Внешний долг Роcсии. Его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:37, реферат

Краткое описание

В условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры острота проблемы обслуживания внешнего долга России в последние годы была снята. Стабилизация экономического и политического положения в стране позволили повысить и укрепить уровень кредитного рейтинга РФ. В результате чего увеличился объем иностранных инвестиций и кредитов, необходимых для развития производственной сферы.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1 Теоретический аспект влияния внешней задолженности на
различные сферы экономики страны .……………….………………...4
2 Государственный внешний долг России, его правовая основа…………..6
3 Кредиторы России…………………………………………………...10
3.1 Парижский клуб…………………………………………………..10
3.2 Лондонский клуб………………………………………………….11
3.3 Международный валютный фонд………………………………13
3.4 Коммерческие кредиторы……………………………………….14
3.5 Всемирный Банк………………………………………………….16
3.6 Структура государственного внешнего долга России……………....16
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по экономики.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Комсомольский  – на – Амуре государственный

технический университет» 
 

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра экономической  теории 
 
 
 

Р Е Ф  Е Р А Т

по дисциплине «Мировая Экономика»

Внешний долг Роcсии. Его динамика и структура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010

      Содержание 

      Введение………………………………………………………………………..3

      1 Теоретический аспект влияния внешней задолженности на                      

      различные сферы экономики страны .……………….………………...4

      2 Государственный внешний долг России, его правовая основа…………..6

         3 Кредиторы России…………………………………………………...10

        3.1 Парижский клуб…………………………………………………..10

        3.2 Лондонский клуб………………………………………………….11

        3.3 Международный валютный фонд………………………………13

        3.4 Коммерческие кредиторы……………………………………….14

        3.5 Всемирный Банк………………………………………………….16

        3.6 Структура государственного внешнего долга России……………....16

      Заключение…………………………………………………………………...18

      Список  использованных источников…………………………………

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры острота проблемы обслуживания внешнего долга России в последние  годы была снята. Стабилизация экономического и политического положения в стране позволили повысить и укрепить уровень кредитного рейтинга РФ. В результате чего увеличился объем иностранных инвестиций и кредитов, необходимых для развития производственной сферы.

      Достижение  макроэкономической стабилизации, обеспечение устойчивого экономического роста, создание благоприятных условий для притока в страну иностранного капитала кардинально меняют отношение западных финансовых кругов к вопросам обслуживания страной своего внешнего долга. С другой стороны, укрепление валютно-экономических позиций страны позволяют ей соблюдать имеющиеся долговые обязательства, что, как правило, ведет к снижению внешней задолженности или стабилизации ее размеров при заметном улучшении показателей, которые характеризуются тяжестью долгового бремени (отношение внешнего долга и платежей по его обслуживанию к ВВП, экспорту и др.).

      Важной  задачей остается создание и реализация эффективной стратегии управления государственным долгом в соответствии с общей политикой стимулирования экономического роста. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Теоретический аспект влияния внешней задолженности на                      

      различные сферы экономики страны 

      Причинами возникновения государственного долга  обычно являются трудные периоды  для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.  
       Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.  

      Чем обременительнее для страны накопленный  внешний долг, тем в большей  мере его обслуживание вовлекается  во взаимодействие с функционированием  всей национальной экономики и ее финансовой сферы. 
    Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга. 
    У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Государственный внешний долг России, его правовая основа 

      Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций. По экономической сущности государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства-, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства и его предприятий и использование государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

      Центральное место в системе государственных  финансов занимает государственный  бюджет.

      Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

      Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. 

      В тех случаях, когда имеющиеся  у бюджета доходы недостаточны для  осуществления необходимых расходов, возникает бюджетный дефицит  —  превышение расходной части бюджета над доходной. При бюджетном дефиците поступающих доходов оказывается недостаточно для нормального выполнения функций государства, в связи с чем, приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

      Перед правительством, столкнувшимся с  проблемой роста бюджетного дефицита, встает проблема выбора из трех известных  вариантов. Первый, кажущийся наиболее лёгким, но и являющийся наиболее инфляционно опасным – дополнительная эмиссия денежных средств. Второй — усиление налогового бремени и сокращение государственных расходов. Третий — выпуск государственных долговых обязательств — казначейских ценных бумаг (облигаций, векселей, сертификатов и т. п.), которые обеспечивают их покупателям гарантированный доход в виде определённого процента.

      Проблема  бюджетного дефицита порождает проблему государственного долга.

      Государственный долг – это совокупность всех долговых обязательств Правительства РФ иностранным Правительствам, международным финансовым организациям, иностранным банкам и крупным фирмам за определенный период времени, а также задолженность внутри страны физическим лицам – резидентам, коммерческим банкам и другим юридическим лицам.

      В зависимости от рынка заимствований  и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

      Согласно  Бюджетному кодексу РФ, внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте.

      Долговые  обязательства федерального правительства  обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

      Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

      - кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;  
- государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации; 
- договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьим лицам;

      - переоформления долговых обязательств  третьих лиц в государственный  долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

      - соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской  Федерации прошлых лет. 

      Проблема  разграничения внутреннего и внешнего долга резко обозначилась в следствии кризиса в августе 1998 года.

      В действующих до введения в действие Бюджетного кодекса РФ Законах "О  государственном внутреннем долге" от 13 ноября 1992г.  и  "О государственных  внешних заимствованиях" от 26 декабря 1994г. в основу классификации долгов были положены два разных признака.

      В первом законе - это валюта, в которой  выражаются заимствования, во втором - источник заимствований. Это затрудняло принятие обоснованных решений и  приводило к возникновению курьезных ситуаций. Их примером являлось не включение до 1997 г. долга по внутреннему валютному займу ни во внутренний, ни во внешний государственный долг. Этот заем был номинирован в долларах США. Но его размещение проводилось среди резидентов. Вот оно и удовлетворяло сразу обоим признакам классификации долгов, в силу чего до 1997 г. долг по ОВВЗ учитывался отдельно от всех других заимствований.

      Принятый 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет внешний и  внутренний долг на основе одного единственного признака - валюты. Однако и это не решает всех проблем, связанных с классификацией государственного долга. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс "срастания" двух видов государственного долга.

      Неоднозначная ситуация сложилась с заимствованием на рынке ГКО-ОФЗ. Изначально этот рынок  ориентирован на работу с внутренними  инвесторами и до середины 1996 г. присутствие  резидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996 г. иностранные инвесторы стали работать по новым правилам, снявшим многие ограничения на их деятельность. Нерезиденты получили право осуществлять свои операции на первичном и вторичном рынках ГКО-ОФЗ непосредственно через российские уполномоченные банки. Участие иностранных инвесторов резко активизировалось и к началу 1998 г. на долю нерезидентов приходилось 27,5 % рынка ГКО-ОФЗ.

      Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ - это обычный  рублевый, т.е. внутренний рынок, правительство  и Банк России делали все для более широкого привлечения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские финансовые рынки закачались, и волны азиатских кризисов стали доходить до России (октябрь 1997 г., январь и май 1998 г.), нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ: на обслуживание рублевого внутреннего долга в части, приходящейся на нерезидентов, потребовалась иностранная валюта и при этом в значительных количествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обязательств.

Информация о работе Внешний долг Роcсии. Его динамика и структура