Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:23, курсовая работа
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – это главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Далее по тексту будет обозначено как ЦБ РФ или Банк России.
Банк России, исполняет роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов.
Введение 3
Глава 1 Общие вопросы правового статуса Центрального банка Российской федерации 4
1.1 Правовой статус: понятие, общие положения 4
1.2 Основные цели, задачи и функции Центрального банка Российской федерации 8
Глава 2 Центральный банк Российской Федерации в роли государственной власти и юридического лица 12
Глава 3 Взаимоотношение Центрального банка Российской Федерации с кредитными учреждениями 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
При взаимодействии с другими кредитными организациями, например, с коммерческими банками, для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора ЦБ РФ:
Банковские проверки могут осуществляться или уполномоченными представителями (служащими) ЦБ РФ в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров – аудиторскими организациями19.
ЦБ РФ не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала). При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки. Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается в случаях предусмотренных в законе.
При нарушении банковского законодательства ЦБ РФ вправе применять к кредитным организациям меры юридического воздействия при нарушении кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, при непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации.
В указанных случаях ЦБ РФ вправе применить к таким нарушителям одну из следующих мер юридического воздействия:
В случае неисполнения в установленный срок предписаний ЦБ РФ об устранении нарушений, ЦБ РФ может:
Срок давности для привлечения составляет пять лет.
В расчете процентной ставки наряду с процентами включаются любые непроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам - физическим лицам. Кредитная организация не может быть привлечена ЦБ РФ к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных выше, если со дня его совершения прошел срок давности. Предусмотренные за нарушения банковского законодательства штрафные санкции взыскиваются с кредитных организаций в судебном порядке. Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения.
Самое серьезное наказание для кредитной организации - отзыв Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Так, например, за период с сентября по октябрь Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у таких кредитных организаций, как ООО"Национальный Республиканский Банк", ОАО АКБ "БРР", ОАО "АБ "ПУШКИНО", ООО КБ "КБЦ"21.
По состояния на 21.10.2013 на территории Российской Федерации, зарегистрировано 1075 кредитных организаций, среди них есть кредитные организации, у которых отозвали лицензии илианнулировали, а также ещё не оплатившие уставный капитал и не получившие лицензию (в рамках законодательно установленного срока)22.
Порядок отзыва устанавливается нормативными актами ЦБ РФ. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя ЦБ РФ. В период деятельности уполномоченного представителя ЦБ РФ кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с этим уполномоченным в порядке, установленном Законом РФ «О банках и банковской деятельности». С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя ЦБ РФ прекращается.
Правовой статус Центрального банка Российской Федерации с самого момента его создания стал предметом для дискуссий. Проблема состоит в том, что это статус характеризуется двойственностью: с одной стороны Центральный банк РФ является юридическим лицом (что закреплено в ст. 1 Закона о Центральном банке), осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями; с другой стороны Центральный банк РФ наделен государственно-властными полномочиями - он осуществляет нормативное регулирование, надзор за функционированием кредитных организаций и т.п., то есть осуществляет функции, характерные не для кредитной организации, а скорее для государственного органа.
Такая противоречивость правового статуса характерна не только для Центрального банка РФ. Схожий правовой статус имеют многие центральные банки зарубежных государств. Такое положение дел обусловлено особенностями современной рыночной экономики.
На мой взгляд, Банк России не является органом государственной власти. Мои выводы исходят из Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или с сайта «Центрального Банка» где написано: «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»23.
В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк Российской Федерации.
Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций.
Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем.
Учебная и научная литература
На интернет-ресурсы
1URL: www.cbr.ru/today
2Запольский С. В. Финансовое право : учебник / отв. ред. и авт. предисл. — проф. С.В. Запольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юридическая фирма «Контракт» : Волтерс Клувер,2011. — 792 с.
3Братко А.Г. Банковское право России. М.: Юрид. лит., 2007. С. 376.
4ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
5Запольский С. В. Финансовое право : учебник / отв. ред. и авт. предисл. — проф. С.В. Запольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юридическая фирма «Контракт» : Волтерс Клувер,2011. — 792 с.
6Запольский С. В. Финансовое право : учебник / отв. ред. и авт. предисл. — проф. С.В. Запольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юридическая фирма «Контракт» : Волтерс Клувер,2011. — 792 с.
7ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
8ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
9Братко А.Г. Банковское право России. М.: Юрид. лит., 2007. С. 380.
10ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
11URL: www.cbr.ru/today
12Запольский С. В. Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. — проф. С.В. Запольский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юридическая фирма «Контракт» : Волтерс Клувер,2011. — 792 с.
13Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2007. С. 101.
14Тосунян Г.А., Викулин А.Ю., Экмалян А. М. Банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник/ Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2008. С. 54.
15 Горбунова О.Н. Финансовое право: Учебник / М.- 2008. С. 25;
Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник / М., 2007. С. 142;
Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2008. С. 553.
16ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»
17 Шавров А.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс.- 7-е изд., доп. и перераб.- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.-198с.
18 Шавров А.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс.- 7-е изд., доп. и перераб.- М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.-198с.
19ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» ст.73
20ФЗ № 86 «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» ст.74
21URL: www.cbr.ru/credit
22URL: www.cbr.ru/credit
23URL: www.cbr.ru/today/?Prtid=