Вступление России в ВТО: сложности, положительные и отрицательные стороны

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы предопределила решение следующих задач:
- осветить роль ВТО в международной торговле;
- проанализировать место и роль России в мировой торговле;
- оценить положительные и отрицательные результаты вступления России в ВТО;
- проанализировать задачи соблюдения национальных интересов России.

Оглавление

ведение 5
1 Всемирная торговая организация 7
1.1 История создания ВТО 7
1.2 Преимущества торговой системы ВТО 8
2 Россия и ВТО
17
2.1 Цели вступления России в ВТО
17
2.2 Процесс вступления России в ВТО 23
2.3 Проблемы и перспективы вступления России
в ВТО
24
2.4 Положительные и отрицательные последствия вступления России в ВТО
31
Заключение 36
Список литературы 39
Приложение А Состав Рабочей группы по присоединению
России к ВТО

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 84.33 Кб (Скачать)

       С учетом приведенных выше соображений  обратимся к анализу конкретных целей России при вступлении в ВТО.

       Вопрос  об улучшении имиджа России можно  вынести за пределы экономического анализа и в данном случае опустить, поскольку достижимость этой цели во многом будет зависеть от того, насколько успешно Россия справится с другими. Приведем высказывания относительно инвестиционных перспектив вступления в ВТО.

       «Не надо забывать, что в страну с  относительно неблагоприятным инвестиционным климатом значительные иностранные  капиталовложения направляются, только если в нее не могут прийти товары. Мы своими глазами видим, что российский авторынок проще осваивать, вкладывая средства в строительство заводов в Узбекистане, Чехии и Германии, рынок бытовой электроники - в предприятия Юго-Восточной Азии, рынки качественной сантехники и обуви - в западно-европейские предприятия. Исключения лишь подтверждают общее правило. Между тем вступление в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, закрывая его тем самым для инвестиций. Возможность значимых капиталовложений сводится на нет еще и потому, что эта организация не допускает «принуждения к инвестициям», под которое в России подпадает более 80 нормативных актов, в том числе и уже отмененная льгота по налогу на прибыль, освобождавшая от него часть инвестиций. В свете сказанного позиция либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Россию в ВТО, представляется абсурдной. Основной их довод: это нужно, потому что наша промышленность, потребляя много комплектующих из-за рубежа, ужасно страдает от импортных пошлин. Действительно, после вступления страны в ВТО отечественная промышленность перестанет страдать, и не только от пошлин - как говорится, «отмучается». Именно дилемма «либо товары, либо инвестиции» - причина замалчиваемого сторонниками вступления в ВТО феномена: экономическое развитие стран, становящихся членами этой организации, резко замедляется. В прошлом году рост российского ВВП и так затормозился более чем в полтора раза, сократившись с 8,3 до 5,24%. Неужели кому-то хочется вернуться во времена «нулевого роста» или и того хуже - экономического спада?»[10].

       «О возможностях же встраивания российских предприятий в транснациональные технологические цепочки вообще ничего определенного не известно. Не вдаваясь в дискуссию о том, выгодно ли это России (с одной стороны, производства будут загружены, с другой - в стране будут оставаться средства только на зарплату), отметим: современные ТНК достаточно мощны, чтобы обеспечить свои интересы в нужных регионах и сферах без чьих-либо услуг. Те сотни российских предприятий, технологический уровень и профиль которых соответствуют потребностям транснациональных корпораций, так или иначе уже включены в их состав. Понятно, что вступление или невступление России в ВТО не сможет серьезно изменить поведение ТНК»[11].

       Итак, из анализа «за» и «против» вступления России в ВТО нельзя однозначно сказать, насколько это целесообразно. Можно лишь отметить, что издержки присоединения, которые придется нести национальным экономическим субъектам, вполне реальны и возникают непосредственно после завершения переговоров. Основная часть выгод от присоединения, напротив, носит ожидаемый характер. Иными словами, за них предстоит побороться, но исход этой борьбы отнюдь не очевиден.

 

        Заключение

 

       Особенно  важным итогом перестройки экономики  и режима торговли становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО. Успешное завершение «уругвайского» раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании ВТО, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой концепции для России сегодня трудно переоценить. ВТО предлагает России перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему. Укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.

       Российское  правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с российскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО.

       Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в России в рамках проблемы присоединения России к системе  ВТО, обобщим стоящие перед ней цели:

       - приоритетное применение ценовых методов и механизмов в регулировании внешней торговли. В регулировании импорта основным инструментом должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой ценой.

       - упразднение правительственных закупок. После отмены централизованного импорта, практика централизованного экспорта должна быть также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.

       - приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям.

       - расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных пошлин.

       - формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта. Недавнее увеличение импортных пошлин свидетельствует о тревожной тенденции к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах. Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.

       - отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли в других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности, поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других, связанных с торговлей, налогов и сборов.

       Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом, достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО должно  оказать положительное   воздействие   на   ход   экономических    реформ,    будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.

       Однако  следует отметить, что успех реформы  внешнеэкономической сферы должен со своей стороны способствовать улучшению общей макроэкономической ситуации. Торговая политика может и должна играть в России стратегическую роль и с точки зрения структурной перестройки хозяйства.

       Россия  по всем параметрам занимает равное место  среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось  сдвинуться в этом отношении, процесс  ее превращения в полноправного  участника международных экономических  отношений со статусом мировой державы  еще потребует значительных усилий.

       Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве  России. Однако большое значение имеет  международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему международной торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа российской продукции на западные рынки.

       Трудности, с которыми сталкивается России в этом направлении, очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности. Конечно, приходится уступать ради получения своего рода «пропуска» в международную торговую систему, но ведь в современных условиях практически невозможно рассчитывать на полноправное участие какого-либо государства в мировой торговле без членства в этой международной организации. О правильности же наших действий в отношении ВТО мы узнаем только через некоторое время, когда почувствуем все плюсы и минусы на себе, в полной мере. Хочется верить, что вступление в ВТО – оправданный шаг к развитию нашей страны.

 

        Список литературы

 

       1 http://www.wto.ru

       2 Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002. – Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).

       3 Россия и международная торговая система / Под ред. Э. ВанДузера, С.Ф. Сутырина, В.И. Капусткина. СПб.: Изд-во «Петрополис».2000., стр.19.

       4 Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация. Международная жизнь, М. - 1995 г., №9, стр. 121.

       5 Sanford J. World Trade Organization opens global markets. Business America, Washington. - 1995, Jan., p. 6.

       6 Полуэктов А. «Важнейший шаг на пути к мировому рынку»// Внешняя торговля. - 1995. - № 7 - 8.

       7 Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002. – Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).

       8 Делягин М. Тест на прагматичность и ответственность. // Человек и труд, - 2002. - №3.

       9 Татаркин А. Региональные последствия вступления России в ВТО. // Эксперт. – 2003. - №5

       10 Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002. – Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).

       11 Становление рынка в постсоветской России: Институциональный анализ / Под ред. Р.М. Нуреева. – М: Аспект Пресс, 2002. – Гл. 6 (автор С.А. Афонцев).

\

       Приложение А

       (справочное) 

       Состав  Рабочей группы по присоединению  России к ВТО  
Ноябрь 2005г.

       Председатель: посол Стефан Йоханнессон (Исландия)  

Аргентина

Армения

Австралия

Боливия

Бразилия

Бруней-Даруссалам

Болгария

Канада  
Чили  
Китай  
Колумбия  
Коста-Рика  
Хорватия 
Куба  
Доминиканская республика  
Эквадор  
Египет

Эль-Сальвадор 
 

Гватемала  
Гондурас  
Гонконг   
Исландия 
Индия  
Индонезия  
Израиль 
Япония

Корея 
Кувейт 
Киргизия 
Малайзия 
Мауритиус  
Мексика  
Молдова  
Монголия  
Марокко  
Новая Зеландия 
Никарагуа  
Норвегия  
 
Пакистан  
Панама  

Парагвай 
Перу  
Филиппины  
Румыния 
Сингапур

ЮАР

Шри-Ланка 

Швейцария  
Тайланд 
Тунис  
Турция  
США  
Уругвай

Венесуэла

Грузия 

Европейский союз Оман

Информация о работе Вступление России в ВТО: сложности, положительные и отрицательные стороны