Выбор режима валютного курса Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Валютный курс является стержнем валютной политики государства - он может использоваться как целевой ориентир, инструмент политики или просто экономический показатель. Роль валютного курса во многом определяется типом выбранной денежно-кредитной политики. Оптимальное значение обменного курса может привести к достижению внутреннего и внешнего равновесия экономики.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)
    1. Методы  регулирования валютного курса
 

Основными методами регулирования валютного  курса являются валютная интервенция, дисконтная политика, девальвация и ревальвация.

Валютная  интервенция характеризуется прямым вмешательством центрального банка (ЦБ) в валютный рынок. Она сводится к купле и продаже центральным банком иностранной валюты. ЦБ покупает иностранную валюту, когда ее предложение избыточное и курс низкий, и продает, когда возникает повышенный спрос на иностранную валюту при ее высоком курсе. Таким способом ограничиваются колебания курса национальной валюты. 

Принимая  во внимание, что резервы инвалюты всегда ограничены, осуществление валютной интервенции возможно только при условии, что неуравновешенность платежного баланса является незначительной и характеризуется постепенным изменением пассивного сальдо на активное, или наоборот. Валютная интервенция зачастую используется для поддержки курса национальной валюты на более низком уровне с целью осуществления валютного демпинга. Это сводится к обесцениванию национальной валюты и наращиванию экспорта товаров по ценам, ниже мировых. Валютный демпинг служит средством борьбы за рынки сбыта. Главным его условием является снижение курса национальной валюты в более высоких темпах, по сравнению с темпами падения ее покупательной способности на внутреннем рынке. Для валютного демпинга характерными являются следующие моменты:

  • во-первых, экспортер, покупая товары на внутреннем рынке за национальную валюту, купленную по текущему курсу, продает их на внешнем рынке за иностранную валюту по ценам, ниже среднемировых;
  • во-вторых, источником снижения экспортных цен является курсовая разница, которая возникает при обмене вырученной иностранной валюты на национальную;
  • в-третьих, вывоз товаров в массовом масштабе обеспечивает сверхдоходы экспортерам. Демпинговая цена может быть ниже даже себестоимости производства. Однако экспортерам невыгодна очень заниженная цена, поскольку в этом случае не исключается возможность возникновения конкуренции с национальными товарами в результате их реэкспорта иностранными контрагентами.
 

Дисконтная  политика характеризуется повышением или снижением учетной ставки центрального эмиссионного банка с целью повлиять на движение зарубежных краткосрочных капиталов. Повышая учетную ставку в периоды ухудшения состояния платежного баланса, центральный банк стимулирует прилив капиталов из стран, где дисконтная ставка ниже. Это способствует улучшению состояния платежного баланса. Например, в первой половине 80-х годов прошлого столетия администрация США проводила политику высоких процентных ставок и курса доллара. Это стимулировало (наряду с другими факторами) приток инвестиций в страну из Западной Европы и Японии. С 1980 по 1984 год их размер составил более 500 млрд долларов США. В результате курс доллара повысился, а курс валют стран-инвесторов под влиянием этого фактора снизился.

Безусловно, такой способ решения внутригосударственных  проблем может быть эффективным только при условии, что движение капиталов между странами обусловлено более прибыльным их размещением. Следовательно, повышение дисконтной ставки не всегда является эффективным методом наращивания и сохранения капиталов в стране.

Девальвация и ревальвация традиционно используются для валютного регулирования. Их суть сводится к снижению или повышение курса национальной валюты вследствие инфляции, неуравновешенности платежного баланса, разрыва между покупательной способностью сопоставляемых валютно-денежных единиц. До отмены фиксированного содержания золота в валютах девальвация сопровождалась снижением веса металла в денежной единице, а ревальвация - его повышением.

В современных  условиях девальвация и ревальвация  не являются средствами стабилизации валютного курса. Они представляют собой всего лишь способ приведения во временное соответствие официального курса с действительным, который сложился на валютном рынке. Например, в пределах Западной Европы за последние двадцать лет официально проводились многократные девальвации (французского франка, итальянской лиры) и ревальвации (марки ФРГ, голландского гульдена и др.). При «плавающих» валютных курсах девальвация и ревальвация происходят, как правило, стихийно. Впрочем, девальвация зачастую осуществляется осознанно: снижая официальный курс национальной валюты, добиваются стимулирования экспорта и сдерживания импорта. 

1.6 Проблема выбора режима обменного курса для стран с переходной экономикой 

Выбор системы обменного курса какой-либо страной определяется, в первую очередь, показателями экономического развития, состоянием платежного баланса, степенью открытости экономики, уровнем конкурентоспособности, величиной резервов иностранной валюты, степенью зависимости экономики от внешней торговли, общественно-политическим климатом в обществе, состоянием национальной денежной системы.

Выбор режима обменного курса зачастую предполагает компромисс между доверием и гибкостью. Странам с переходной экономикой приходится сталкиваться с  особенно сложным выбором между  желанием провозгласить надежность новых институтов и обеспечением достаточной гибкости для переориентации производства. Оба варианта в равной степени важны, но требуют разных режимов.

Для бывших социалистических стран, ставших на путь перехода к рыночной экономике, выбор режима обменного курса оказался одним из важных элементов общего процесса выработки экономической политики. Внутриэкономическая ситуация, сложившаяся в этих странах, характеризовалась резким падением производства, снижением реального уровня жизни, высокой инфляцией или гиперинфляцией, последовавшими за либерализацией цен. Во внешнеэкономической сфере подавляющее большинство стран столкнулись с ухудшением условий торговли (в первую очередь из-за перехода к расчетам за энергоносители по мировым ценам), с ростом реального обменного курса, падением конкурентоспособности, осложнением проблем платежного баланса, потерей традиционных рынков, разрывом экономических связей.

В то время многие эксперты отмечали, что выбор оптимального режима обменного курса в переходной экономике сопряжен с решением особо трудных проблем. Согласно стандартной теории, предпочтение следовало бы отдать гибким курсам, так как перестройка экономических систем требует гибкости. С другой стороны, большинство систем гибких курсов сложнее реализовать, в особенности в таких ситуациях, когда необходимые денежные и валютные рынки, которые либо еще предстоит создать, либо они

недостаточно  развиты. [32]

Веским  аргументом в пользу не только фиксированного, но, возможно, очень жесткого режима обменного курса являлись необходимость и стремление добиться доверия, а также посылки сильных сигналов “антиинфляционной настроенности”. Сторонники этого подхода доказывали, что страны с переходной экономикой и их институты, которые еще не были опробованы, завоюют больше доверия, если обменные курсы не только будут фиксированными, но и останутся фиксированными навсегда.[48]

Выбор режима обменного курса является также самым важным фактором, определяющим монетарную независимость страны и  тип монетарного режима, который она может реализовать (монетарная политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк).Однако для любого заданного режима обменного курса степень монетарной свободы также различается в зависимости от структурных характеристик, таких, как режим счета капитала, размер экономики и глубина финансовых рынков. Учитывая, что выбор режима обменного курса и компромиссы между режимом курса и монетарным режимом взаимосвязаны, на практике выбор режима обменного курса и монетарной системы всегда оказывается общим решением.

Как видно из таблицы 2, выбор “жесткого режима” (долларизация или валютный совет) требует полного и абсолютного подчинения изменений ликвидности внутри страны цели по поддержанию курсовой привязки. Благодаря такому выбору органы управления обязаны также понимать, что жесткий режим, как правило, не оставляет никаких вариантов для монетарной политики. Как видно из таблицы 2, только страны с плавающим курсом и сравнительно развитыми финансовыми рынками имеют реальный шанс добиться некоторой степени монетарной независимости. Несмотря на отсутствие такого звена, как обменный курс, для управления денежными интервенциями этот режим требует, чтобы руководящие органы имели в своем распоряжении альтернативный якорь, который был бы заметен и пользовался доверием, а также мог посылать сигналы финансовым рынкам о качестве монетарной политики. [Ане гульде 40]

Во многих случаях даже страны с весьма сходными экономическими характеристиками выбрали  разные режимы, основываясь на политических предпочтениях и ощутимых различиях  в наборе компромиссов.(рис 1 стр 43)

На ранних этапах переходного периода примерами могут служить три прибалтийские страны, которые первоначально выбрали три разных режима обменного курса, а также страны Центральной и Южной Европы, где никакой единой картины не получилось.

Тот факт, что многие страны с переходной экономикой изменили позже свой режим обменного курса  является еще одним подтверждением трудностей (и компромиссов), связанных с выбором. Такие трансформации были частыми, и некоторые страны не раз меняли свой режим. Кроме того, они не были однонаправленными, количество переходов стран от валютной привязки к более гибким режимам обменного курса и наоборот было почти равным. (рисунок 2, гульде 43).

ГЛАВА 2. оценка реализации валютных режимов в Республике Беларусь 

2.1 Факторы, сигнализирующие об оптимальности выбранного валютного режима 

Для оценки надлежащего уровня обменного курса национальной валюты необходимо рассмотреть факторы, которые сигнализируют об оптимальности установленного уровня фиксации. Стэнли Фишер выделяет следующие индикаторы:

  1. Уровень реального обменного курса часто используется в качестве индикатора необходимости корректировки обменного курса. Показатель реального валютного курса, основанный на отношении удельных издержек на рабочую силу (издержки на заработную плату, скорректированные на производительность труда) внутри страны к аналогичным издержкам в странах — торговых партнерах или в случае отсутствия индексов удельных издержек на рабочую силу, индекс относительных потребительских цен является наиболее приемлемым индикатором реального обменного курса. Широко распространенной практикой является сравнение действующего в настоящее время реального обменного курса с курсом на некоторую дату в прошлом, когда счет текущих операций находился в удовлетворительном состоянии.
  2. Снижение уровня официальных резервов означает, что уровень обменного курса выбран неудачно. Сокращение резервов может отражать либо дефицит счета текущих операций, либо перемещение средств из национальной валюты на счет операций с капиталом и финансовых операций, указывая на недостаточную степень доверия к политике страны со стороны резидентов и иностранцев. Однако учитывая то, что валютные резервы могут возрасти за счет заимствований, и центральные банки имеют возможность сделать так, чтобы резервы выглядели более значительными, чем на самом деле, изменения в иностранных активах в этом случае не являются удовлетворительным индикатором необходимости корректировки обменного курса.
  3. Существующее и перспективное сальдо текущих операций платежного баланса является важным критерием определения правильности обменного курса. Если в условиях фиксированного обменного курса прогноз дефицита счета текущих операций показывает невозможность его финансирования за счет снижения резервов или постоянного заимствования, то в конечном счете это означает необходимость девальвации. Этот критерий указывает на то, что девальвация может быть уместной, даже если в настоящее время на счете текущих операций дефицита нет. Однако если дефицит счета текущих операций носит временный характер, то необходимости в девальвации может не возникнуть. Сальдо счета текущих операций не всегда может служить хорошим индикатором, так как реагирует относительно медленно на изменения реального обменного курса.
  4. Во многих странах существуют параллельные, или «черные» валютные рынки, где рыночный обменный курс часто служит разумным индикатором степени неравновесия официального обменного курса. Однако поскольку такие рынки могут быть неактивными и находиться под влиянием лишь нескольких дилеров, к интерпретации этого индикатора необходимо подходить с осторожностью.Тем не менее очень значительное снижение стоимости национальной валюты на параллельном рынке часто является признаком завышенного обменного курса.[очк 30]
 

Оценку реализации валютных режимов в Республике Беларусь можно построить в три этапа:

  • Рыночное курсообразование 1994 - 1995 годов.
  • Административная система множественности валютных курсов 1996 -сентябрь 2000 года.
  • Валютный режим на современном этапе.

В анализе  не рассматривается ситуация на валютном рынке в трансформационный период 1991-1993 годов по причине использования монетарными властями предпочтительно административных инструментов, а также из-за обращения на территории республики наравне с белорусской денежной единицей советского рубля (до лета 1994 года). 

2.2 Оценка валютных режимов, применяемых в Республике Беларусь в период  1995 – 2000 годов. 

2.2.1 Оценка режима управляемого плавания, применяемого Национальным Банком Республики Беларусь, начиная с 1995 года 

Начиная с 1995 года Национальный Банк Республики Беларусь применяет режим управляемого плавания.

1. В таблице 1 (очкастый 30)указаны фактические данные о номинальном обменном курсе белорусского рубля к доллару США и российскому рублю, а также индекс реального обменного курса в промежуток между функционированием административных режимов множественности валютных курсов.

Резкие скачки реального валютного курса являются индикатором пересмотра действующего валютного режима. Рост индекса реального обменного курса отражает реальное удорожание национальной валюты, а падение соответственно удешевление.

Итак, номинальная  девальвация в 1994 году сопровождалась реальной ревальвацией, что, возможно, было недостаточным аргументом для  отмены режима свободного плавания в апреле 1995 года. К тому же фактически это усилило эффект повышения стоимости валюты к концу года. В совокупности с другими причинами структурного кризиса 1995 года ревальвация, вызвавшая потери экспортеров, привела к принятию решения о переходе с рыночного на административный режим множественности валютных курсов.[очкастый стр.30 ]

2. Показатель валютных резервов в рассматриваемый период не может быть достаточно транспарентным так как его изменение в большей мере отражает

результат взаимоотношений монетарных властей с международными финансовыми организациями (в частности с МВФ, от которого в 1994 году была получена сумма в 98 млн долларов США), нежели действия Национального банка на валютном рынке в форме интервенций. (( Шилович Г. Валютное регулирование в 1994 году: куда пойдет валюта, предназначенная для общегосударственных нужд // НЭГ. 1994. — С. 7. )

Информация о работе Выбор режима валютного курса Республики Беларусь