Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – объяснить воздействие государства на экономические циклы и кризисы. Эта цель определила следующие задачи:
-Определить содержание экономического цикла, рассмотреть фазы цикла;
-Выявить взаимосвязь кризисов с экономическими циклами;
-Рассмотреть антикризисную политику государства;
-Провести анализ основных политик государственного воздействия на экономические кризисы.
Объектом исследования является экономический кризис, исследуемый с точки зрения теории циклов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Цикличность как особенность функционирования рыночной экономики………………………………………………………………………...5
1.1 Теоретическое понятие экономического цикла……………………………..5
1.2 Причины цикличности экономического развития…………………………..7
1.3 Фазы экономического цикла………………………………………………….8
ГЛАВА 2. Воздействие государства на циклы и кризисы…………………11
2.1 Стабилизационная политика государства………………………………….11
2.2 Кредитно-денежная политика………………………………………………14
2.3 Налогово-бюджетная политика……………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….27
Но вскоре, снова начинается спад производства, происходит сокращение занятости и доходов населения, что влечёт за собой кризис. Существует множество факторов, которые влекут за собой сокращение совокупного спроса. Это может быть например: любые непредвиденные ситуации, нарушение закона денежного обращения, войны, рост налогов и процентов по кредиту, уменьшение показателей закупок сырья и материалов для производства. Все эти факторы могут сломать сложившееся рыночное равновесие и дать толчок очередному экономическому кризису.
ГЛАВА 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЦИКЛЫ И КРИЗИСЫ
Так как в экономических циклах периодически возникают подъёмы и спады производства, требуется проведение определённой стабилизационной политики, которая в дальнейшем приведет экономику в её уравновешенное состояние. Стабилизационная политика – система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны и достижение стабильного уровня цен и полной занятости, а также на обеспечение благоприятного климата для экономического роста.
Вырабатывается два вида стабилизационной политики – активная, её ещё называют стимулирующей, и пассивная, её называют в свою очередь сдерживающей.
В общем виде суть стабилизационной политики выражается в воздействии государства на совокупный спрос и/или совокупное предложение с целью поддержания их равновесия при необходимых уровнях занятости, цен и дохода.
В число основных проблем проведения стабилизационной политики можно включить:
1. Противоречия между сохранением полной занятости и поддержанием инфляции на низком уровне.
2. Неопределенность влияния монетарной и фискальной политики на совокупный спрос и совокупное предложение.
3. В некоторых случаях монетарная и фискальная политика, применяемые для достижения внутреннего равновесия, могут привести к нарушению платежного баланса.
Одной из важнейших причин, отражающих проблемы при проведении стабилизационной политики является неопределенность, обусловленная лагами (запаздыванием).
Лаги возникают при: 1) распознавании проблемы, б) реализации политики, в) воздействии политики стабилизации на экономику, г) на этапе, когда фискальная и монетарная политика окажут нужное воздействие на экономику, в стране может быть полная занятость, и проводимая политика окажется дестабилизирующей и вызывающей инфляцию.
4. В число проблем стабилизационной политики входит и то, что реакция частного сектора на изменение направлений политики в значительной степени определяется ожиданиями фирм и домохозяйств, которые непредсказуемы.
Характер взаимозависимости между отдельными целями стабилизационной политики всё время меняется в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации. Так, если в фазе подъема растет уровень цен и соответственно возрастает национальный доход, то в периоды стагфляции рост уровня цен сопровождается снижением производства. По мнению некоторых авторов, причинами стагфляции являются политика монополий, поддерживающих высокий уровень цен в период кризисов.
Политика стабилизации экономики должна обеспечивать внутреннее равновесие (полную занятость и стабильность цен внутри страны), и внешнее равновесие (внешнеторговый баланс и баланс движения капитала). Одной из важнейших предпосылок стабильного развития экономики является фискальная политика, с контролируемыми расходами, при этом доходы должны практически покрывать расходы или быть близки к ним, так чтобы бюджетный дефицит составлял небольшой % от ВВП.
Выбор между активной
и пассивной моделями макроэкономической
политики осложняется также
Выбор между пассивной и активной экономической политикой зависит в том числе и от того, какая политика проводилась государством в прошлом и как она была оценена современниками. Наиболее удачные варианты повлиявшие положительно на экономику страны, являются моделью, которую принимают как основу для новых преобразований.
Отметим, что оценки исторических событий зачастую противоречат друг другу, а исторические ситуации практически никогда не повторяются, поэтому выбор исторического примера не может определить выбор модели стабилизационной политики.
Проведение стабилизационной политики также осложнено тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. И даже применение сложных макроэкономических моделей, с помощью которых определяется динамика основных показателей экономического развития, не дает возможности обеспечить безошибочный прогноз возможных колебаний экономики. Стабилизационная политика известна также как антициклическая политика, т.е. политика, нацеленная на сглаживание экономического цикла.
Таблица 1. Основные мероприятия стабилизационной (антициклической политики) политики
Вид политики |
Подъем |
Кризис |
Кредитно-денежная |
Сокращение денежной массы |
Увеличение денежной массы |
Бюджетно-налоговая |
Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета |
Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета |
Политика заработной платы |
Понижение заработной платы |
Повышение заработной платы |
Инвестиционная политика |
Сокращение государственных инвестиций |
Увеличение государственных инвестиций |
Далее, в данной курсовой работе будет рассмотрено только два вида стабилизационной политики государства, а точнее кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политики.
Одним из видов антикризисной политики государства является кредитно-денежная политика.
Как правило банковская система какой-либо страны в рыночной экономике является двухуровневой и включает Центральный Банк и коммерческие банки различных типов.
Основными функциями коммерческих банков считается предоставление кредитов и привлечение депозитов. При помощи данных функций коммерческие банки могут создавать деньги, точнее расширять денежное предложение.
Центральный банк является кредитором коммерческих банков, так же является финансовым агентом страны, выпускает национальную валюту, хранит обязательные резервы коммерческих банков и золотовалютные запасы страны.
Кредитно-денежная политика (её ещё называют монетарной) – есть комплекс мер, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования деловой активности, путём воздействия на деятельность коммерческих банков и влияния на денежное обращение.
Как у любой политики государства , у данной политики меняются цели и инструменты, которыми она руководствуется и их можно сгруппировать следующим образом:
Конечные цели:
Промежуточные целевые ориентиры:
Инструменты:
Инструменты данной политики можно разделить на два типа – косвенное и прямое. Прямое регулирование ставки процента – это безусловно прямой инструмент регулирования, а все остальные инструменты косвенные.
Промежуточные цели относятся к деятельности Центрального банка и осуществляются в основном при помощи косвенных инструментов. А конечные цели реализуются данной политикой, как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с другими видами государственной политики по регулированию экономики.
Используя данные инструменты и сводя их к соответствующим целям, и осуществляется кредитно-денежная политика.
Рассмотрим инструменты косвенного регулирования.
Одним из инструментов монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. Сами по себе обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в качестве беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объёмов депозитов и сама по себе норма резервирования выражается соотношением обязательных резервов (R) и депозитов (D) и справедлива следующая формула:
Чем выше Центральный Банк установит норму обязательных резервов , тем меньше доля тех средств, которые в дальнейшем могли быть использованы коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведёт к сокращению денежной массы. Если же банк решит снизить норму обязательных резервов, то в дальнейшем увеличится доля средств, которая может быть использована коммерческими банками для своих операций. Это увеличит денежную массу и денежный мультипликатор.
Для более удобного объяснения денежного мультипликатора, необходимо упомянуть некоторые аспекты из теории спроса и предложения денег и равновесия на денежном рынке.
Предложение денег (М) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок:
Денежная база (МВ) – это наличность вне банковской системы, а так же резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке:
MB=C+R.
Коэффициент депонирования (cr) выражается соотношением наличности (С) и депозитов (D):
Так вот, денежный мультипликатор можно определить как отношения предложения денег (М) к денежной без (МВ):
m=M/MB, m=cr+1/cr+rr
Следующим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учётной ставки, по которой Центральный Банк выдаёт кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учётную ставку, Центральный банк увеличивает или сокращает объём займов коммерческих банков. Следовательно, увеличиваются или уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд и кредитов своим клиентам. При этом коммерческие банки повышают или понижают и свои ставки по кредитам и ссудам. Это влечёт за собой волну кредитного сжатия и удорожания денег. Таким образом идёт увеличение или уменьшение предложения денег в экономике.
Операции на открытом рынке – третий способ контроля за денежной массой.
Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением монетарной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - продажа или покупка государственных долговых ценных бумаг. Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции на открытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок государственных ценных бумаг (США, Великобритания, Канада). В России до финансового кризиса 1998 г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счёте данного банка. Следовательно, в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и происходит процесс мультипликативного расширения денежной массы.
Так же стоит отметить, что существует два вида монетарной политики - гибкая и жёсткая. Различие между ними в том, что они являют собой разные способы реализации монетарной политики, точнее жёсткая монетарная политика поддерживает на определённом уровне денежную массу, а гибкая регулирует ставку процента. Можно сказать, что жесткая монетарная политика носит ограничительный характер. Путём сдерживания роста денежной массы она может использоваться для противодействия например, инфляции. В свою очередь гибкая политика называется гибкой, так как она может изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума. Виды монетарной политики по разному интерпретируются на графике денежного рынка.
Рис. Варианты денежной политики: а — относительно гибкая; б — относительно жёсткая.
Стоит учесть тот факт, что Центральный Банк не может одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Предположим, что для поддержания устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Банк будет вынужден расширить предложение денег, для того что бы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (на графике это будет отражено сдвигом вправо кривой L(D) и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой L(S)).
Монетарная политика
имеет связь с бюджетно-
Этот механизм важен тем, что от того, насколько качественно работают все его звенья, будет зависеть эффективность политики в целом.
Выделяется 4 звена передаточного механизма монетарной политики:
Информация о работе Воздействие государства на экономические циклы и кризисы