Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:37, реферат
В условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры острота проблемы обслуживания внешнего долга России в последние годы была снята. Стабилизация экономического и политического положения в стране позволили повысить и укрепить уровень кредитного рейтинга РФ. В результате чего увеличился объем иностранных инвестиций и кредитов, необходимых для развития производственной сферы.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Теоретический аспект влияния внешней задолженности на
различные сферы экономики страны .……………….………………...4
2 Государственный внешний долг России, его правовая основа…………..6
3 Кредиторы России…………………………………………………...10
3.1 Парижский клуб…………………………………………………..10
3.2 Лондонский клуб………………………………………………….11
3.3 Международный валютный фонд………………………………13
3.4 Коммерческие кредиторы……………………………………….14
3.5 Всемирный Банк………………………………………………….16
3.6 Структура государственного внешнего долга России……………....16
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………
Заимствования страной осуществляется в соответствии с Программой государственных внешний заимствований, которая представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии.
3
Кредиторы России
3.1
Парижский клуб
Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия - член Парижского клуба с 1997 года.
Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В январе 1992 г. правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 годах последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.
Вслед
за этими соглашениями в апреле 1996
г. правительство РФ подписало Меморандум
(многосторонний меморандум от 29 апреля
1996г) об условиях всеобъемлющей реструктуризации
внешнего долга СССР со странами - членами
Парижского клуба кредиторов. Россия стала
должна Клубу $38 млрд. «Самое интересное
в этой истории заключается в том, что
если долги перед Парижским Клубом были
признаны полностью, то с активами было
иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый
вице-премьер России А. Чубайс подписал
"Меморандум о взаимопонимании...",
определяющий условия присоединения России
к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял
Российскую Федерацию в качестве "равноправного
партнера", что расценивалось как "большое
достижение новой российской дипломатии".
По Меморандуму он от имени России добровольно
отказался от половины финансовых активов,
простив их великодушно российским должникам
по предложению Парижского клуба. Они
были пересчитаны по финансовой методике
Международного валютного фонда, которая
учитывает средний уровень доходов государств,
их валовой внутренний продукт на душу
населения и другие критерии. Исходя из
такой методики, России навязали списание
активов на 60 млрд. долларов. Это первый
итог.
Упросив кредиторов пойти на отсрочку
оплаты и реструктуризацию внешнего долга,
Правительство России взяло на себя обязательства
обслуживать долг по процентной ставке
7 % годовых, что составляло около 2,7 млрд.
долларов ежегодных выплат Парижскому
клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу
- "империи зла" - США, Франция и другие
страны-кредиторы предоставляли внешние
займы по ставке 1,5 – 2 % годовых.) Другим
ущемляющим интересы России условием
Соглашений стало обязательство о первоочередности
оплаты процентов и штрафов за просрочку
процентных платежей. И, наконец, в соответствии
со статьями "о равном подходе", включенными
во все Соглашения с кредиторами ПКК, наша
страна фактически была лишена возможности
ведения самостоятельных переговоров
с любым из кредиторов о досрочном погашении
или списании долга, в том числе путем
денежных или товарных взаиморасчетов.
Это ограничение закрыло для России "двери"
по урегулированию долга и автоматически
обязало выплачивать высокую процентную
ставку по кредитам СССР до 2020 года. Это
второй итог вступления России в Парижский
клуб кредиторов».
3.2
Лондонский клуб
Лондонский клуб - международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гос. гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.
В составе Лондонского Клуба, 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед коммерческим банками - кредиторами СССР. Председатель БКК - Deutshe Bank AG. Предметом соглашения с Лондонским клубом является задолженность бывшего СССР частным банкам по кредитам, не застрахованным и не гарантированным государственными компаниями, заключенным до 31 декабря 1991 года. На тот момент эти долги составляли - $32.3 млрд.
Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992 года.
Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом будет выступать Внешэкономбанк. На время переговоров банки-кредиторы предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер.
В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР клубу на общую сумму $32,3 млрд., включая проценты сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты (ставка LIBOR + 13/16). С деталями предложенной реструктуризации (предполагалось частичное списание долга) кредиторы банка были ознакомлены в июне 1996 г.
6 октября 1997 г. Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о реструктуризации внешней задолженности СССР зарубежным коммерческим банкам. 10, 4 % долга было списано, а оставшаяся сумма была разбита на две части - основной долг - $24 млрд. (облигации - Principal Loan - PRIN), проценты по нему - $8,3 млрд. (облигации - Interest Accrual Notes - IAN). Эмитентом облигаций выступал Внешэкономбанк, но согласно постановлению правительства от 15 сентября 1997 года эти обязательства по статусу были приравнены к долговым обязательствам государства. Часть каждого платежа по облигациям должна была осуществляться деньгами, другая часть выплачивалась процентными облигациями (IANs). С течением времени денежная часть выплат должна была возрастать.
В
2001 году долг по облигациям Внешэкономбанка
Парижскому Клубу был переоформлен
в обязательства Российской Федерации,
30 % основной суммы долга было списано.
По условиям обмена соответствующая задолженность
была обменена на пакет номинированных
в долларах США новых еврооблигаций Российской
Федерации с окончательными сроками погашения
в 2010-2030 гг. 17 мая 2001г. состоялся очередной,
IV этап обмена требований по реструктуризированному
кредиту (PRINs) и процентным облигациям
(IANs). Операция обмена на еврооблигации
проводится в несколько этапов ввиду того,
что некоторые кредиторы по ряду причин
(ограниченность времени для согласования
и направления заявок на обмен, вовлечение
инструментов в какие-либо собственные
коммерческие и иные операции) не успели
обменять принадлежащие им инструменты
в первоначально установленные сроки.
По итогам четырёх этапов операций объём
обмененных PRINs составил 99,98 %, а IANs - 99,33
%. Суммы выпуска новых российских еврооблигаций
со сроками погашения в 2010 и 2030гг. равнялись
18,3 млрд. долл. США и 2,8 млрд. долл. США соответственно.
В соответствии с условиями обслуживания
еврооблигаций, Россия ежемесячно осуществляет
платежи, представляющие собой оплату
купонов по облигациям.
3.3
Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.
МВФ
сегодня: координирует международное
сотрудничество в валютно-финансовой
сфере, оказывает финансовую поддержку
странам, являющимся его членами, для
преодоления временных
Кредиты
МВФ могут быть получены лишь после
того, как вторая сторона согласится на
проведение стратегических реформ в своей
экономике (на воплощение программы структурной
перестройки, разработанной МВФ).
3.4
Коммерческие кредиторы
Коммерческая задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т.ч. входящими в Лондонский клуб).
В
рамках выполнения агентских функций
Внешэкономбанком продолжается работа
по определению объемов
По состоянию на 1 февраля 2001г. из общей суммы требований (свыше 1 млрд. долл. США), заявленных кредиторами как через страновые клубы, так и в индивидуальном порядке по обязательствам, находящимся на учете во Внешэкономбанке (аккредитивы, инкассо и коммерческие кредиты), около 86% выверено банком и подготовлено к проведению реструктуризации. В стадии рассмотрения находится 11,3 % предъявленной задолженности, не вполне отвечающей критериям упомянутого Заявления Правительства Российской Федерации (децентрализованный импорт, страховые премии, компенсационные сделки и т.д.). Одновременно по линии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляется выверка требований по контрактам с платежами в форме открытого счета. Переоформление данной задолженности предполагается осуществить на условиях, аналогичных параметрам урегулирования долга бывшего СССР перед иностранными банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб. Возможность урегулирования коммерческих обязательств по этой схеме зафиксирована в Циркуляре об обмене задолженности (Offering Circular) по Лондонскому клубу.
12.04.2001
в Лондоне на Форуме
3.5
Всемирный Банк
Международный банк реконструкции и развития (Всемирный Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон-Вудской конференции в 1944 г.
Первоначально
банк ориентировался на восстановление
экономики стран Западной Европы,
а сегодня, предоставляет займы
или гарантии кредитов 177 странам, входящим
в эту группу. Главным образом,
банк кредитует развивающиеся
Кроме финансирования таких проектов, как строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.
Наряду
с Всемирным Банком группа MБРР
включает в себя Международную финансовую
корпорацию, Международную ассоциацию
развития, Многостороннее агентство гарантий
по инвестициям и другие международные
финансовые организации.
3.6
Структура государственного внешнего
долга Российской Федерации по состоянию
на 1 декабря 2010 года
Таблица
1 – Структура государственного внешнего
долга Российской Федерации по состоянию
на 1 декабря 2010 года
Категория долга | млн. долларов США | млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 40 736,7 | 30 679,9 |
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
777,0 | 585,2 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 762,4 | 1 327,3 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 126,4 | 848,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 812,9 | 612,2 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 169,8 | 2 387,3 |
Задолженность по еврооблигационным займам | 30 456,5 | 22 937,6 |
внешний облигационный заем 2015 года | 2 000,0 | 1 506,3 |
внешний облигационный заем 2020 года | 3 500,0 | 2 635,9 |
внешний облигационный заем 2018 года | 3 466,4 | 2 610,6 |
внешний облигационный заем 2028 года | 2 499,9 | 1 882,7 |
внешний облигационный заем 2030 года | 18 990,2 | 14 302,1 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 774,9 | 1 336,7 |
в том числе: | ||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 318,0 |
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте | 856,8 | 645,3 |
Информация о работе Внешний долг Роcсии. Его динамика и структура