в этих условиях свободный насыщенный рынок, рыночные цены выравнивают спрос, и предложение на товары и услуги, благодаря чему производители и потребители становятся равно зависимыми друг от друга. Этому способствует и конкуренция между производителями.
Если производитель не станет удовлетворять запросы потребителя, то потребитель обратится к другому производителю. Воздействие потребителей на производителей в условиях конкуренции и свободного рынка столь велико, что иногда даже говорят о "диктате потребителя". Существуют специальные законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей.
Кроме того, создаются общества, отстаивающие права потребителей и принимающие меры против недобросовестных производителей - вплоть до бойкотирования их товаров. Впрочем, производители тоже не остаются в накладе. Они создают монопольные объединения, завоевывают рынок сбыта, воздействуют на потребителей не всегда добросовестной рекламой.
Однако, поскольку в рыночной экономике
практически нет дефицита товаров, возможности
производителей ущемить потребителей
довольно ограничены. Отношения, между
производителями и потребителями вообще
не должны строиться на противостоянии,
друг другу. Нормальные отношения - это
отношения сотрудничества, при которых
производитель стремится удовлетворить
запросы потребителя, а потребитель платит
ему за это "Чистой монетой".
Заключение
1. Многообразные
потребности людей удовлетворяются экономическим
благами, создаваемыми производством.
Однако потребности постоянно растут
количественно и качественно, обгоняя
производство и создавая стимул для него.
Потребности общества безграничны и неудовлетворимы.
Производство представляет собой процесс
приспособления ресурсов общества для
удовлетворения потребностей людей. Основные
факторы производства – это труд, земля,
капитал и предпринимательская деятельность.
Информация о работе Взаимосвязь производства и потребления общества