Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 16:06, курсовая работа
Цель работы: подробно рассмотреть все аспекты деятельности вторичного рынка ценных бумаг.
Введение 2
Сущность вторичного рынка ценных бумаг 3
Рыночный договорной процесс 4
Ранжирование ценных бумаг на рынке 9
Организация процесса торговли ценными бумагами 12
Котировка ценных бумаг и фондовые индексы 15
Операции на фондовом рынке 18
Инвестиционные операции 18
Спекулятивные операции 18
Операции репо/депо 20
Арбитражные операции 22
Заключение 25
Список источников 26
Фондовые биржи и другие организаторы торговли могут устанавливать дополнительные требования и критерии для включения ценных бумаг в котировальные листы первого и второго уровней, а также более строгие требования к эмитентам и их ценным бумагам по сравнению с требованиями, установленными соотвествующими нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Однако на практике требования листинга полностью зависят от уровня развития самого фондового рынка. Поэтому, например, российские фондовые биржи включают в свой листинг не только ценные бумаги, удовлетворяющие котировальным листам первого и второго уровней, но и другие ценные бумаги, которые имеют хоть какой-то спрос на рынке. Для них и предназначается котировальный лист третьего уровня.
Важное значение имеет унификация требований к листингу в масштабах всей страны, т. е. его независимость от того, у какого организатора торговли этот листинг получен. Это могло бы позволить эмитентам, прошедшим процедуру листинга на одной фондовой бирже, получить котировку своих ценных бумаг и на других отечественных биржах.
Включение
ценных бумаг в котировальные
листы сразу многих бирж позволяет
расширять рынок данной бумаги, увеличивать
число участников независимо от их
территориальной
Процедура допуска ценных бумаг к обращению на организованном фондовом рынке призвана защищать частного инвесторов от противоправных действий тех или иных участников рынка. Это, в частности, достигается путем:
• равного доступа участников торговли и их клиентов ко всей информации, раскрываемой в соответствии с правилами листинга;
•
исключения из котировальных листов
ценных бумаг, переставших отвечать
установленным требованиям, или
в случае нарушения эмитентом
установленных для нее
•
недопущения манипулирования
Организация процесса торговли ценными бумагами
Формы организации процесса торговли ценными бумагами.
Рыночная практика выработала две формы организации процесса торговли ценными бумагами:
• биржевая;
• внебиржевая («уличная»).
Биржевая торговля ценными бумагами — это торговля ценными бумагами, которая организуется профессиональным участником рынка ценных бумаг, называемого фондовой биржей (или просто биржей). Это централизованная торговля ценными бумагами, характеризующаяся объединением ее участников в одном месте, в одно время и торгующих по единым правилам.
Внебиржевая торговля ценными бумагами — это торговля ценными бумагами между участниками рынка, осуществляемая в отсутствие единого организатора рынка. Это децентрализованная форма торговли ценными бумагами. Внебиржевая торговля еще называется «уличным» рынком, торговлей «с прилавка».
Исторически торговля ценными бумагами развивалась в направлении от неорганизованных к организованным формам. С течением времени вырабатывались общеупотребимые правила торговли ценными бумагами и появились участники рынка, которые специализировались на торговле имеющимися в данное время ценными бумагами. Эти профессиональные участники постепенно пришли к пониманию того, что их коммерческие дела пойдут лучше, если они объединятся в некие торговые сообщества, которые получили название биржа.
Любой организованный в форме биржи рынок не в состоянии охватить всю торговлю ценными бумагами по самым разным причинам, например:
• наличие физических ограничений, свойственных любому обособленному рынку: ограниченность территории (места торговли), ограниченность участников, ограниченность времени торговли и т.п. Именно в силу данной причины на биржевом рынке, в частности, становится возможной и необходимой процедура листинга ценных бумаг. Если любая биржа не в состоянии торговать всеми ценными бумагами, то, естественно, она должна отобрать те из них, которыми собирается торговать. Но уж если отбирать, то надо отбирать лучшие ценные бумаги, которые являются наиболее пригодными для торговли, как с точки зрения профессиональных торговцев (наиболее активно торгуемые), так и с точки зрения инвесторов (наиболее надежные бумаги);
• функциональная ограниченность. На организованном рынке действуют правила, которые должны соблюдаться его участниками, а потому рыночные операции, выходящие за установленные биржей рамки, могут осуществляться только на внебиржевом рынке;
• экономическая ограниченность (целесообразность). В ряде случаев совокупная оплата услуг рыночных посредников может быть ниже, если операция совершается на внебиржевом рынке, поскольку оплата услуг при биржевой торговле включает оплату услуг не только брокеров (дилеров), но и биржи, и расчетных систем и др. Следовательно, на практике всегда имеются обстоятельства, вследствие которых рынок ценных бумаг представляет собой сосуществование его биржевого и внебиржевого сегментов (частей, рынков). Однако современный внебиржевой рынок ценных бумаг не является антиподом биржевого рынка в смысле их противопоставления как стихийного (неорганизованного) и организованного рынков.
Организованность внебиржевого рынка обеспечивается, с одной стороны, необходимостью соблюдения всеми участниками рынка ценных бумаг имеющегося в данной стране законодательства, которое в своей основе вообще не делит рынок ценных бумаг на указанные части, а только особо выделяет его биржевой сегмент. С другой стороны, поскольку речь идет о едином рынке, постольку и внебиржевые участники рынка в основном придерживаются общерыночных правил хозяйственного оборота на данном рынке.
Развитие компьютеризированных форм торговли ценными бумагами ведет к стиранию различий между биржевым и внебиржевым рынками, превращает рынок ценных бумаг в единый организованный рынок, в котором снимаются как границы биржевого рынка, так и децентрализованный характер внебиржевого рынка.
Биржевая торговля основана на «столкновении» покупателей и продавцов, или спроса и предложения.
Виды биржевых аукционов:
• простой аукцион: простой публичный; простой закрытый;
• двойной аукцион.
Простой публичный аукцион — это публичный (присутственный) аукцион, динамика цены на котором имеет преимущественно однонаправленный характер.
Публичность аукциона означает, что созданы условия, например, благодаря одновременному присутствию всех участников в торговом зале, при которых все эти участники имеют информацию о предлагаемых друг другом ценах.
Простой публичный аукцион используется обычно в условиях сравнительно малоактивного рынка. При такой организации торговли цена зависит от соотношения между спросом и предложением.
В зависимости от того, кто преобладает на рынке, он подразделяется на:
• аукцион продавца, или английский аукцион, это аукцион, на котором покупателей больше, чем продавцов, и потому цена сделки оказывается, как правило, выше, чем начальная (стартовая) цена аукциона. Сделка совершается, когда остается один покупатель или число покупателей сравняется с числом продавцов;
• аукцион покупателя, или голландский аукцион, это аукцион, на котором продавцов больше, чем покупателей, и потому цена сделки оказывается, как правило, ниже, чем начальная (стартовая) цена аукциона. Сделка совершается, когда остается один продавец или число продавцов сравняется с числом покупателей.
Простой закрытый аукцион — это способ определения цены продаваемой (покупаемой) ценной бумаги самим продавцом (покупателем) на основе заявок на ее покупку (продажу), подаваемых заинтересованными участниками рынка при полном отсутствии у каждого из них информации о ценах, предлагаемых другими участниками аукциона. Такой аукцион возможен лишь в ситуации, когда участники рынка очень заинтересованы в покупке или продаже рыночного актива и, что называется, «в темную», подают свои предложения по цене. Организатор аукциона выбирает наиболее устраивающее его по цене (но могут быть и другие условия) предложение и заключает договор купли-продажи ценной бумаги с предложившим его лицом. Такого рода аукционы бывают при размещении государственных ценных бумаг.
Двойной аукцион — это аукцион, динамика цены на котором имеет разнонаправленный характер. Этот вид торговли используется на высокоактивных рынках, где спрос и предложение подвержены постоянным колебаниям в любую сторону и число продавцов и покупателей не остается неизменным, а само зависит от уровня рыночной цены.
Двойной аукцион существует в двух формах:
•
залповый — это двойной аукцион,
когда заявки на покупку и на продажу
накапливаются в течение
• непрерывный — это двойной аукцион, при котором сделки совершаются непрерывно по индивидуальным ценам, колеблющимся от сделки к сделке.
Такого вида аукцион лежит в основе торговли ценными бумагами, когда ежедневно совершается множество сделок с ними. Приказы на покупку и продажу ценных бумаг непрерывно поступают в торговую систему биржи и исполняются в порядке поступления с учетом характеристик приказа и наличия приказов противоположного характера. Подавляющая часть приказов на покупку и одновременно на продажу в этом случае являются рыночными приказами, которые должны заключаться по текущим ценам, а не ожидать появления на рынке подходящего противоположного приказа, как это имеет место в случае лимитного приказа.
В
отличие от залпового аукциона, цена
на котором объявляется раз в определенный
интервал времени, непрерывный аукцион
означает наличие и объявление (котировку)
рыночных цен в непрерывном режиме.
Котировка ценных бумаг и фондовые индексы
Котировка ценной бумаги это доступная для всех участников рынка информация о рыночной цене ценной бумаги. На современном рынке цена акции задается в абсолютном выражении в национальной валюте, например, в рублях и копейках за одну акцию. Цена облигации выражается в относительной величине, обычно в процентах от ее номинала. Например, цена облигации в размере 95,15% при условии, что ее номинальная стоимость составляет 1000 руб., означает, что в абсолютном выражении ее цена равна 951 руб. 50 коп.
Следует различать следующие виды котировки:
• преддоговорная котировка это существование рыночной цены ценной бумаги в качестве цен предложения на покупку и продажу:
— цена покупателя, или цена предложения на покупку, или текущая котировка по запросу, или бид (bid) — это цена, которую предлагает маркетмейкер в качестве покупателя. По этой цене клиент может продать ему свою ценную бумагу (но может предложить и свою более высокую цену продажи);
— цена продавца, или цена предложения на продажу, или текущая котировка по предложению, или аск (ask), офер (offer) это цена, которую предлагает маркетмейкер в качестве продавца; по этой цене клиент может купить ценную бумагу (но может предложить и меньшую цену). Цена продавца (аск) всегда больше цены покупателя (бид), так как из этой разницы в ценах и образуется доход профессионального торговца-дилера (маркетмейкера) на рынке ценных бумаг. Разница между ценами продавца и покупателя называется трэдом;
• последоговорная котировка, или курс, ценной бумаги это рыночная цена ценной бумаги в соответствии с заключенной по ней сделкой.
Различия между этими двумя видами котировок следующие:
• преддоговорная котировка состоит из двух цен, последоговорная котировка представляет собой единственную цену;
• преддоговорная котировка есть основа предполагаемой будущей рыночной цены, последоговорная котировка это непосредственно рыночная цена ценной бумаги;
• преддоговорная котировка сама основывается на последоговорных котировках, т. е. на рыночных ценах уже заключенных сделок.