Условия входа и выхода на рынок промышленного сектора страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение условий входа и выхода на рынок промышленного сектора страны на примере ОАО ГМК «Норильский Никель».
Исходя из поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретико-методические термины исследуемых секторов экономики;
провести анализ и оценку деятельности промышленного сектора экономики;
изучить современные экономические механизмы развития промышленного сектора экономики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретико-методические термины исследуемых 7
секторов экономики 7
1.1. Экономическая сущность и принципы деления 7
на сектора экономики 7
1.2. Методы оценки и критерии деятельности 11
секторов экономики 11
1.3. Экономические механизмы в развитии секторов экономики 15
2. Анализ и оценки деятельности промышленного сектора экономики 20
2.1. Организационно-экономическая характеристика развития промышленного сектора экономики 20
2.2 Анализ деятельности промышленного сектора экономики 29
2.3 Оценка перспектив развития 32
3. Современные экономические механизмы развития промышленного (цветная металлургия) сектора экономики 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Условия входа и выхода на рынок промышленного сектора страны.docx

— 137.13 Кб (Скачать)

Таким образом, коэффициент локализации показывает, во сколько раз доля того или иного вида деятельности в экономике региона выше (ниже) ожидаемого среднего значения по России в целом. Наибольшее значение коэффициента локализации будет идентифицировать потенциальную базовую отрасль (вид деятельности) для формирования регионального кластера.

  1. Следующим элементом анализа секторов экономики, видов деятельности является сравнительный анализ качественных показателей по видам деятельности. В частности, интересен анализ таких показателей, как:
  • производительность труда по видам экономической деятельности;
  • рентабельность предприятий по видам экономической деятельности.

Для указанных выше показателей находится отношение значения показателя по конкретному виду деятельности к среднему значению показателя по экономике региона в целом. Очевидно, большее значение данного отношение будет соответствовать приоритетным видам деятельности региона для формирования кластера.

  1. Сопоставление показателей с аналогичными показателями в целом по Российской Федерации.

Наряду с анализом видов деятельности в рамках одного региона, проводится сравнение значений указанных в п.3 показателей со среднероссийскими показателями по соответствующим видам деятельности.

Наличие более высоких значений указанных показателей по сравнению с аналогичными показателями в среднем по России свидетельствуют в пользу кластерной организации производства и целесообразности использования кластерного подхода.

  1. На данном этапе выявляются экспортные виды деятельности с высокооплачиваемыми рабочими местами. Высокооплачиваемые виды деятельности определяются путем нахождения так называемого фактора экономического процветания. Фактор экономического процветания – это показатель экономической значимости вида деятельности, определяется он как отношение заработной платы одного работника по виду деятельности к средней заработной плате на одного работника по региону в целом. Если отношение выше единицы, то экономическая значимость вида деятельности в регионе выше региональной средней.

Описанные выше коэффициенты являются основой для определения профильных и приоритетных для региона видов деятельности, которые могут являться основой создания кластера.

 

1.3. Экономические механизмы в развитии секторов экономики

Наличие сырьевых ресурсов предоставляет значительные возможности для развития. Вместе с тем в долгосрочном плане темпы экономического роста в странах, богатых природными ресурсами, как правило, оказываются ниже ожидаемых, поскольку сырьевая рента повышает макроэкономическую волатильность и снижает стимулы к улучшению качества институциональных структур. Чтобы избежать «ресурсной ловушки», такие страны разработали ряд стратегий экономической диверсификации; впрочем, их реализация не всегда была успешной. Ключевой задачей остается совершенствование институтов.

Экономическое развитие стран, богатых ресурсами, в последние десять лет во многом зависело от характера использования сырьевого богатства и решения сопутствующих проблем. С одной стороны, благодаря доходам от продажи сырья в распоряжении правительств оказались огромные бюджетные ресурсы. С другой — экспорт сырья и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в добывающие отрасли способствовали масштабному притоку средств в иностранной валюте, что осложнило процесс управления экономикой на макроуровне и обусловило незащищенность этих стран от резких колебаний цен на сырье5.

В долгосрочной перспективе показатели роста стран, богатых ресурсами, нередко оказываются хуже, чем в более бедных странах со сравнимым исходным уровнем доходов на душу населения. Это привело к возникновению концепции «ресурсного проклятия»: в долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать, сколько замедлять экономическое развитие.

В долгосрочном плане темпы  роста определяются темпами накопления капитала, увеличения численности рабочей силы и технологического прогресса. Доходы от природных ресурсов позволяют повысить темпы роста за счет финансирования накопления капитала и создания стимулов для привлечения частных инвестиций, особенно в сектор природных ресурсов. Кроме того, благодаря доходам от сырьевых ресурсов развивающиеся страны могут выбраться из «ловушки отсталости». Если вложения в разработку новых технологий связаны с существенными постоянными издержками, а спрос на продукцию определенного сектора зависит от капиталовложений в других секторах, экономика страны сталкивается с угрозой хронического недофинансирования и низких темпов роста. Имея сырьевые ресурсы, можно резко расширить агрегированный спрос, что приведет к росту инвестиций и позволит выбраться из этой ловушки.

Но наличие сырьевых ресурсов может дестимулировать инвестиции, свести на нет положительный эффект ресурсного богатства и сформировать условия для возникновения «ресурсного проклятия». Они проявляются в двух сферах: накоплении физического и человеческого капитала (особенно в секторах, не связанных с ресурсами) и развитии политических институтов.

Политические и экономические институты играют определяющую роль в экономическом развитии. При отсутствии защиты прав собственности экономические агенты, опасаясь ее экспроприации государством, не будут активно инвестировать в экономику. При наличии развитых институтов (четкого законодательства по регулированию финансовых рынков, независимых и компетентных судов, некоррумпированных и эффективных правоохранительных органов) повышается отдача от вложенных средств и усилий предпринимателей.

Чтобы оценить воздействие  природных ресурсов на институты, нужно  исследовать стимулы тех, кто  имеет возможность влиять на процесс  институционального развития. Например, политики могут быть заинтересованы в экономическом росте, но одновременно стремятся получить собственную ренту. Развитые экономические институты создают благоприятные условия для экономического роста, ограничивая возможности политиков извлекать ренту и побуждая их совершенствовать институты. Так, если суды и регуляторы не зависят от органов политической власти, то политики и государственные чиновники вынуждены связывать возможность сохранения власти с более высокими экономическими показателями, а не с использованием ренты в личных целях.

Политики могут присваивать  природную ренту только в условиях слабых институтов. Следовательно, при  росте доходов от эксплуатации природных  ресурсов они предпринимают попытки  не допустить укрепления институтов. В странах с изначально слабыми  институтами изобилие ресурсов тормозит или даже обращает вспять процессы развития институтов, что, в свою очередь, замедляет экономический рост. В  результате богатые ресурсами страны попадают в «ловушку развития» —  порочный круг недоразвитости институтов и отсутствия стимулов к их совершенствованию.

Кроме того, для стран, богатых  ресурсами, характерен высокий уровень  имущественного неравенства. Сильное  неравенство может затормозить  экономическое развитие по ряду причин. Более высокие значения коэффициентов  Джини свидетельствуют об углублении имущественного неравенства.

При выборе экономической  политики страны, богатые ресурсами, сталкиваются с рядом трудностей. Некоторые касаются самого сектора  природных ресурсов, в частности: насколько быстро следует его  развивать?

Необходима экономическая  политика, которая позволит использовать получаемые от продажи ресурсов доходы на цели экономического развития, одновременно смягчая влияние «ресурсного проклятия». Она должна предусматривать ряд мер по следующим направлениям6:

  • диверсификация позволяет устранить важнейшую причину «ресурсного проклятия» — перекос в экономике, вызванный извлечением ресурсной ренты;
  • снижение волатильности смягчит отрицательное влияние чрезмерной сырьевой зависимости на экономический рост;
  • развитие финансового сектора позволит поддержать в первую очередь предприятия, зависящие от внешних источников финансирования и работающие в отраслях, не связанных с добычей ресурсов;
  • уменьшение имущественного неравенства может ограничить концентрацию извлечения ренты (тогда ее придется делить с широким кругом экономических агентов).

Диверсификацию часто  осуществляют с помощью мер вертикальной промышленной политики. Они подразумевают  выбор «предприятий-победителей» и  установление режима благоприятствования  для конкретных, не связанных с  добычей ресурсов отраслей промышленности (например, для отдельных обрабатывающих производств). К таким мерам относятся  снижение налогов, выдача субсидий (дотаций), защита от иностранных конкурентов, прямые государственные инвестиции.

Альтернативу вертикальной составляет горизонтальная политика. Меры в рамках этой политики создают  стимулы для диверсификации без  упора на конкретные секторы, путем  повышения доходности частных инвестиций в физический и человеческий капитал  во всех отраслях экономики. К таким  мерам относятся усиление защиты прав собственности, укрепление механизмов исполнения договорных обязательств и  финансового регулирования, а также развитие системы образования, инфраструктуры и финансового сектора.

Наличие сырьевых ресурсов создает широкие возможности  для финансирования инвестиций, образования  и в конечном счете — для  экономического роста. Вместе с тем  нестабильность цен на ресурсы может  вызвать волатильность макроэкономических показателей, что отрицательно сказывается  на инвестиционной активности (в том  числе и на инвестициях в человеческий капитал), особенно в странах с  неразвитыми финансовыми институтами. Но главная проблема заключается  в том, что в условиях высокой  ресурсной ренты у элит появляется стимул к поиску личной выгоды, а  не к созданию институтов с целью  поддержать экономический рост.

Чтобы решить эти проблемы, богатые ресурсами страны могут  обеспечить диверсификацию своих экономик с помощью ряда стратегий: прямые инвестиции в избранные несырьевые отрасли; инвестиции в инфраструктуру и сферу образования в интересах  развития всех несырьевых отраслей; перераспределение  бюджетных доходов для более  равномерного доступа населения  к ресурсному богатству; развитие финансовой системы и превращение ее в  эффективно действующего посредника по привлечению средств, полученных от продажи сырья и из других источников, во все отрасли экономики. Они  также могут создавать государственные  фонды национального благосостояния для аккумулирования большой  части доходов от углеводородов  в целях устранения макроэкономической волатильности, защиты ресурсной ренты  и обеспечения прозрачности ее использования.

 

2. Анализ и оценки деятельности промышленного            сектора экономики

(анализ проведен  на материалах ГМК «Норильский никель»)

2.1. Организационно-экономическая характеристика развития промышленного сектора экономики

ГМК «Норильский никель» – крупнейшая российская горно-металлургическая компания, которая производит четыре основных металла – никель, медь, палладий и платину, а также множество побочных металлов, таких как кобальт, родий, серебро, золото, теллур, селен, иридий, рутений. Предприятия Группы занимаются поиском, разведкой, добычей, обогащением и металлургической переработкой полезных ископаемых, производством, маркетингом и реализацией драгоценных и цветных металлов.

В период структурной перестройки  промышленности страны в 1989 году на основе добровольного объединения пяти предприятий, входящих ранее в объединение «Союзникель» Министерства цветной металлургии был создан Российский государственный концерн по производству металлов.

В состав его вошли следующие  предприятия:

  1. Норильский горно-металлургический комбинат;
  2. комбинат «Североникель»;
  3. горно-металлургический комбинат «Печенганикель»;
  4. Красноярский завод цветных металлов;
  5. Оленегорский механический завод;
  6. институт «Гипроникель», присоединившийся позже.

В апреле 1994 года концерн был преобразован в Российское акционерное общество (РАО) по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель», а входящие в него предприятия стали дочерними АО (акционерными обществами).

Основой такого объединения  явилась общая технологическая  схема переработки сульфидных медно-никелевых  руд. Предприятия являются единым производственным комплексом и связаны кооперацией, обеспечивающей наиболее полное использование  производственных мощностей, максимальное извлечение цветных компонентов  из перерабатываемого сырья и  получение максимальной прибыли.

Среди 200 крупнейших компаний России РАО «Норильский никель» является бесспорным лидером в сырьевом секторе и занимает 4-е место по объему прибыли, 6-е - по объему продаж и 7-е по рыночной стоимости.

РАО «Норильский никель» обеспечивает пятую часть потребности мирового рынка в никеле, кобальте, а также 40% мирового производства металлов платиновой группы. Производя в России более 70% меди, предприятия РАО попутно извлекают из сырья золото и серебро.

Помимо цветных и драгоценных  металлов, РАО «Норильский никель»   выпускает теллур, селен, серу техническую и серную кислоту, строительные материалы (в том числе теплоизоляционные), изделия из природного камня.

Информация о работе Условия входа и выхода на рынок промышленного сектора страны