Внешние риски в туристической фирме

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
1. Рассмотреть сущность и классификация предпринимательских рисков.
2. Определить специфические виды рисков в туризме.
3. Систематизировать меры по снижению рисков в туриндустрии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
ЧТО ТАКОЕ РИСКИ 5
ВИДЫ РИСКОВ 8
Политический риск 8
Технический риск 10
Производственный риск 11
Коммерческий риск 12
Финансовый риск 15
Отраслевой риск 18
Инновационный риск 19
РИСКИ В ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ 21
СПЕЦИФИКА РИСКОВ В ТУРИНДУСТРИИ 21
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ 21
Форма бизнеса 21
Сезонность 22
Расположение офиса 22
Персонал 23
Специализация 23
ВНЕШНИЕ РИСКИ 24
Отношения с туроператорами 24
Непредвиденные обстоятельства 24
ЧЕМ РЕАЛЬНО РИСКУЕТ ТУРИСТСКАЯ КОМПАНИЯ 25
Скай Лэнд 25
ОРКО-ТУР 26
Спарк Тревел 27
РАЗРАБОТКА МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ТУРИНДУСТРИИ 29
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ 29
ФАКТОРЫ РИСКА БЕЗОПАСНОСТИ 30
МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ 31
ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ МЕСТНЫХ ЗАКОНОВ И ОБЫЧАЕВ 36
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

Внешние риски.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Отраслевой риск

Отраслевой риск — это вероятность  потерь в результате изменений в  экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:

деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению  с экономикой страны в целом;

каковы результаты деятельности различных  предпринимательских фирм внутри одной  и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.

С работой  предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска  непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла  отрасли и внутриотраслевая среда  конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

- степень ценовой и неценовой конкуренции;

- легкость или сложность вхождения организации в отрасль;

- наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

- рыночная способность покупателей;

- рыночная способность поставщиков;

- политическое и социальное окружение.

Однако  перечисленные условия, в которых  функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать  отраслевой риск при любых видах  деятельности.

Инновационный риск

Инновационный риск особенно важен  в современной предпринимательской  деятельности, которая находится  на этапе увеличения капиталов, используемых как для производства существующих товаров и услуг, так и для  создания новых, ранее не производимых.

Инновационный риск — это вероятность  потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств  в производство новых товаров  и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке. Инновационный  риск возникает в следующих ситуациях:

при внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации фирма сталкивается лишь с одним видом риска — возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;

при создании нового товара или услуги на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара или услуги в связи с использованием старого оборудования;

при производстве нового товара или  услуги при помощи новой техники  и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя: риск того, что новый товар или услуга может не найти покупателя; риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги; риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции, в случае неудачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Риски в туристском бизнесе

 

Специфика рисков в туриндустрии

 

 За год в России открывается сотни новых турагентств, но только менее 20% из них «доживают» до своего трехлетия. Бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора.

Современный туристический бизнес в России за последние десять лет  совершил поистине огромный скачок в  своем развитии. Начиная с конца  перестройки, российские турфирмы начали набирать обороты, пока кризис 1998 года не оставил на рынке лишь самых стойких игроков. Но за последние годы ситуация снова изменилась в сторону перенасыщения рынка туристическими агентствами. На 2005 год в одной только Москве насчитывалось около 7 тысяч туристских агентств. Подобная привлекательность обуславливается относительно небольшими инвестициями (около $10.000), минимальным количеством персонала (от четырех-пяти человек) и кажущейся простотой задачи. Однако бизнес в этой отрасли сопровождается достаточным количеством рисков, способных разорить инвестора.

Далее рассмотрены наиболее очевидные  риски, которые ожидают предпринимателей, желающих открыть бизнес в сфере  туризма.

Внутренние риски

Форма бизнеса

Начинающему предпринимателю в  первую очередь следует решить, каким именно путем он хочет получить свой бизнес: будет ли это покупка готовой компании «под ключ», или франшизы, будет ли это приобретением действующего бизнеса, или же стоит пройти все этапы с нуля и самостоятельно создать новую фирму? У каждого варианта есть как свои достоинства, так и недостатки. Покупая франшизу можно снять с себя расходы на раскрутку агентства и большинство рисков, однако необходимость соблюдения стандартов лишит этот бизнес индивидуальности. Покупая готовое агентство стоит помнить, что порой действительно случается так, что владельцы вынуждены продавать устойчивый, высокодоходный бизнес, но это бывает не так часто. Покупка агентства «под ключ» чревата тем же, что и покупка автомобиля стандартной комплектации: порой на необходимые доработки и перемены уходит больше времени, чем на создание компании с нуля.

Сезонность

Еще до открытия агентства необходимо заложить в бизнес-план фактор сезонности бизнеса, от которой фатально страдает немало начинающих предпринимателей. Эта проблема обычно затрагивает даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость. Об этом нужно помнить и заранее планировать эти затраты. С сезонностью также связан момент открытия компании: лучше если он придется на летний период, тогда представится возможность сразу покрыть расходы. А поскольку средний срок регистрации и открытия турагентства составляет до 5 месяцев, начинать подготовку к открытию лучше прямо с января, чтобы был шанс открыться к сезону летних отпусков. Поступая иначе, компания рискует разориться, даже не успев продать ни одной путевки.

Расположение офиса

Офис, расположенный на задворках, может отнять у фирмы до 80% клиентов, одни из которых просто до него не дойдут, свернув в другие турагентства, попавшиеся на пути, а другие не решатся приобрести путевку в компании, офис которой имеет подобное размещение. Поправить ситуацию может яркая, интуитивно понятная система вывесок и внутреннее обрамление агентства.

Персонал

Согласно статистике, принятие решения  потребителем о покупке путевки  на 40-50% может зависеть от влияния  менеджера турагентства. Им непременно нужно обладать знанием предлагаемого  продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми. Менеджеру турфирмы просто необходимо самому «болеть» своим делом, для того, чтобы он смог передать собственный восторг потенциальному клиенту. Не стоит скупиться на ознакомительные туры, устраиваемые туроператорами. Обычно, рассказы, наполненные личными впечатлениями, производят на клиентов гораздо более благоприятное впечатление, чем самые красочные буклеты и каталоги. Не экономьте на подборе персонала, лучше поручите этот вопрос компетентным специалистам, которые сумеют подобрать для Вашей компании оптимальное решение.

Специализация

Чаще всего, выбор неприбыльного  профиля работы связан с полным отсутствием  анализа деятельности конкурентов. Пять турагентств могут ужиться на одном этаже только в случае четкой дифференциации их продукта. Чем более популярным является предложение – тем большее значение приобретает удобное расположение офиса и отсутствие прямых конкурентов поблизости. А в том случае, если компания решает заниматься уникальным направлением – снижаются риски прямой конкуренции, но возникает риск полной зависимости от принимающей стороны и туроператоров, которые в любой момент по той или иной причине могут приостановить формирование туров в выбранную страну.

Внешние риски

Отношения с туроператорами

Поскольку турагентства выполняют  роль продавца туроператорского продукта, их репутация и устойчивость на рынке  в большинстве своем зависит  от качества этого самого продукта. В случае, если поездка срывается  по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий, или программа страхования – по сути является «ложкой дегтя», способной испортить впечатление от всей поездки. Один-два кричащих репортажа по телевидению с упоминанием оператора и агента, и репутация может потянуть турагентство на дно. Поэтому выбор туроператора – это задача, требующая действительно серьезного подхода. Решению вопроса может помочь посещение специализированных выставок, на которых представлены услуги ведущих туроператоров по всем направлениям. В финансовом плане, проблемы, возникающие у туроператора (к примеру, срывы договоров с принимающей стороной при полной предоплате), могут отразиться на турагентстве снижением их маржи, т.е. разницы между ценой покупки и ценой продажи.

Непредвиденные обстоятельства

Войны, теракты и катаклизмы являются наименее прогнозируемым риском в работе турагента и туроператора. Сложно предугадать как саму проблему, так и реакцию туристов на нее. В случае войны теряет и туроператор и турагент, продававший путевки на это направление и позиционировавший себя как специалист по данной стране. Теракты и стихийные бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства. Масштабы обычно зависят от величины проблемы и времени освещения ее в прессе. Чем быстрее журналисты забывают о случившемся, тем быстрее бизнес снова входит в свое русло. Одним из способов продержаться во время тотального снижения спроса является наличие альтернативных направлений.

Наличие подобных рисков и количество ежегодно сходящих с арены туристических агентств доказывает то, что вопреки сложившемуся стереотипу, этот бизнес вовсе не является таким простым, как кажется на первый взгляд. И как любое дело он требует тщательного и продуманного подхода.

Чем реально рискует туристская компания

 

Интервью с руководителями крупных  туристских компаний.

Скай Лэнд

Виктория ТРУБИЦЫНА, ген. директор «Скай Лэнд». Наличие различных  рисков и количество ежегодно закрывающихся  турагентств показывает, что этот бизнес не является таким простым, как  кажется на первый взгляд. И, как любое дело, он требует тщательного и продуманного подхода. Наиболее распространенные риски в туристическом бизнесе возникают на разных этапах.

Сезонность. Эта проблема обычно затрагивает  даже крупные компании, работающие на рынке не один год, а новичкам и вовсе первое время стоит планировать убытки. Вне сезона отпусков новая компания может даже не выйти на самоокупаемость.

Персонал. Очень важен подбор персонала. Принятие решения туристом о покупке  путевки на 50% может зависеть от менеджера турагентства. Ему непременно нужно обладать знанием предлагаемого продукта, умением общаться с клиентом, предоставлять ему необходимую информацию, быть вежливыми и терпеливыми.

Туроператоры. Турагентства выполняют  роль продавца туроператорского продукта, поэтому их репутация и устойчивость на рынке в значительной степени зависят от качества этого самого продукта. Если поездка срывается по вине туроператора, клиент запомнит именно агентство, продавшее ему эту путевку, и вряд ли когда-либо в него вернется. Причем любая отдельная недоработка со стороны туроператора – будь-то встреча в аэропорту, бронирование гостиничных номеров, организация экскурсий или программа страхования – по сути является ложкой дегтя, способной испортить впечатление от всей поездки.

Внешние факторы, к которым относятся  войны и катаклизмы. Это наименее прогнозируемый риск в работе турагента  и туроператора. Сложно предугадать  саму проблему и реакцию туристов на нее. Как правило, войны и стихийные  бедствия сопровождаются резким снижением цен на данное направление и, соответственно, снижением дохода агентства.

Существуют постоянные риски для  агентств любого возраста 

ОРКО-ТУР

Юрий ГРИГОРЬЕВ, ген. директор ООО  «ОРКО-ТУР». Определение рисков в  турагентском бизнесе – главная  составляющая стратегического планирования работы турфирмы с момента ее открытия и на протяжении всей ее деятельности. Разные этапы жизни компании характеризуются разными рисками и, соответственно, разными методами противостояния им.

Существуют постоянные риски, угрожающие любому турагентству независимо от «возраста» и на которые агентство не может влиять никоим образом.

Политическая, экономическая, военная, социальная обстановка в местах отдыха. Вспоминается случай: когда в Турции в районе Стамбула произошло крупное  землетрясение, то телефоны у меня в агентстве «молчали» несколько дней. Приходилось объяснять купившим туры туристам, что район бедствия находится на весьма удаленном расстоянии от анталийских курортов и что вероятность возникновения землетрясения на курортах не больше, чем в Москве. Теракт 11 сентября в США также «отключил» на пару дней наши телефоны. Таких примеров великое множество.

Различного рода овербукинги (перепродажи  мест размещения) в местах отдыха. Очень  неприятная для агентства ситуация, которую сложно регулировать. Для уменьшения последствий таких рисков любое, даже мультибрендовое агентство, должно ограничивать число поставщиков (туроператоров) и внимательно отслеживать ситуацию на рынке туруслуг.

Информация о работе Внешние риски в туристической фирме