Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение «теневого» рынка как фактор нарушения рыночного равновесия.
Задача: выявить экономическую оценку теневой нагрузки на государственный бюджет Казахстана; разобрать влияние теневой экономики на рынок социальных услуг, на финансовый рынок, на рынок труда.
Введение…………………………………………………………………......................3
Глава 1. « «Теневой» рынок»………………………………………………………..4
1.1. Теневая деятельность на отраслевых товарных рынках……………………....4
1.2. Обуздание «теневого» сектора……………………………………………….....9
Глава 2. «Воздействие на теневой рынок»……………………………………....12
2.1. Воздействие на рынок социальных услуг……………………………………..12
2.2. Воздействие на рынок труда……………………………...………………….....15
2.3. Воздействие на финансовый рынок…………………………………………....21
Заключение………………………………………………………………....................24
Список литературы………………………………………………………………....25
представляет собой не только масштабное, но и системное явление. Она имеет
само достаточный характер, собственную институциональную систему (правила, нормы как писанные, так и неписанные, систему разрешения хозяйственных споров и т.д.).
Системный характер теневой деятельности подтверждается данными о доле теневого сектора и выявляемом ущербе в отдельных отраслях и на отдельных отраслях товарных рынках. Обращает на себя внимание обратно пропорциональная отраслевая структура теневой деятельности и выявляемого ущерба: чем больше удельный вес теневой деятельности в отрасли, тем меньше доля выявляемого ущерба. Причина очевидна, она заключается не только в уровнях «прозрачности» информационно финансовых потоков, но и в том, что теневая деятельность носит укорененный, системный характер. Достаточно указать на долю теневого сектора в торговле (69%), чтобы представить себе масштаб и характер проблемы. Этот вывод подтверждается данными оперативного учета об объемах установленного ущерба по оконченным уголовным делам и рассмотренным материалам в 2000 году. Ясно, что несмотря на усилия правоохранительных органов, направленных на установление и возмещение ущерба, наносимого экономике страны, проблема ограничения и сокращения доли теневого сектора не может быть решена только названными структурами.
Поэтому представляется целесообразным рассмотреть проблему в рамках более общего экономико организационного подхода. Имеется в виду определить основные условия функционирования и развития прозрачного рынка.
Структурирование хозяйственной деятельности (формирование рыночной инфраструктуры) – основное условие, основной механизм или система обеспечения ее прозрачности, социальной ответственности и правового характера. Для обеспечения прозрачности государственного рынка необходимо в качестве одной из практических мер сформировать Государственную контрактную систему (ГКС) на основе современной концепции рынка и детально проработанного механизма выполнения соответствующих рыночных процедур. Сказанное не означает, что мы предполагаем, создать в Казахстане государственную управленческую структуру под таким названием. Мы придерживаемся определения, принятого в мировой науке и практике по отношению к государственному рынку (рынку госзакупок), а также системе контрактных отношений в развитых рыночных экономиках.
Что касается конкретных условий, то между уже сложившейся системой конкурсных торговли гос контрактной системой в ее развитом виде возможно промежуточное образование (например, государственное агентство по закупкам). Главное состоит в том, что гос контрактная система есть современный рыночный механизм или элемент рынка в широком
понимании, который присутствует во всех рыночных экономиках, прогрессирует
как эффективный рыночный институт. Применительно к конкретным условиям следует реализовать ступенчатую программу формирования ГКС. Достаточно обоснованным будет создание координационного центра в виде агентсва по закупкам
Задачами агенства по закупкам должны стать:
_ Материальнотехническое обеспечение организаций государственного сектора;
_ Закупка и
поставка продукции для
_ Закупка товаров
для обеспечения
Несмотря на критическое отношение к опыту таких агентств, необходимо использовать положение одной из самых крупных оптовых структур в РК, широкий спектр направлений деятельности на внутреннем и внешнем рынках РК. Материальнотехническая и организационная база, на основе которой может воссоздаваться, в основном сохранена и ее функционирование может быть налажено достаточно быстро. Стержнем работы всех звеньев по организации поставок для государственных нужд должен стать принцип самоокупаемости с объективно обоснованным уровнем рентабельности. Вновь созданное могло бы повысить устойчивость функционирования экономики реального сектора, упорядочить и повысить прозрачность процессов товародвижения, оказать позитивное воздействие на состояние взаимных платежей, а также и активно влиять на ценовую конъюнктуру, противодействовать спекулятивным тенденциям путем участия в работе товарных бирж, проведения ярмарок.
Торгов и осуществления в необходимых случаях товарных интервенций. Условием выполнения перечисленных функций является наличие системы организованных рынков. Поэтому одновременно с формированием агентства необходимо разработать реализовать концепцию организованных рынков.
Выражение «организованный рынок» синоним выражения «прозрачный рынок».
Это не традиционно понимаемый рынок продавцов и покупателей, где каждый борется за свою выгоду. Это новый тип рынка, рынок соглашения, основанный на доверии, симпатии, эмпатии (сопереживаний), рациональном утилитаризме (учет взаимных ожиданий), интерпретационной рациональности (предсказуемость взаимных действий на основе взаимной информированности как способ решения тупиковых проблем, т.е. конфликта интересов).представляется целесообразным, чтобы определенными государственными структурами было инициировано создание структур организованного рынка.
Имеется в виду развитие инфраструктуры товарного рынка в целом и его оптового звена. Важной составной частью организационно экономического Механизма обеспечения прозрачности деятельности товарных рынков должна быть государственная контрольная система. Существование государственной контрольной системы – общепринятая практика для стран с развитой рыночной экономикой. Сферой деятельности контрольной системы является госсектор и связанные с ним хозяйствующие субъекты. Действует Международная организация высших контрольных органов, а также Европейская организация высших контрольных органов (ЕВРОСАИ), цель которых – обеспечение обратной связи в системе управления государственными финансовыми и материальными ресурсами.
Данная цель структурируется в виде следующих задач:
_ Проверка соблюдения требований законов, правил и норм, эффективности и экономии в использовании финансовых ресурсов;
_ Выявление
нарушений и факторов
_ Выработка
по преодолению причин
Глава 2. «Воздействие на теневой рынок»
2.1. Воздействие на рынок социальных услуг
Анализ рынка социальных услуг будет не полным без учета «теневой составляющей», которая стала неотъемлемым компонентом современного общества. Реальный уровень удовлетворения социальных потребностей населения в значительной мере определяется действием не закона, а теневых отношений, существенно модифицирующих весь механизм функционирования рынка социальных услуг.
По своей природе теневой рынок социальных услуг основан на превращении нерыночного товара (социальных гарантий, социальных благ) в объект рыночных операций. Объектом рыночной конкуренции, основным товаром на нелегальных рынках социальных услуг становятся конституционные права, общественные блага, доступ к которым по закону должен быть равным для всех граждан. Однако государственные ресурсы, призванные обеспечивать конституционные права граждан, ограничены. Поэтому, номинально оставаясь бесплатными, соответствующие услуги (медицинские, образовательные и т.п.) перестают быть равно доступными для всех граждан.
Услуги, которые должны быть исключены из рыночного оборота, утрачивают характер общественного блага и становятся предметом купли продажи. Возникающий в связи с этим острая конкуренция потребителей, успех в которой определяется платежеспособным спросом, переносится в сферу теневых отношений. На теневом рынке социальных услуг потребитель встречаться с чиновником, который выступает как привилегированный частный торговец общественными благами и конституционными правами. Произвольно используя формальные статусы, чиновник «перетаскивает» нерыночные статусные возможности в рыночную «тень». Если сказать совсем коротко, то основу внелегальных экономических отношений в РК составляет возможность приватизировать любое общественное благо (в частности, любой закон) и пустить его в теневой оборот. «Коррупция» и «теневая экономическая деятельность» в Казахстане это два наименования одного и того же явления, и рассматривать их следует только вместе, в их взаимной обусловленности и функциональном взаимодействии.
Происходит глобальная коммерциализация государственной деятельности. Государство в лице чиновников перестает выполнять свои специфические функции по регулированию социальной сферы, которая начинает функционировать всецело на коммерческой основе. По сути, полемика о соотношении государства и рынка теряет смысл, поскольку первое всецело поглощается вторым. Теневая сфера закрыта для внешнего наблюдения – уже в силу того, что она теневая. Поэтому получение информации об этих рынках социальных услуг оказывается весьма сложным. Наиболее эффективными при этом оказываются методы социологических исследований, особенно качественные, прежде всего метод углубленных анонимных интервью. Оценивая потери от коррупции, эксперты чаще сосредотачиваются на
прямых финансовых потерях, реже касаясь косвенных. К прямым потерям они
относят и вызов капитала, в большинстве случаев осуществляемый, как они
полагают, коррупционным путем. Стандартные оценки размера ежегодно вывозимого капитала – 2025 млрд. долл. в год. Потери от несовершенства налоговой системы оцениваются примерно в 25 % от ВВП. Выплаты в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляют по оценкам экспертов до 10 % от суммы сделки.
Основные издержки от коррупции – это разрушение государственной
системы, государственного аппарата, правоохранительных органов, торможение
нормального экономического развития.
При этом:
Государственная система высшего образования представляет собой грандиозный теневой рынок. Спрос здесь значительно превышает предложение, что порождает острую конкуренцию. Принципиально, что официальное введение платы за обучение никаких существенных изменений в общую картину не вносит. Цены, указанные экспертами, дают совершенно определенное представление о том, что потребители вузовского рынка, по современным понятиям, люди совсем не бедные. Вместе с тем процент населения, декларирующий уровень доходов, соизмеримый с указанными ценами на «рынке зачислений», весьма незначителен.
Это дает право предположить, что деньги, циркулирующие на теневых рынках в системе высшего образования, перетекли сюда из других сегментов всеобъемлющей теневой сферы. В здравоохранении сложился, пожалуй, наибольший по сравнению с другими отраслями социальной сферы разрыв между законодательно гарантированными медицинскими услугами и реальным доступом населения к ним. Конкуренция на рынке медицинских услуг, которые, по действующему законодательству, в основном остаются бесплатными и доступ, к которым как к общественному благу должен быть равным, тоже переносится в сферу теневых отношений. И здесь успех всецело определяется платежеспособностью. Действующие законы фактически относят систему медицинского обслуживания к разряду общественных благ, свободный доступ к которым в равной степени может иметь каждый гражданин. Однако на практике реальный объем услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями, во первых, ограничен, а во вторых, весьма дифференцирован по качеству. Высокоэффективная медицинская помощь всегда большой дефицит.
Понятно, что при официальном статусе системы медицинского обслуживания как государственной (т.е. как как общественного блага), вся эта конкуренция переносится в сферу теневых отношений. Картина вынужденной кооперации медперсонала и больных постепенно превращается в картину теневого рынка в сфере медицинского обслуживания. Врач, работающий в государственной поликлинике, является государственным служащим. Получая на своем рабочем месте от пациента подарки или наличные деньги, он, конечно же, нарушает закон и за определенную плату продает часть тех самых общественных благ («бесплатных»), которыми распоряжается по долгу службы. Общественное сознание в своих представлениях о коррупции и оценках ее масштаба, как в целом, так и по отдельным секторам достаточно однородно и характеризуется поразительным единством, как для выборки граждан, так и для выборки предпринимателей.
Можно утверждать наверняка, что если сравнивать различные социальные недуги, которыми сейчас «больно» современное общество, то коррупция, бесспорно, является самым массовым. В то же время главная характеристика отношения к коррупции – относительное спокойствие.
Теневой рынок социальных услуг возникает не как параллельная, дополнительная возможность по отношению к бесплатному здравоохранению, образованию прочее, но, по сути, просто замещает его: то, что прежде считалось бесплатным, становится платным. В целом сформировавшийся в Казахстане рынок социальных услуг имеет
следующие особенности:
_ спрос отражает интересы в основном наиболее