Внешняя торговля России структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:55, реферат

Краткое описание

1. Внешняя торговля России: структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг.
Проблемы места России в мировой экономической системе сегодня волнуют не только Россию, но и весь мир. Роль внешнеэкономического комплекса в развитии российской экономики сложно переоценить, в то же время проблема достижения его качественных преобразований по-прежнему не решена и остаётся весьма актуальной.
...
На основании данных задачи составьте платежный баланс страны «Дельты», выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов.

Оглавление

Контрольный теоретический вопрос ........................................................ 3
Контрольные тестовые задания ................................................................. 11
Задача ........................................................................................................... 13
Список литературы ..................................................................................... 15

Файлы: 1 файл

реферат_Внешняя торговля России структура и динамика_ Место России на мировом рынке товаров и услуг.doc

— 162.00 Кб (Скачать)
 

     Россия  на рынке услуг представлена слабо. В этом направлении наиболее перспективными представляются рынки туристических и транспортных услуг.

     Быстрый рост международных поездок граждан  России происходит со второй половины 80-х гг. Международный туризм в РФ стал более динамичным, но даже в лучшие для международного туризма годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового потока.

     В 2002 г., по данным Госкомстата РФ, число граждан России, в качестве туристов выезжавших за рубеж, впервые превысило 5 млн. человек. При этом россияне больше всего посещали Турцию, Польшу, Китай, Украину, Египет, Испанию, Германию, Италию. Первые места, которые занимают Турция, Китай, Украина, Польша, связаны с «челночной» и приграничной торговлей, а не с оказанием туристических услуг в их классических формах. Финансовый кризис 1998 г. резко сократил туризм.

     Во  въездном туризме в России лидируют Польша, Финляндия, Китай, Германия и  США. Экспорт туристических услуг требует крупных инвестиций, прежде всего на строительство гостиниц и других средств размещения. Хотя в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи появились первоклассные отели, в том числе и принадлежащие известным международным фирмам («Холидей Инн», «Кемпински», «Мариотт», «Шератон»), сохраняется нехватка гостиниц, обеспечивающих привычный уровень комфорта и сервиса для иностранных туристов.

     Несоответствие  в соотношении цены и  качества в организации въездного туризма, недостатки в рекламе и маркетинге, впечатление о России как о стране криминала - все это снижает рост въездного туризма, несмотря на богатейшие туристские ресурсы.

     Транспортные  пути России включены в общую мировую  транспортную систему, и Россия участвует  в международном рынке транспортных услуг. Огромная территория России обусловила преобладание железных дорог, а также исключительную роль трубопроводов. Железные дороги и магистральные трубопроводы России остаются в государственной собственности, тогда как морской, речной, автомобильный и авиационный транспорт акционирован и приватизирован. Исключительное значение приобретают в этих условиях тарифная политика, привлечение инвестиций и поиски оптимального сочетания государственного управления и рыночного регулирования.

     Из  всех видов транспорта, задействованных  в экспорте транспортных услуг, в  наиболее сложном положении оказался морской флот России. Распад СССР повлек раздел флота и оттеснил Россию от портов на Черном и Балтийском морях. Около 80% танкеров отошли Латвии и Азербайджану, 70% контейнеровозов - Украине и Литве, причем новые владельцы не в состоянии эффективно их использовать. Происходят старение и сокращение флота, а новые суда зачастую регистрируются за рубежом, поскольку построены под долгосрочные залоговые кредиты иностранных банков. Внутренний водный транспорт наращивает международные перевозки, используя свои преимущества, так как иностранные суда на внутренние водные пути России не допускаются.

     Использование транзитного положения России связано  прежде всего с Транссибирской магистралью, которая имеет выходы в Азии на транспортные системы Китая, Монголии, Кореи, а через Европейскую территорию России и Белоруссию - в страны Западной Европы. Транзит по железным дорогам России с Востока в Европу сокращает время и стоимость доставки грузов по сравнению с морским путем вокруг Азии. Российские железные дороги представляют собой один из трансконтинентальных мостов по перевозке грузов контейнерами без промежуточных складских операций. Помимо платы за транзит, Россия выигрывает от полной загрузки и реконструкции Транссиба, по которому уже сейчас можно перевозить до 500 тыс. контейнеров в год.

     Проект  транспортного коридора Север - Юг разрабатывается  Россией в сотрудничестве с Индией, Ираном и другими государствами  Южной Азии и Персидского залива. В нем должны быть задействованы автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт. Только для обустройства портов и паромной переправы нужно 2,5-3 млрд. долл. инвестиций.

     В 2001 г. начались регулярные полеты по кроссполярным маршрутам, соединяющим США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии над сухопутной частью России и Северным Ледовитым океаном.

     Развивается трубопроводный транспорт. К числу  осуществляемых транзитных проектов относится строительство нефтепроводов из Азербайджана и Казахстана. Разработан вариант экспорта нефти Тимано-Печерской провинции «Балтийские трубопроводные системы». Проект позволит сократить расходы на транспортировку нефти в Европу, в том числе за счет экономии платы за транзит через порты стран Балтии. Для осуществления проекта часть средств выделяется из бюджета, но необходимы и коммерческие кредиты, включая иностранные. Существуют крупные проекты прокладки магистральных газопроводов: «Ямал - Европа» через территорию Белоруссии и Польши, «Голубой поток» - по дну Черного моря в Турцию.

     Прочие  виды услуг на мировом рынке неконкурентоспособны. Полная либерализация рынков услуг в соответствии с требованиями ВТО способна поставить под вопрос сохранение нашей банковской системы, страховых и других аналогичных институтов, так как их конкурентоспособность значительно ниже западных. Утрата российского суверенитета над рынком СМИ, информационно-телекоммуникационных, рекламных, консультационных и иных услуг угрожает национальной безопасности страны, ибо ставит под сомнение возможность сохранения национальной культуры, гуманитарной направленности образования и воспитания граждан.

     Формирование  новой специализации России на мировых  товарных рынках требует радикальных  структурных преобразований во внешнеторговой сфере, а это может занять немало времени. В работе[1;c.82] справедливо отмечается, что в ближайшей перспективе Россия, скорее всего, не сможет противопоставить США, странам Европейского Союза, Японии и Китаю полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.

     Шансы на благоприятное развитие событий  у России есть, учитывая содержание проводимой в настоящее время  государственной политики. Одновременно следует гораздо внимательнее приглядеться к опыту, например Китая и др., достигших немалых успехов, в том числе во внешнеторговой сфере. Этот опыт является во многих отношениях весьма показательным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольные тестовые задания

/отметьте правильный вариант  (варианты) ответа следующим образом:          / 

  2. Международные экономические отношения включают:

а) международное движение рабочей силы;

б) национальные рынки стран;

в) международные авиалинии;

   г) международную торговлю товарами и услугами;

   д) международные валютно-кредитные отношения;

   е) политические процессы, происходящие в определенных странах;

  ж) международное движение капиталов. 

  Обоснование ответа:

  Формы МЭО:

  • Международная торговля товарами и услугами
  • Международные отношения в сфере НИОКР
  • Международная миграция рабочей силы
  • Международное движение капиталов, технологий, инвестиций
  • Международные расчеты
  • Международная торговля ценными бумагами, кредитами
  • Международные валютные отношения

  Международные экономические отношения складываются на основе международного разделения труда (МРТ). С помощью вышеперечисленных форм мы можем понять, что включают в себя МЭО. 
 

  3. ТНК – это:

а) корпорация, действующая в нескольких отраслях;

б) крупнейшая национальная фирма;

в) корпорация, головная компания которой имеет свои отделения во многих странах, осуществляя координацию и интеграцию их деятельности. 

  Обоснование ответа:

  Дадим понятию  ТНК общее определение:

  ТНК –  это компания, национальная по собственности  и интернациональная по сфере  деятельности. (>10% мирового ВВП, 60% внешней торговли, 90% прямых зарубежных инвестиций, 80% технологических разработок)

  А так  же ТНК способствует:

  • развитию (МРТ)
  • устанавливает систему международного производства
  • использует разнообразные формы освоения мирового рынка (лицензирование, франчайзинг)

Задача

  4. На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицируя каждую из операций как кредит или дебет: 

1) Экспорт нефти                                                6 млн. денежных  единиц
2) Импорт зерна 5 млн. денежных  единиц
3) Экспорт  оборудования                                           2 млн. денежных  единиц
4) Доходы  от туризма иностранцев в «Дельте» 6 млн. денежных  единиц
5) Денежные  переводы иностранцам из «Дельты» 2 млн. денежных  единиц
6) Покупка  акций частных корпораций Франции   6 млн. денежных  единиц
7) Покупка  золота у иностранных граждан              1 млн. денежных  единиц
 

  На основании  данных задачи составьте платежный  баланс страны «Дельты», выделяя основные его разделы – текущий баланс и баланс движения капиталов. 

Решение:

Таблица 1

Текущий баланс Дебет Кредит
Экспорт нефти                                                6 млн.  ден.ед.  
Импорт  зерна   5 млн. ден.ед.
Экспорт оборудования                                           2 млн.  ден.ед.  
Доходы  от туризма иностранцев в «Дельте» 6 млн.  ден.ед.  
Баланс  движения капиталов    
Покупка золота у  иностранных граждан                1 млн.  ден.ед
Денежные  переводы иностранцам из «Дельты»   2 млн.  ден.ед.
Покупка акций частных корпораций Франции     6 млн.  ден.ед.
ИТОГО 14 млн. ден.ед. 14 млн. ден.ед.

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

  1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями  / Под  ред. Б.З. Мильнера.-М.:ИНФРА-М, 2010.
  2. Мировая экономика и международные экономические отношения: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Е.С. Пономарёва, Л.А. Кривенцова, П.С. Томилов; Под ред. Л.Е. Стровского.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  3. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / С.Ф. Сутырин и др.; Под ред. С.Ф. Сутырина, А.И. Погорлецкого. - М.: Эксмо, 2010.
  4. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2005.
  5. Трифонова Е.Ю., Кемаева М.В., Приказчикова Ю.В. Оценка современного состояния и перспектив развития внешней торговли Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика.-2011- №1.
  6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.- http:// www. gks.ru.
  7. Официальный сайт таможенной службы.- http:// www.customs.ru.
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Внешняя_торговля_России.
  9. Мировая экономика. Компьютерная образовательная программа / Корпоративные образовательные ресурсы ВЗФЭИ.
  10. Мировая экономика. Конспект лекции по дисциплине.

Информация о работе Внешняя торговля России структура и динамика. Место России на мировом рынке товаров и услуг