Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:23, курсовая работа
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – это главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Далее по тексту будет обозначено как ЦБ РФ или Банк России.
Банк России, исполняет роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов.
Введение 3
Глава 1 Общие вопросы правового статуса Центрального банка Российской федерации 4
1.1 Правовой статус: понятие, общие положения 4
1.2 Основные цели, задачи и функции Центрального банка Российской федерации 8
Глава 2 Центральный банк Российской Федерации в роли государственной власти и юридического лица 12
Глава 3 Взаимоотношение Центрального банка Российской Федерации с кредитными учреждениями 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Немаловажной государственной функцией Банка России является его нормотворческая деятельность. Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты в сфере регулирования банковской деятельности, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.
Нормативные акты Банка России подлежат государственной регистрации и вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальном издании Банка России - «Вестнике Банка России»11.
Важно отметить, что указанные функции ЦБ РФ осуществляет как монопольно, так и совместно с органами власти. При этом его взаимоотношения с органами государственной власти подчеркивают особенности публичного характера финансово-правового статуса ЦБ РФ.
Подчеркивая специфику правового положения центрального кредитного учреждения - Банка России можно сказать. С одной стороны, он является юридическим лицом без указания организационно-правовой формы и осуществляет банковские операции на основе равноправия с другими кредитными организациями, а с другой - обладает властными полномочиями в сфере регулирования процедуры создания и функционирования кредитных организаций, лицензирования их деятельности, установления обязательных нормативов, контроля и надзора за соблюдением банковского законодательства12.
Другими словами, Банк России имеет уникальное положение, он не относится ни к одной ветви власти и является органом специальной компетенции. Независим от органов государственной власти в своей деятельности, но вместе с тем наделен государственно-властными полномочиями в сфере банковского регулирования и надзора. Иных надзорных органов в данной сфере не предусмотрено.
Для начала рассмотрим, является ли Банк России органом государственной власти. В литературе по этому вопросу сложилось довольно много позиций.
В отношении к поставленной проблеме в юридической литературе были высказаны следующие точки зрения. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин высказывают интересное мнение, что ЦБ РФ, являясь органом государственной так называемой «денежной» власти, представляет государство как субъект, обязанный выполнять функцию защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты13. Как орган государственной власти особого рода ЦБ РФ выступает при осуществлении строго определенных функций - денежной эмиссии и деятельности по защите и обеспечению устойчивости рубля14.В итоге они останавливаются на определении, что «Центральный банк Российской Федерации - это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций».
О.Н. Горбунова относит ЦБ РФ к государственным органам специальной компетенции, подчёркивая при этом, что ЦБ РФ, являясь органом государственного управления, создан специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Н.И. Химичева также убеждена, что ЦБ РФ является органом государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений, соглашается. Ю.А. Крохина называет ЦБ РФ главным денежно-кредитным органом государства, не входящим ни в одну из известных («классических») ветвей власти15.
Теперь рассмотрим Банк России в роли юридического лица. В соответствии со ст.1 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Банк России имеет соответствующие уставный капитал (ст. 10), ведет годовую финансовую отчетность (гл. V), уплачивает налоги и сборы в соответствии с НК РФ (ст. 26), имеет право осуществлять банковские операции и сделки с извлечением прибыли (гл. VIII), ежегодно подвергается аудиторской проверке (гл. XV) и т.п.16
Таким образом, ЦБ РФ является юридическим лицом и отвечает признакам юридического лица. Он может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, то есть выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде. Также Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
Значительной особенностью ЦБ РФ, является то, что в отличие от всех иных государственных органов он не получает бюджетного финансирования. ЦБ РФ наделен собственником, то есть Российской Федерацией, уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей, а также иным имуществом. Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества без согласия ЦБ РФ не допускается. Собственником имущества ЦБ РФ является Российская Федерация как суверенное государство. Это имущество обособлено от остальной федеральной собственности и находится на балансе ЦБ РФ.
Содержание вещных прав позволяет считать, что ЦБ РФ владеет, пользуется и распоряжается имуществом на ином праве, чем право хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право, на основе которого ЦБ РФ владеет, пользуется и распоряжается своим имуществом, соответствует содержанию права собственности (ч.1 ст.209 ГК). Подобно собственнику ЦБ РФ вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им право владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
ЦБ РФ не получает финансирования за счет средств федерального бюджета и все свои расходы осуществляет за счет собственных доходов (ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»). В этом – существенное отличие ЦБ РФ от иных государственных органов, финансируемых за счет бюджетных средств. В состав доходов ЦБ РФ входят:
Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов ЦБ РФ не входят. После утверждения годовой финансовой отчетности ЦБ РФ перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль ЦБ РФ направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
ЦБ РФ наделен экономической и организационной обособленностью. Согласно ст. 2 ФЗ О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)» Российская Федерация не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. В свою очередь, ЦБ РФ не отвечает по обязательствам Российской Федерации, если это прямо не предусмотрено законом.
ЦБ РФ осуществляет свою деятельность без цели извлечения прибыли (ст. 3 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»). Однако осуществляя практическую банковскую деятельность, он, естественно получает её в качестве результата. Прибыль Банка после направления её в установленном Совете директоров порядке в резервы и фонды перечисляется в доход Федерального бюджета.17
Право совершать банковские операции объединяет кредитные организации и ЦБ РФ. Однако основания реализации права на совершение банковских операций у ЦБ РФ и кредитные организаций также различны. ЦБ РФ реализует это право на основании прямого указания закона, а кредитные организации - на основании лицензии. Таким образом, ЦБ РФ не является банком в полном смысле слова, так как банковская деятельность осуществляется им только для достижения цели защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, но не для получения прибыли (ст. 3 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»).
Как и кредитные организации, ЦБ РФ не имеет право совершать операции с недвижимостью, исключаю случаи, когда такие операции связанны с обеспечением его деятельности. Кроме того, он не занимается никакой торговой и производственной деятельностью, исключая случаи, специально оговоренные в законе (п. 4 ст. 49, ст. 50 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»). Все банковские операции и иные сделки ЦБ РФ может совершать только при соблюдении ограничений, предусмотренных законодательством. Так, ЦБ РФ наделен правом совершать банковские операции и иные сделки только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также Правительством РФ на срок не более чем на один год под соответствующее обеспечение. ЦБ РФ не имеет права обслуживать физических лиц и юридических лиц, не имеющих лицензии на совершение банковских операций, за исключением случаев, когда в регионе отсутствуют кредитные организации. Он обязан осуществлять банковское обслуживание для реализации принципа единого экономического пространства в Российской Федерации и свободного перемещения финансовых средств. Такие ограничения экономической деятельности по субъектному составу связаны с неравным положением ЦБ РФ и иных кредитных организаций на рынке банковских услуг, где ЦБ РФ имеет более выгодное положение по сравнению с иными участниками. Наделение его правом совершать банковские операции с физическими и юридическими лицами, не имеющими лицензии ЦБ РФ, может привести к созданию монополии и сокращению количества кредитных организаций в Российской Федерации, что противоречит ч. 2 ст. 34 Конституции РФ.
ЦБ РФ вправе осуществлять банковские операции, в том числе сделки с иностранной валютой, с драгоценными металлами и иными валютными ценностями, как самостоятельно, так и по поручению Правительства РФ, но только для защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы (ст. 46 ФЗ «О Центральном Банке Российской федерации (Банке России)»).18
Его годовая отчетность включает счет прибыли и убытков, в том числе отчет о полученной прибыли и ее распределении; отчет о формировании и об использовании резервов и фондов; отчет об управлении ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящих в состав имущества ЦБ РФ; отчет о расходах на содержание служащих; отчет об исполнении сметы капитальных вложений.
ЦБ РФ как юридическое лицо имеет некоторые черты учреждения. Однако, ЦБ РФ нельзя назвать учреждением в полном смысле слова. Действительно, имущественные права ЦБ РФ гораздо шире, чем право оперативного управления, предусмотренное гражданским законодательством для учреждения. Полномочия, переданные государством ЦБ РФ, по отношению к имуществу отвечают содержанию права собственности, предусмотренного ст. 209 ГК РФ. Кроме того, собственник учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, в то время как государство, по общему правилу, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, если иное не будет установлено законом.
В литературе верно отмечается, что осуществление ЦБ РФ хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершаются независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он, прежде всего оказывает тем самым целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются ЦБ РФ в рамках общей государственной денежно-кредитной политики.
Таким образом, главной особенностью правового статуса ЦБ РФ в настоящее время является то, что осуществление его государственно-властных полномочий и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи - управлению в сфере денежно-кредитных отношений.
ЦБ РФ несмотря на главенствующую роль в банковской системе не вправе требовать от кредитных организаций:
Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями развиваются по следующим направлениям:
Выполняя функцию ядра банковской системы ЦБ РФ: