Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – объяснить воздействие государства на экономические циклы и кризисы. Эта цель определила следующие задачи:
-Определить содержание экономического цикла, рассмотреть фазы цикла;
-Выявить взаимосвязь кризисов с экономическими циклами;
-Рассмотреть антикризисную политику государства;
-Провести анализ основных политик государственного воздействия на экономические кризисы.
Объектом исследования является экономический кризис, исследуемый с точки зрения теории циклов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Цикличность как особенность функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...5
1.1 Теоретическое понятие экономического цикла……………………………..5
1.2 Причины цикличности экономического развития…………………………..7
1.3 Фазы экономического цикла………………………………………………….8
ГЛАВА 2. Воздействие государства на циклы и кризисы…………………11
2.1 Стабилизационная политика государства………………………………….11
2.2 Кредитно-денежная политика………………………………………………14
2.3 Налогово-бюджетная политика……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
Изменение величины реального предложения денег в результате проведения Центральным Банком соответствующей политики;
Изменение ставки процента на денежном рынке;
Реакция совокупных расходов на динамику ставки процента;
Изменение объёма выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).
Между изменением предложения денег и реакцией совокупного предложения имеются еще две промежуточных ступени, от прохождение через которые зависит конечный результат. Изменение рыночной ставки процента произойдет в связи с изменением структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального банка, на руках у них находится больше денег, чем им нужно. Следствием этого будет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге — снижение ставки процента.
Следует отметить, что реакция денежного рынка имеет зависимость от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги в достаточной степени чувствителен к изменению ставки процента, то в результате увеличения денежной массы будет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо изменяется в зависимости от ставки процента (крутая кривая LD), то вследствие увеличения предложения денег произойдет существенное падение процентной ставки.
Следующим шагом будет корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы. Предположим, что на денежном рынке происходит существенное изменение ставки процента, то тогда встаёт вопрос о чувствительности инвестиционного спроса к динамике ставки процента. Этим, при прочих равных условиях, будет определяться величина мультипликативного расширения совокупного дохода.
Отметим также необходимость учета степени реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что определяется наклоном кривой AS.
Нарушения в любом звене передаточного механизма могут вызвать снижение или даже отсутствие каких-либо результатов денежной политики. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно заметны в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов определяется не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.
2.3 Налогово-бюджетная политика
Стабилизационная политика во многом зависит от теоретической концепции, которые придерживаются сторонники разных экономических взглядов. Основным средством стабилизации экономики кейсианцы считают налогово-бюджетную политику, её ещё называют фискальной политикой, далее в работе будем использовать следующее определение: фискальная политика – это действия правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и сбалансированности госбюджета, с целью стабилизации экономики.
Цели данной политики:
-Обеспечение стабильного экономического роста;
-Обеспечение занятости;
-Обеспечение стабильного уровня цен;
-Обеспечение равновесия государственного бюджета.
Основными инструментами фискальной политики являются государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. В свою очередь фискальная политика делится на два вида, это – сдерживающая политика и стимулирующая.
Предположим, что страна находится в стадии экономического кризиса или переживает депрессию, тогда государство должно принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. Для этого правительству необходимо стимулировать либо совокупный спрос, либо совокупное предложение, либо эти два параметра вместе. В данном случае государство, путём повышения размера закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты. Это приведёт к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличит объём совокупного спроса. В результате всего процесса Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска.
Государство проводит сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева» экономики, т.е. когда в экономике страны, наступает ситуация, при которой темпы экономического роста приобретают взрывной неконтролируемый характер и подходят к черте, при которой дальнейший устойчивый экономический рост, исчерпывает себя и заканчивается рецессией. В это случае, власти проводят меры, противоположные мерам стимулирующей фискальной политики. Государство уменьшает размер закупок товаров и услуг, повышает налоги и понижает трансферты. Это приводит к сокращению совокупного спроса, следовательно и совокупного предложения.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Если госрасходы возрастут на ∆G, то кривая планируемых расходов сдвинется на верх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастёт от до на величину , где - это мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ∆G и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь даёт прирост потребления на величину b*∆G. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину и так далее.
Мультипликатор
Мультипликатор госрасходов (в данном случае в закрытой экономике) – представляет собой коэффициент, показывающий, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу.
Основным фактором определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (MPC).
С учётом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и модель мультипликатора. В данном случае, формула мультипликатора будет иметь следующий вид:
где t – это предельная налоговая ставка.
Предельная налоговая
ставка – есть отношение между
приростом суммы вносимого нало
Эффект мультипликатора госрасходов в открытой экономике ниже, чем в закрытой. Выявить величину мультипликатора госрасходов и равновесный объём выпуска можно при помощи решения системы уравнений, приведенной ниже.
где - мультипликатор госрасходов в открытой экономике, а m’ – это предельная склонность к импортированию.
Такое же мультипликативное воздействие на уровень дохода окажет и снижение налогов. Предполагаемый доход возрастает на величину ∆Т при снижении налоговых отчислений на величину ∆Т. Потребительские расходы в свою очередь увеличатся на величину ∆Т*b , на графике это изображено сдвигом кривой планируемых расходов от до , на величину где - мультипликатор налогов.
Рис. Налоговый мультипликатор
В случае, если госрасходы
и автономные налоговые
Стоит так же учесть, что мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков.
Прояснив ситуацию о
целях бюджетно-налоговой
В зависимости от режима функционирования инструментов фискальной политики ее подразделяют на недискреционную и дискреционную политику.
Изменения в налогах
и правительственных расходах, а,
следовательно, и в состоянии
бюджета, могут основываясь на изменениях
экономической ситуации в стране
происходить автоматически, без
специальных законодательных
Недискреционная политика
основана на том, что налоговые поступления
и большая часть
Дискреционная фискальная политика – это решения правительства по изменению уровня занятости, объёма производства, темпов инфляции при помощи целенаправленных изменений величин госрасходов, налогов и сальдо госбюджета.
В качестве основных инструментов дискреционной фискальной политики применяются:
• изменение объема налоговых изъятий путем введения или отмены налогов или изменения налоговой ставки.
• осуществление за счет средств государственного бюджета программ занятости для обеспечения безработных работой;
• реализация социальных программ, включающих в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование и т.п.
Сбалансированность бюджета - есть полное соответствие объема предусмотренных расходов, объему доходов бюджета. Несбалансированность бюджета может выражаться в виде профицита бюджета, в этом случае идёт речь о превышения доходов над расходами, а так же дефиците бюджета, здесь имеется в виду превышения расходов над доходами. При дискреционной фискальной политике, для стимуляции совокупного спроса в период спада целенаправленно создаётся дефицит государственного бюджета, это возникает из-за снижения налогов или увеличения госрасходов. А в период подъёма целенаправленно создаётся бюджетный излишек. При недискреционной фискальной политике, бюджетный излишек и дефицит возникают автоматически, так как в действие вступает встроенные стабилизаторы. Встроенными стабилизаторами называют экономические механизмы, которые позволяют снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая при этом к частным изменениям экономической политики правительства. Циклический дефицит (излишек) – это дефицит (излишек) госбюджета, который может быть вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) гостранфертов на фоне спада (подъёма) экономического цикла. Встроенные стабилизаторы согласуются с мерами дискреционной фискальной политики государства, которые нацелены на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) госбюджета – разность между расходами (доходами) и доходам (расходами) бюджета в условиях полной занятости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономика страны развивается неравномерно. Ей свойственны периоды подъёма, когда идёт рост всех макроэкономических показателей, и периоды спада – когда возрастает безработица, сокращается объем производства и идёт снижение уровня жизни населения. Данное чередование периодов подъема и спада называется цикличностью.
Негативное воздействие
экономических кризисов заставляет
государтсво проводить
В данной курсовой работе была поставлена цель, объяснить воздействие государства на экономические циклы и кризисы. При помощи выдвиннутых задач и использования научной литературы, цель была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
10. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник - 4-е изд.,перераб. и доп. - Инфра-М., 2011 г. - С.210.
2. МарксК. Капитал. Т. 3. – М., 1970. – С. 208, 532–534.
3. Шумпетер Й.А. Капитализм, социализми демократия. – М., 1995. – С. 56–57, 76–77.
4. КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978. – 341 с
5. Дзарасов С.С. Михаил Калецкий: жизненный путь и научный вклад. //Экономическая наука современной России. 1999. № 2. С. 116-139.
6. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник - 4-е изд.,перераб. и доп. - Инфра-М., 2011 г. -С.371-375.
7. Балашова Е.В. Финн Кюдланд и Эдвард Прескотт: движущие силы экономических циклов (Нобелевская премия 2004 г. по экономике) [Текст] / Е. В. Балашова // Вопросы экономики. - 2005. - N: 1, 01.2005. - С. 133-143
8. Попов, А. И. Экономическая
9.Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. – М., 1989. – 412 с.
10 Макеева Т.В., Васильева Е.В.
11.Г.И. Рузавин. Основы рыночной экономики: Учебн. Пособие для вузов. – М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-423с.
12.Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 9е изд., дополненное.-М.:Маркет ДС, 2009.- 416с. (Университетская серия).
13.Бертенев С.А. История экономических учений: учебник/C.А. Бертенев – 2 –е изд.,перераб. и доп. – М.:Магистр, 2010. – 478с.
Информация о работе Воздействие государства на экономические циклы и кризисы