Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 23:10, реферат
Процессы глобализации мировых социально - экономических отношений, стремительное развитие и совершенствование транспортных сетей и средств коммуникаций, либерализация движения товаров, капитала и финансовых потоков наряду с начавшимися реформами в России, не смогли не коснуться страны и оставить ее в стороне от всеобщих тенденций формирования глобального мирового хозяйства. Результатом демократических преобразований и вхождения России в мировое рыночное сообщество стало развитие такого многогранного процесса, как международная миграция населения.
Введение
Процессы глобализации мировых социально - экономических отношений, стремительное развитие и совершенствование транспортных сетей и средств коммуникаций, либерализация движения товаров, капитала и финансовых потоков наряду с начавшимися реформами в России, не смогли не коснуться страны и оставить ее в стороне от всеобщих тенденций формирования глобального мирового хозяйства. Результатом демократических преобразований и вхождения России в мировое рыночное сообщество стало развитие такого многогранного процесса, как международная миграция населения. Среди всего многообразия миграционных потоков, особенно выделяется внешняя трудовая миграция, или экспорт-импорт работников в рамках международного рынка труда; именно этот вид миграций является наиболее важным для страны с экономической точки зрения.
Процесс внешней трудовой миграции в России вызывает далеко не однозначные оценки среди научного сообщества, что обусловлено несколькими обстоятельствами:
во-первых, в отличие от многих других стран, современная внешняя трудовая миграция - новое явление для России. До 1990-х годов внешняя миграция, в том числе и трудовая, не имела существенного значения для страны, и в отличие от современных миграций, которые слабо или вовсе не контролируются государством, перемещения людей в Советском Союзе были в несравненно большей степени управляемы;
во-вторых, формирование после распада СССР, так называемого ближнего зарубежья, одномоментно превратило внутренние миграционные потоки между бывшими республиками во внешние, требующие совершенно иных подходов, иной миграционной политики. Россия, в силу своего более благополучного экономического положения, стала мощным центром притяжения трудовых мигрантов из стран СНГ и некоторых развивающихся стран дальнего зарубежья;
в-третьих, специфичность положения России на международном рынке труда заключается в том, что она выступает не только в качестве реципиента работников, но и сама поставляет их в страны дальнего зарубежья. Что касается россиян, выезжающих за рубеж, то помимо нелегальной трудовой занятости, большую тревогу для будущего России вызывают намерения многих из них использовать временное трудоустройство с целью дальнейшего переезда на постоянное местожительство за рубеж. Несмотря на незначительные демографические последствия данного явления, основная проблема заключается в том, что уезжают молодые, энергичные, образованные россияне, эмиграция носит чёткий характер «утечки умов»;
в-четвертых, проблемы оценки масштабов, структуры и влияния миграционных процессов трудно разрешить не только ввиду вышеперечисленных факторов, но и по причинам глубокой взаимосвязи миграционных процессов с различными аспектами общественной жизни: социальным, юридическим, нравственным и т.д. Именно явление международной миграции населения вызывает острейшее противоречие между провозглашенным правом человека выбирать себе местожительство и правом государства охранять свой суверенитет и благополучие своих граждан и всей страны в целом.
1 Современное состояние ключевых проблем трудовой миграции
Текущая миграционная политика нередко ориентирована на узкоэкономическое рассмотрение трудовой миграции в качестве источника рабочей силы, либо в демографическом плане – как замещающей естественную убыль населения. Недостаточная ориентированность на баланс интересов государства, общества, бизнеса и мигрантов, недостаточная проработанность предлагаемых правовых и институциональных механизмов способны усугубить имеющиеся проблемы.
Ключевыми проблемами, характеризующими ситуацию в области трудовой миграции в Российской Федерации, являются следующие:
- Растущая напряженность
на рынке труда, конкуренция
за рабочие места из-за
- Высокая доля незаконных мигрантов.
Обычно взвешенные экспертные оценки незаконной трудовой миграции указывают 4-6 млн. трудящихся нелегалов, хотя называются и более крупные цифры. В этой связи важно отметить необходимость смещения акцентов в борьбе с нелегальной миграцией. Приоритетной целью противодействия должны стать не сами мигранты, а организаторы, вербовщики, теневики, пользующиеся их услугами, покрывающие их представители государственных структур. Смысл государственной миграционной политики заключается в переходе от стихийного набора рабочей силы к целевому оргнабору иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями развития страны, отраслей, регионов.
Сегодня руководители Федеральной
миграционной службы вынуждены констатировать
неэффективность
Существующие способы притока через каналы землячеств, этнических диаспор, родственные связи делают миграцию крайне непрозрачной, трудно регулируемой со стороны официальных государственных служб, связывают ее с теневой экономикой, криминалом, торговлей людьми и коррупцией. Организация труда и проживание на основе этнической солидарности нередко делают напряженными межнациональные отношения в местах проживания, стимулируют развитие этнической преступности. Индикатором растущего осознания этих проблем является создание в ряде регионов специальных структур по борьбе с этнической преступностью.
- Несоответствие миграционных потоков реальным потребностям рынка труда.
Государство заинтересовано в приезде мигрантов в регионы, где ощущается дефицит рабочих рук. Но на практике основная масса мигрантов едет в Центральный федеральный округ (50% общего миграционного потока, в том числе в Москву и Московскую область - более 30%).
Вызывают опасение надежды
на то, что эти диспропорции могут
быть преодолены с помощью замещающей
коренное население миграции. Подобные
надежды уже не оправдались в
отношении государственной
- Неадекватность потребностям
рынка труда созданных
Пока не удается обеспечить ни заинтересованности, ни общности взглядов государства и бизнеса на миграционные проблемы. В итоге в страну въезжают не те специалисты, в которых ощущается наиболее острая необходимость.
- Сложности межведомственного взаимодействия и координации.
Далеко не все миграционные
вопросы отнесены к компетенции
Федеральной миграционной службы, например,
состояние здоровье въезжающих мигрантов.
Регулированием внутренней миграции,
подготовкой специальных
Для лучшей координации усилий различных ведомств была создана Правительственная комиссия по миграционной политике, призванная быть «координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной миграционной политики». Однако ситуация с трудовой миграцией существенно не улучшилась.
- Низкая квалификация трудовых мигрантов.
Эксперты нередко отмечают, что причинами аварий, пожаров становится миграционный фактор - неадекватность квалификации, нарушение норм, правил техники безопасности, переутомление в силу сверхэксплуатации.
- Отсутствие системы адаптации,
интеграции иноязычных
Институты адаптации, интеграции
иноязычных мигрантов практически
отсутствуют в большинстве
В европейских странах
интеграция иностранных трудовых мигрантов
тесно связана с
2 Основные тенденции и проблемы тенденции внешней трудовой миграции в современном мире
Возрастающая мобильность
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем1:
Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки мозгов».
Формы утечки мозгов различны:
Лидерство в конкуренции за преимущественное
обладание интеллектом как