Внешняя торговля России:структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:01, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

Оглавление

Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг.
Контрольные тестовые задания.
Задача.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Чистовик .doc

— 183.00 Кб (Скачать)

В импорте неизменно  преобладает товарная группа «Машины  оборудование и транспортные средства» (31-36%). Это вообще характерно для импорта развитых стран. Однако товарная структура данной группы за последние годы изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли легковые автомобили, бытовая техника, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности России оказались неконкурентоспособными, за исключением отечественного автомобилестроения, которое держится благодаря протекционистским мерам.

Финансовый кризис августа 1998 г. привел к определенному вытеснению импортной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных инвестиций. Это произошло в молочной, масложировой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленности, производстве соков, безалкогольных напитков и т. д., нередко под традиционными российскими марками.

Следует заметить, что ориентация России во внешней  торговле на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны. Хотя России и предоставили статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ограничений в отношении российского экспорта готовой продукции.

Россия на рынке  услуг представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынки туристических и транспортных услуг.

Быстрый рост международных  поездок граждан России происходит со второй половины 80-х гг. Международный  туризм в РФ стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового потока.

В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан  России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Турцию, Польшу, Китай, Украину, Египет, Испанию, Германию, Италию. Первые места, которые занимают Турция, Китай, Украина, Польша, связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил туризм.

Во въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и США. Экспорт  туристических услуг требует  крупных инвестиций, прежде всего  на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным фирмам («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычный уровень комфорта и сервиса для иностранных туристов.

Несоответствие в соотношении цены и  качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала - все это снижает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.

Транспортные  пути России включены в общую мировую транспортную систему, и Россия участвует в международном рынке транспортных услуг. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционирован и приватизирован. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.

Из всех видов  транспорта, задействованных в экспорте транспортных услуг, в наиболее сложном  положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота  и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов - Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходят старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, так как иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.

Использование транзитного положения России связано  прежде всего с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи, а через Европейскую территорию России и Белоруссию - в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России с Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляют собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит, Россия выигрывает от полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже сейчас можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.

Проект транспортного  коридора Север - Юг разрабатывается Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Только для обустройства портов и паромной переправы нужно 2,5-3 млрд. долл. инвестиций.

В 2001 г. начались регулярные полеты по кроссполярным  маршрутам, соединяющим США и  Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной  Азии над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.

Развивается трубопроводный транспорт. К числу осуществляемых транзитных проектов относится строительство нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана. Разработан вариант экспорта нефти Тимано-Печерской провинции «Балтийские трубопроводные системы». Проект позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в том числе за счет экономии платы за транзит через порты стран Балтии. Для осуществления проекта часть средств выделяется из бюджета, но необходимы и коммерческие кредиты, включая иностранные. Существуют крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал - Европа» через территорию Белоруссии и Польши, «Голубой поток» - по дну Черного моря в Турцию.

Прочие виды услуг 1на мировом рынке неконкурентоспособны. Полная либерализация рынков услуг в соответствии с требованиями ВТО способна поставить под вопрос сохранение нашей банковской системы, страховых и других аналогичных институтов, так как их конкурентоспособность значительно ниже западных. Утрата российского суверенитета над рынком СМИ, информационно-телекоммуникационных, рекламных, консультационных и иных услуг угрожает национальной безопасности страны, ибо ставит под сомнение возможность сохранения национальной культуры, гуманитарной направленности образования и воспитания граждан.

Контрольные тестовые задания

  Международные экономические отношения включают:

а) международное движение рабочей силы;

б) национальные рынки стран;

в) международные авиалинии;

  г) международную торговлю товарами и услугами;

  д) международные валютно-кредитные отношения;

  е) политические процессы, происходящие в определенных странах;

  ж) международное движение капиталов.

  Ответ: международное движение рабочей силы, международную торговлю товарами и услугами, международные валютно-кредитные отношения, международное движение капиталов. 
 

  ТНК –  это:

а) корпорация, действующая в нескольких отраслях;

б) крупнейшая национальная фирма;

в) корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности.

  Ответ: крупнейшая национальная фирма; корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности. 
 
 
 

Задача

  4. На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицируя каждую из операций как кредит или дебет: 

1) Экспорт нефти                                                6 млн. денежных  единиц
2) Импорт  зерна 5 млн. денежных  единиц
3) Экспорт  оборудования                                           2 млн. денежных  единиц
4) Доходы  от туризма иностранцев в «Дельте» 6 млн. денежных  единиц
5) Денежные  переводы иностранцам из «Дельты» 2 млн. денежных  единиц
6) Покупка  акций частных корпораций Франции   6 млн. денежных  единиц
7) Покупка  золота у иностранных граждан              1 млн. денежных единиц
 

  На основании  данных задачи составьте платежный  баланс страны «Дельты», выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов.

Решение:

Таблица 1

Текущий баланс Дебет Кредит
Экспорт нефти                                                6 млн.  ден.ед.  
Импорт  зерна   5 млн. ден.ед.
Экспорт оборудования                                           2 млн.  ден.ед.  
Доходы  от туризма иностранцев в «Дельте» 6 млн.  ден.ед.  
Баланс  движения капиталов    
Покупка золота у  иностранных граждан                1 млн.  ден.ед
Денежные  переводы иностранцам из «Дельты»   2 млн.  ден.ед.
Покупка акций частных корпораций Франции     6 млн.  ден.ед.
ИТОГО 14 млн. ден.ед. 14 млн. ден.ед.

 

Список  литературы

    1. Мировая экономика, учебник под редакцией Николаевой И.П., М, 2007г.
    2. КОПР по дисциплине Мировая экономика, Компьютерные образовательные ресурсы
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_России, материал из энциклопедии
    4. Конспект лекции по дисциплине Мировая экономика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНТИТУТ 
 

Кафедра экономической теории 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине «Мировая экономика»

с использованием компьютерной обучающей программы 

Вариант №_________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель________________________

Студент III курса______________________

_____________________________________

_____________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Липецк 2011

Информация о работе Внешняя торговля России:структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг