Внешняя трудовая миграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:10, реферат

Краткое описание

Процессы глобализации мировых социально - экономических отношений, стремительное развитие и совершенствование транспортных сетей и средств коммуникаций, либерализация движения товаров, капитала и финансовых потоков наряду с начавшимися реформами в России, не смогли не коснуться страны и оставить ее в стороне от всеобщих тенденций формирования глобального мирового хозяйства. Результатом демократических преобразований и вхождения России в мировое рыночное сообщество стало развитие такого многогранного процесса, как международная миграция населения.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Процессы глобализации мировых  социально - экономических отношений, стремительное развитие и совершенствование  транспортных сетей и средств  коммуникаций, либерализация движения товаров, капитала и финансовых потоков  наряду с начавшимися реформами  в России, не смогли не коснуться  страны и оставить ее в стороне  от всеобщих тенденций формирования глобального мирового хозяйства. Результатом  демократических преобразований и  вхождения России в мировое рыночное сообщество стало развитие такого многогранного  процесса, как международная миграция населения. Среди всего многообразия миграционных потоков, особенно выделяется внешняя трудовая миграция, или экспорт-импорт работников в рамках международного рынка труда; именно этот вид миграций является наиболее важным для страны с экономической точки зрения.

Процесс внешней трудовой миграции в России вызывает далеко не однозначные  оценки среди научного сообщества, что обусловлено несколькими  обстоятельствами:

во-первых, в отличие от многих других стран, современная внешняя трудовая миграция - новое явление для России. До 1990-х годов внешняя миграция, в том числе и трудовая, не имела  существенного значения для страны, и в отличие от современных  миграций, которые слабо или вовсе  не контролируются государством, перемещения  людей в Советском Союзе были в несравненно большей степени  управляемы;

во-вторых, формирование после распада  СССР, так называемого ближнего зарубежья, одномоментно превратило внутренние миграционные потоки между бывшими республиками во внешние, требующие совершенно иных подходов, иной миграционной политики. Россия, в силу своего более благополучного экономического положения, стала мощным центром притяжения трудовых мигрантов из стран СНГ и некоторых развивающихся стран дальнего зарубежья;

в-третьих, специфичность положения  России на международном рынке труда  заключается в том, что она  выступает не только в качестве реципиента работников, но и сама поставляет их в страны дальнего зарубежья. Что  касается россиян, выезжающих за рубеж, то помимо нелегальной трудовой занятости, большую тревогу для будущего России вызывают намерения многих из них использовать временное трудоустройство  с целью дальнейшего переезда на постоянное местожительство за рубеж. Несмотря на незначительные демографические  последствия данного явления, основная проблема заключается в том, что  уезжают молодые, энергичные, образованные россияне, эмиграция носит чёткий характер «утечки умов»;

в-четвертых, проблемы оценки масштабов, структуры и влияния миграционных процессов трудно разрешить не только ввиду вышеперечисленных факторов, но и по причинам глубокой взаимосвязи миграционных процессов с различными аспектами общественной жизни: социальным, юридическим, нравственным и т.д. Именно явление международной миграции населения вызывает острейшее противоречие между провозглашенным правом человека выбирать себе местожительство и правом государства охранять свой суверенитет и благополучие своих граждан и всей страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Современное состояние ключевых проблем трудовой миграции

 

Текущая миграционная политика нередко ориентирована на узкоэкономическое рассмотрение трудовой миграции в качестве источника рабочей силы, либо в демографическом плане – как замещающей естественную убыль населения. Недостаточная ориентированность на баланс интересов государства, общества, бизнеса и мигрантов, недостаточная проработанность предлагаемых правовых и институциональных механизмов способны усугубить имеющиеся проблемы.

Ключевыми проблемами, характеризующими ситуацию в области трудовой миграции в Российской Федерации, являются следующие:

- Растущая напряженность  на рынке труда, конкуренция  за рабочие места из-за наметившейся  тенденции преобладания трудовых  мигрантов в определенных сферах  занятости.

- Высокая доля незаконных  мигрантов.

Обычно взвешенные экспертные оценки незаконной трудовой миграции указывают 4-6 млн. трудящихся нелегалов, хотя называются и более крупные  цифры. В этой связи важно отметить необходимость смещения акцентов в борьбе с нелегальной миграцией. Приоритетной целью противодействия должны стать не сами мигранты, а организаторы, вербовщики, теневики, пользующиеся их услугами, покрывающие их представители государственных структур. Смысл государственной миграционной политики заключается в переходе от стихийного набора рабочей силы к целевому оргнабору иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями развития страны, отраслей, регионов.

Сегодня руководители Федеральной  миграционной службы вынуждены констатировать неэффективность предусмотренных  законодательством санкций, особенно на уровне правоприменения17. Существующая система миграционного контроля над въездом, выездом, транзитным проездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, недостаточное оборудование отдельных участков государственной границы России не позволяют эффективно контролировать миграционные потоки.

Существующие способы  притока через каналы землячеств, этнических диаспор, родственные связи  делают миграцию крайне непрозрачной, трудно регулируемой со стороны официальных государственных служб, связывают ее с теневой экономикой, криминалом, торговлей людьми и коррупцией. Организация труда и проживание на основе этнической солидарности нередко делают напряженными межнациональные отношения в местах проживания, стимулируют развитие этнической преступности. Индикатором растущего осознания этих проблем является создание в ряде регионов специальных структур по борьбе с этнической преступностью.

- Несоответствие миграционных  потоков реальным потребностям  рынка труда.

Государство заинтересовано в приезде мигрантов в регионы, где ощущается дефицит рабочих  рук. Но на практике основная масса  мигрантов едет в Центральный  федеральный округ (50% общего миграционного  потока, в том числе в Москву и Московскую область - более 30%).

Вызывают опасение надежды  на то, что эти диспропорции могут  быть преодолены с помощью замещающей коренное население миграции. Подобные надежды уже не оправдались в  отношении государственной программы  помощи добровольному переселению  соотечественников. Принятая в 2006 году программа была рассчитана на приезд примерно 300 тыс. человек в год. В  рамках этой программы в Россию переехало  более 61 тыс. человек, 29 тыс. из них —  в 2011 году. Примерно такое же количество выезжает из страны на постоянное место  жительства за рубеж.

- Неадекватность потребностям  рынка труда созданных механизмов  регуляции миграции.

Пока не удается обеспечить ни заинтересованности, ни общности взглядов государства и бизнеса на миграционные проблемы. В итоге в страну въезжают не те специалисты, в которых ощущается наиболее острая необходимость.

- Сложности межведомственного  взаимодействия и координации.

Далеко не все миграционные вопросы отнесены к компетенции  Федеральной миграционной службы, например, состояние здоровье въезжающих мигрантов. Регулированием внутренней миграции, подготовкой специальных программ, закреплением переехавших трудовых ресурсов и проблемами регулирования  рынка труда занимается Министерство здравоохранения и социального  развития. «Выдворение возложено на плечи Министерства внутренних дел, а ФМС занимается только депортацией. Мы работаем до суда. Мы доставляем человека в суд, суд принимает решение, человек помещается в специально созданное учреждение, и после этого уже наступает этап работы органов внутренних дел», - отмечал директор ФМС России К.О. Ромодановский.

Для лучшей координации усилий различных ведомств была создана  Правительственная комиссия по миграционной политике, призванная быть «координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики». Однако ситуация с трудовой миграцией существенно не улучшилась.

- Низкая квалификация  трудовых мигрантов.

Эксперты нередко отмечают, что причинами аварий, пожаров  становится миграционный фактор - неадекватность квалификации, нарушение норм, правил техники безопасности, переутомление  в силу сверхэксплуатации.

- Отсутствие системы адаптации,  интеграции иноязычных мигрантов.

Институты адаптации, интеграции иноязычных мигрантов практически  отсутствуют в большинстве регионов и населенных пунктов. Лишь недавно были созданы соответствующие структуры в ФМС России. Косвенным подтверждением роста напряженности является достаточно высокий уровень неприятия и враждебности в отношении иностранных мигрантов.

В европейских странах  интеграция иностранных трудовых мигрантов  тесно связана с предоставлением  гражданства, зависящим от успешной сдачи тестов. Например, курсы языковой и гражданской интеграции обязательны  и достигают 30-40 часов по гражданской  и 600 часов по языковой интеграции. Такая практика существует в Австрии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Люксембурге, Нидерландах, Франции. Существуют тесты для супругов в случае воссоединения семей. В России в конце 2011 года был принят в первом чтение законопроект об обязательном изучении русского языка для мигрантов, работающих в сферах ЖКХ, торговли и бытового обслуживания. Однако стоимость обучения возложена на самих мигрантов, значительная часть которых относится к наиболее низкооплачиваемым категориям работников, для которых эта сумма может оказаться слишком значительной. Многие эксперты считают принятую меру фактором, который будет лишь загонять трудовую миграцию в тень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные тенденции и проблемы тенденции внешней трудовой миграции в современном мире

 

Возрастающая мобильность населения  в эпоху глобализации значительно  повысила значение фактора миграции в мировой экономике и международных  отношениях. В современных условиях миграция порождает множество проблем, требующих согласования усилий практически  всех государств и выработки глобальных подходов к их решению. Заметная в  последний период интенсификация международного диалога по миграции отражает попытки  усилить глобальный вектор в ее регулировании  и объединить усилия по противостоянию негативным тенденциям в развитии миграционных процессов. Миграции населения, особенно трудовая, роль которой в мировом  развитии неуклонно возрастает, становятся одним из основных факторов международной  экономики. По данным МОМ в настоящее  время в мире насчитывается около 150 миллионов иммигрантов, беженцев, легальных мигрантов и нелегально работающих за границей, причем около  половины их численности сосредотачивается  в Западной Европе.

Особенности современных мировых  рынков труда состоят в следующем1:

  • рост масштабов международной трудовой миграции.
  • разно направленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую;
  • рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции;
  • увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии. иммигрантов проживает больше 20 лет.;
  • снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации;
  • миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных  кадров получила название «утечки мозгов».

Формы утечки мозгов различны:

  1. непосредственная эмиграция – выезд на постоянное местожительство;
  2. выезд за рубеж на контрактной основе;
  3. наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны–донора;
  4. полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны–донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем  и генератором современных научных  знаний и высоких технологий принадлежит  США.

Информация о работе Внешняя трудовая миграция