Исходя из всего выше сказанного
в целом можно отметить следующие
тенденции складывающиеся на мировом
рынке труда:
- рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР;
- повышение входного барьера проникновения на международный рынок рабочей силы;
- усиление конкуренции между продавцами рабочей силы;
- продолжает существовать дискриминация мигрантов;
- активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы.
Организация по Экономическому Сотрудничеству
и Развитию (OECD) отметила в своем
докладе следующие основные миграционные
тренды последних лет:
- Рост количества беженцев и трудовых мигрантов, стремящихся в процветающие страны, включая страны – кандидаты (Чехию, Венгрию, Польшу).
- Постепенное превращение стран Центральной и Восточной Европы из транзитных в страны приема; введение ими пограничного режима с транзитными странами; введение зон свободной торговли (особенно в приграничных территориях, в частном секторе, что способствовало увеличению занятости иностранцев).
- Смена эмиграции на временную миграцию, увеличение миграционного обмена между странами Центральной Европы.
- Рост нелегальной миграции и борьба с ней. Основным направлением борьбы с нелегальной миграцией является: сотрудничество со странами исхода. Оно предусматривает общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.
- Существенные послабления в возможностях трудоустройства в западноевропейских странах для стран – кандидатов.
По мнению экономистов из OECD использование
иностранной рабочей силы не оказывает
влияния на безработицу среди
коренного населения принимающих
стран, так как трудовые мигранты
занимают весьма специфические ниши
занятости и не конкурируют на
рынке труда с местными жителями.
Анализ миграционных процессов
и миграционной политики западноевропейских
стран показывает, что до начала
70-х годов политика набора «гостевых
рабочих» на временной основе работала
успешно. Требования рынка труда
и политика в отношении миграции
соответствовали друг другу, что
способствовало нормальному развитию
экономики этих стран.
После нефтяного кризиса 70-х, несмотря
на то, что все страны заморозили
прием иностранных рабочих, в
страны исхода вернулась только половина.
Уже вразрез с политикой западноевропейских
государств и требованиями экономики
росла численность иностранцев
за счет воссоединения семей (по данным
ОЕСD 50% всех миграций в европейские страны
идет по линии семейных обстоятельств;
кроме того, численность мигрантов растет
и за счет более высоких показателей их
фертильности)1. Страны приема в
течение 20 лет упорно старались не замечать
возникновения и становления так называемых
«новых меньшинств».
В 90-х годах, когда демографические
процессы и требования рынка труда
вошли в противоречие с запретительной
миграционной политикой западноевропейских
правительств, последняя стала пересматриваться
в сторону более дифференцированного,
избирательного подхода к разным
категориям стран и видам специальностей.
Возросла роль «новых меньшинств»: государства
были вынуждены признать, что закрывать
глаза на проблемы иностранцев – не значит
решить их. Объективный процесс роста
доли населения «новых меньшинств» со
своей миграционной сетью дает основание
думать, что запретительные меры будут
мало эффективны. Европа нуждается в рабочей
силе, в основном неквалифицированной,
сезонной, для специфичных отраслей, и
рынок труда диктует свои правила. Поскольку
легальная миграция более предпочтительна,
чем нелегальная (даже с точки зрения получения
налогов), страны Евросоюза в настоящее
время находятся в процессе мучительного
поиска золотой середины между разрешительными
и ограничительными мерами миграционного
контроля.
Международная миграция, однако, стала
не только мощным инструментом перераспределения
мировых трудовых ресурсов, но и
сферой, которая генерирует тенденции,
осложняющие межгосударственные отношения
и внутреннюю ситуацию во многих странах.
Интенсивность людских потоков,
пересекающих государственные границы,
нарастает не только вследствие трудовой
миграции, но также за счет вынужденного
переселения, вызванного политической
нестабильностью и конфликтами.
Прогрессирующая нелегальная миграции
способствует формированию криминальных
сетей, занимающихся контрабандной
транспортировкой людей и работорговлей.
Уже сейчас, по самым скромным оценкам,
численность нелегальных мигрантов
в развитых странах превышает 10 млн.
человек1. Одновременно растут и
масштабы нарушений прав мигрантов (среди
них – прежде всего детей и женщин), еще
более усиливающие напряженность миграционной
ситуации. Неурегулированность многих
вопросов, связанных с правовой защитой
мигрантов, повышает уровень социального
неравенства в трудовых отношениях, обеспечении
доступа к услугам образования, здравоохранения
и др. Международная миграция приводит
к серьезному дисбалансу численности
населения между странами в отдельных
регионах. Сфера миграции чутко реагирует
на все катаклизмы и кризисы международной
и общественной жизни.
3 Анализ внешней трудовой
миграции в Российской Федерации
Рассматривая тенденции миграционных
процессов в России, которые мы
наблюдаем в настоящее время,
отражающие неустойчивость и непредсказуемость
многих сторон нашей жизни, обусловленных
политическими, национальными, экономическими,
социальными и другими факторами,
необходимо разграничивать тенденции,
являющиеся результатом естественного
хода развития общества, сформировавшиеся
ранее и имеющие как положительные,
так и отрицательные черты, и
тенденции, носящие промежуточный,
конъюнктурный характер, а также
определить новые тенденции, складывающиеся
как адекватное отражение перехода к рыночным
отношениям, если они складываются, или
же к интенсивному типу развития экономики,
если они, рыночные отношения, еще незначительны.
Интеграция России в международный
рынок труда означает усилившийся
за последние десятилетия международный
трудовой обмен. Для России здесь
существенна трудовая миграция в
дальнее зарубежье. Если въезд из
ближнего зарубежья намного превышает
выезд, то с дальним зарубежьем все
наоборот. Эмиграцию из России можно
условно разделить на следующие
группы: этническая (евреи, немцы, греки,
армяне) – на постоянное жительство;
массовая трудовая – найти приемлемую
работу или временно, или постоянно.
Важную роль для формирования и
развития миграционного потенциала
стали играть следующие моменты:
высвобождение трудовых ресурсов в
результате сокращения производства,
и, как следствие, появление безработных,
возвращение в Россию мигрантов
из республик бывшего Союза.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего
15% от общего миграционного оборота, однако
именно она оказывает влияние на изменение
численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой
объемы международной миграции в
большой степени сказываются
изменения в законодательстве. В
частности, резкое сокращение числа
прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется
введенными ограничениями приема граждан
стран СНГ.
Такая ситуация привела к минимизации
потоков учитываемых иммигрантов
– в 2004 г. их численность была наименьшей
за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический
учет попадают иностранные граждане и
лица без гражданства, впервые получившие
разрешение на временное проживание. В
результате число иммигрантов увеличилось
более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%.
При этом в 1,5 раза возросли как потоки
из стран – участников СНГ (на 96,7 тыс. человек),
так и из стран дальнего зарубежья (на
3,9 тыс. человек) (рис. 1.).
Среди всех иммигрантов в 2009 г. около
93% (261,5 тыс. человек) составляли бывшие
жители стран-участников СНГ, из них почти
половина – выходцы из Украины, Узбекистана
и Казахстана (соответственно 45,9 тыс. человек,
42,5 тыс. и 38,8 тыс. человек) (рис. 2.)
Рис. 1. Международная миграция, 2000–2009 гг.
Наиболее привлекательными для
таких иммигрантов в 2009 г. стали Сибирский
и Дальневосточный федеральные округа.
Среди прибывших из-за пределов России
на постоянное место жительства в регионы
этих округов – 99% выходцы из стран – участников
СНГ.
Рис. 2. Удельный вес иммигрантов из стран-участников
СНГ, 2010 гг., %
Северокавказский и Южный федеральные
округа наиболее привлекательны для
иммигрантов из дальнего зарубежья,
где их доля составляет соответственно
12,6% и 7,8%. При этом следует учитывать,
что существенный поток иммигрантов
в эти федеральные округа составляют
прибывшие из Грузии, которая в
настоящее время не является членом
Содружества Независимых Государств.
Заключение
Российские политики должны
понять, что экономика нашей страны,
при правильном ее регулировании, может
обойтись без мигрантов. Но прием
мигрантов может быть полезен
по политическим соображениям, а также
может рассматриваться как форма
оказания экономической помощи менее
развитым странам, страдающим от избытка
рабочей силы. В подобных случаях
прием иностранной рабочей силы
должен увязываться с характером
политических отношений с соответствующим
государством, наличием или отсутствием
задолженности у этого государства
по межгосударственным кредитам, оплате
поставок энергоносителей и т.д.
При таком прагматическом подходе
можно построить иммиграционную
политику, выгодную для России и
всех населяющих ее граждан.
Список литературы
- Антосенков Е. Г. Проблемы трудовой миграции. Методические рекомендации к лекции. М., 2005.
- Зайончковская Ж. А. Миграционная ситуация в странах СНГ; Комплекс Прогресс. М., 2008.
- Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России. // Человек и труд. – 2010.
- Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2008.
- Куценко Т.И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. - 2009. - №9.
- Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного регулирования. - М., 2009.
- Рофе А. И., Галавева Е. В., Стрейко В. Т., Лавров A. G. Экономика труда. М.: Изд-во МИК, 2007.
- Рыбаковский Л. Л., Рязанцев С.В. Миграционная политика России в контексте ее национальных интересов. // Народонаселение. 2005.- №3 .
- Попов Ю. Н., Шевчук А. В., Введение в социологию труда и занятости. М.: Дело, 2005
- Тюрюканова Е.В. Глобализация международной миграции // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики.-М.,2008.