Влияние налоговой нагрузки на развитие предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Республика Беларусь вступила на путь рыночных преобразований, что потребовало адекватных изменений механизма государственного регулирования развития народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

Курсовая МОЯ.docx

— 46.32 Кб (Скачать)

 По принципам построения  различают пропорциональные (ставка  остаётся неизменной при увеличении  или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются  по мере увеличения дохода  налогоплательщика и уменьшаются  по мере его сокращения) налоги.

 В зависимости от  характера использования налоги  делятся на общие и специфические (целевые). Общие поступают в казну государства и используются для общегосударственных нужд, специфические имеют строго определённое назначение. [7]

 В литературе, автор  которой Кажуро Н.Я, говорится, что помимо прямых и косвенных налогов существует также группа платежей, включаемых в себестоимость и тем самым участвующих в формировании цены производимой продукции. По этому признаку большинство экономистов причисляют указанные платежи к косвенным налогам. Вместе с тем им присущи и признаки прямых налогов, поскольку имеется вполне определенный объект обложения, непосредственно не связанный с объемами и результатами хозяйственной деятельности. Например, социальные платежи, исчисляемые от фонда заработной платы, отчисления в фонд охраны природы и другие ресурсные платежи уплачиваются вне зависимости от того, реализована ли произведенная продукция. И даже в случае, когда предприятие вовсе не осуществляло производственной деятельности и не использовало природных и трудовых ресурсов, налог на землю оно все равно обязано уплатить. В этом главное отличие указанной группы налогов от косвенных, непосредственно связанных с объемом реализации продукции, и от прямых, зависящих от финансовых результатов хозяйственной деятельности. Поэтому платежи, включаемые в себестоимость и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов, он называет смешанными.

 Кроме того, автор выявляет  также государственные и местные  (муниципальные) налоги. Первые взимаются  правительством в центральный  бюджет, вторые – местными органами  власти и пополняют местные  бюджеты. [2]

Необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную  деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме  налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В результате для государства налоги являются основной статьей доходов бюджета. В настоящее время во всех развитых странах на долю налогов приходится 80 - 90 % всех бюджетных.

Посредством налогов государство  осуществляет регулирование процессов  и тенденций, происходящих в межбюджетных отношениях, и через систему льгот и санкций оказывает опосредованное воздействие на производителей товаров, работ, услуг.

Налоги являются самой  болевой точкой хозяйства. Нет и вряд ли будет налоговая система, которой одинаково удовлетворятся как предприниматели, так и государственные органы.()

 

    1.  Взаимосвязь налоговой политики и развития предпринимательства.

Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране.

Налоговая  политика представляет собой комплекс мер в области налогового  регулирования, направленного на установление оптимального  уровня  налоговой  нагрузки  в  зависимости  от  характера  поставленных в данный момент времени макроэкономических задач.(М)

Зачастую  от  грамотного,  профессионального  решения,  принятого  с  учетом  налоговых последствий,  зависит  судьба  бизнеса,  возможности  его  роста  и  развития.  Недоучет  этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом  оборачиваются  тяжелыми  финансовыми  потерями. [4. Барулин С.В]

На сегодняшний день вести  бизнес,  не  просчитав,  сколько  принесет  прибыли  та  или  иная  сделка  и  сколько потребуется  при  это заплатить  налогов,  практически  невозможно.  Проблемы налогообложения,  учета  и  управления  налогами  по  своей  значимости  сравнимы,  пожалуй, только  с  проблемами,  возникающими  непосредственно  в  ходе осуществления производственной  или  любой  другой предпринимательской  деятельности.  Значимость  эта выражается  в  конкретных  суммах,  которые  отдаются  государству.  Налоговые  платежи, охватывая  всю  производственную  и  хозяйственную  деятельность  организаций,  входя  во  все элементы,  определяющие  состав  цены,  влияют  на  эффективность  производства,  а  также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения. На практике же налоги, являясь мощнейшим инструментом  экономического  регулирования,  вторгаются  в сферу стратегических  решений, нередко вынуждая  кардинально менять  тактику действия  компании.  [4. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В.

 Налоговый менеджмент  Издательство: "Омега-Л"; 2007, 272 стр.]

Целенаправленная налоговая  политика в значительной степени  зависит от знания работниками, ответственными за исчисление и уплату налогов, того, какие налоги, в какие сроки  и куда необходимо уплатить, от умения этих работников разбираться в существующих законах способа снижения налоговых  выплат.()

При сопоставлении условий  предпринимательской деятельности в Беларуси и зарубежных странах, обращает на себя внимание чрезмерная налоговая жесткость белорусского законодательства. В Беларуси уровень  налогов почти в два раза превышает  тот, который можно было бы ожидать 

в стране с белорусским  уровнем дохода на душу населения. В 1998 г. доля поступлений в государственный бюджет и во внебюджетные фонды к валовому внутреннему  продукту  превысила 46%, хотя  среднее  соотношение  государственных доходов к ВВП в странах с таким, как в Республике Беларусь, уровнем дохода составляет примерно 25%. Такая высокая налоговая нагрузка привела к тому, что приостановили работу

50 тыс. белорусских субъектов  хозяйствования (или 27,8% из 180

тысяч зарегистрированных на учете в налоговых органах предприятий  и  индивидуальных  предпринимателей),  задолжав  бюджету 9,5 трлн. рублей.

Белорусские предприятия  вынуждены платить до двух десятков

налогов, что, во-первых, усложняет механизм налогообложения в целом;  во-вторых,  порождает  излишний  документооборот  и увеличивает затраты, связанные со взиманием налогов; в-третьих, ведет к многократному обложению одной и той же налоговой базы (в  частности,  оборота  по  реализации,  фонда  заработной  платы), что  стимулирует  инфляционное  повышение  цен.  Особенно  негативно  отражаются  на  конкурентоспособности  белорусских  предприятий многочисленные налоги, начисляемые на фонд заработной платы  и  включаемые  в  себестоимость  продукции.  Эти  налоги выступают  мощным  фактором  удорожания  товаров,  что  ведет  к трудностям сбыта, замедлению оборачиваемости капитала, уменьшению  массы  прибыли  и  другим  негативным  последствиям  для предприятий.

  В условиях Республики Беларусь непоследовательность налоговой политики, неясность принятых законов и подзаконных актов,

регулирующих  налогообложение,  ведут  к  их  произвольной  трактовке налоговыми органами (обычно в сторону ужесточения), что создает  дополнительные  трудности  для  налогоплательщиков.  В настоящее  время  даже  при  небольших  оборотах  предпринимательские  структуры  часто  вынуждены  иметь  специального  бухгалтера для  заполнения  и  расчетов  по  большому  количеству  налоговых форм,  что  отрицательно  влияет на  эффективность предпринимательской деятельности.

В Республике Беларусь происходят неоправданно частые изменения порядка налогообложения, сопровождающиеся их внесением «задним  числом»,  включая  изменения  в  налогообложении,  ухудшающие  положение  налогоплательщика.  О  многих  нормативных актах предприниматели часто узнают только в ходе ревизии при начислении на их предприятия больших штрафов. Такие действия вызывают  у  предпринимателей  неуверенность  в  будущем,  не позволяют им планировать свое развитие на перспективу и ставят вопрос о целесообразности вывоза капитала в страны с более прогнозируемыми изменениями в законодательстве.(В)

Сущность принципа оптимальности  налогового планирования в том, что  использование механизмов, уменьшающих  размеры налоговых обязательств, не должно приводить к ущербу интересам  собственников предприятия и  стратегическим целям развития. Один из главных вопросов налогового планирования – поддержание оптимального соотношения  между налоговыми платежами и  той частью прибыли, которая остается в распоряжении предприятия для  осуществления инвестирования и  обеспечения финансовой устойчивости.

Таким образом, налоговое  планирование является важнейшей составляющей частью налоговой политики предприятия.()

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Анализ налоговых поступлений от предпринимательского сектора в РБ.

 

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год составил 21 %, в том числе от юридических  лиц – 18,4 %, от индивидуальных предпринимателей –  2,6 %.

О развитии малого и среднего предпринимательства

 

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в  республике состоит на учете 90497 субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц. По сравнению с аналогичным  периодом 2010 года количество юридических  лиц – субъектов малого предпринимательства  увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года –  также увеличилось на 4303 (или на 5%).

 

По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов  среднего предпринимательства.

 

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.

 

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства  на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том  числе от субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц – 18,4%, от субъектов  среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.

 

Как известно, налоговое  законодательство одно из самых сложных  и динамично развивающихся в  нашей стране. Поэтому очень важно  не только иметь квалифицированных  специалистов в области налогообложения, но и своевременно отслеживать те изменения и дополнения, которые  вносятся в акты налогового законодательства. Так как, в противном случае, отсутствие соответствующего контроля и осведомлённости может привести к неблагоприятным последствиям для субъекта хозяйствования [13].

Существует общий порядок  исчисления налогов и две упрощенные системы налогообложения (без выделения  НДС и с выделением НДС), доходы физических лиц облагаются по ставкам  подоходного налога.

ИП могут уплачивать налоги по одной из систем налогообложения  и в зависимости от того, какую  систему он выберет, соответствующие  налоги он и будет платить.

Налоговые  платежи  составляют  весомую  долю  в  финансовых  потоках  организаций.(4)

Как известно, налоговое  законодательство одно из самых сложных  и динамично развивающихся в  нашей стране. Поэтому очень важно  не только иметь квалифицированных  специалистов в области налогообложения, но и своевременно отслеживать те изменения и дополнения, которые  вносятся в акты налогового законодательства. [5. Декрет Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 N 9 "О некоторых вопросах регулирования предпринимательской  деятельности в сельской местности"].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

Пути совершенствования налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей в Республики Беларусь

Следует сказать, что отличие  белорусской системы налогообложения  состоит ещё в том, что помимо основных налогов, в ней есть отчисления в целевые бюджетные фонды, которые  не предусмотрены законодательством,  а регламентируются, как правило, специальными правовыми актами. К  их числу относятся инновационные  фонды, фонд национального развития, фонд охраны природы, фонд организации  сбора (заготовки) и использования  отходов в качестве вторичного сырья, фонд (резерв) универсального обслуживания. При этом действующий порядок  формирования и использования инновационных  фондов приводит к росту затрат, создаёт неравные условия хозяйственной  деятельности для предприятий различных  отраслей и форм собственности [22, с 7].

Малое предпринимательство  в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Индексация стандартных  налоговых вычетов и предельной суммы месячного дохода, измененных в сторону увеличения вычетов  для ИП, а также внесение существенных новшеств в порядке исчисления и  уплаты подоходного налога, увеличит доход ИП, что даст хороший толчок для развития предпринимательства.

В Беларуси наблюдается тенденция  уменьшения объёмов экспорта товаров белорусского производства и, как следствие, увеличения запасов готовой продукции на складах предприятий республики[25].

Это происходит несмотря на тот факт, что, к примеру, только в Минске около 80% всех ИП занимается реализацией продукции, произведённой за пределами Беларуси. Это обусловлено тем, что ИП уплачивают двойную ставку единого налога. Поэтому даже незначительное, малое увеличение ставки приводит к большим отчислениям, т.е. уплатой налога.

Информация о работе Влияние налоговой нагрузки на развитие предпринимательства